Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:16, курсовая работа
В наше время все мы должны разбираться в маркетинге. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Необходимо разбираться в маркетинге и роли потребителей, и в роли граждан. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей.
Введение………………………………...….2
1. Теоретические аспекты маркетинга………….3
1.1 Сущность и принципы маркетинга………………3
1.2 Цели и функции маркетинга……………………………5
2. Роль маркетинга в деятельности предприятия………………..7
2.1 Место маркетинга в системе управления предприятием…………7
2.2Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления предприятием………………………………….……10
3. Маркетинговые исследования предприятия…………..14
3.1 Исследование потребителей………………………………..14
3.2 Исследование товарного рынка…………………………………..14
3.3 Исследование конкурентов и фирменной структуры рынка…………15
3.4 Сущность товара в маркетинге……………………………………………….15
3.5 Сбытовая политика предприятия…………………………………………..……….16
Заключение……………………………………….17
Список литературы………………………………………18
В заключении необходимо
отметить, что никакая структура
управления не является наилучшей, так
как у всех могут быть достоинства
и недостатки.
Следовательно, она (структура) должна
периодически анализироваться в связи
с ее успехами или неудачами на рынке,
и, в случае необходимости, перестраиваться
в направлении ликвидации отдельных служб
и создания других и т.п., а также изменения
ее субкультур и организационной культуры
в целом для достижения соответствующих
краткосрочных и долгосрочных целей организации
(предприятия).
2.3. Организационное построение служб маркетинга предприятия.
Управление маркетингом предполагает построение организационной структуры службы маркетинга.
Для установления
реальных связей производителя с
рынком прежде всего необходимо добиться,
чтобы организационно-
Маркетинговая служба
предприятия представляет собой
подразделение, действующее на основе
принципов и методов
Успешное функционирование маркетинговой службы предприятия предполагает комплексную деятельность экономического, валютно-финансового, планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера, что предопределяет высокие требования к уровню теоретической подготовки персонала этой службы.
Существует несколько ориентаций организационных структур маркетинговых служб на предприятии. Наиболее распространенная из них – функциональная, товарная, региональная и сегментная.
Функциональная ориентация организационных структур маркетинговой службы применяется, если количество реализуемых предприятием товаров невелико, а число рынков не превышает четырех-пяти. В этом случае специалисты, подчиненные маркетинг – директору, выполняют определенные функции и несут персональную ответственность за конкретный участок работы.
Однако с расширением
Товарная ориентация
организационной структуры
При такой организации
маркетинга происходит специализация
и появляется возможность координировать
усилия отдельных сотрудников в
русле общих целей и задач
предприятия. Товарная ориентация наиболее
ярко проявляет свои положительные
свойства, когда требования к рекламе,
организации сбыта и
Региональная ориентация
организационной структуры
Региональная ориентация
позволяет более глубоко
Стремясь свести к минимуму недостатки и воспользоваться достоинствами товарной и региональной ориентации, некоторые предприятия прибегают к сегментной (направленной на покупателя) ориентации службы маркетинга, которая заключается в том, что с каждым определенным сегментом потенциальных покупателей (независимо от того, на каком географическом рынке этот сегмент находится) работает отдельный специалист. При такой весьма сложной организации можно обеспечить лучшую координацию подразделений и служб предприятия.
Под сегментацией, как известно, понимается деление всех покупателей, где бы они не находились, на определенные группы (сегменты), характеризующиеся общностью основных требований к товару, а также единой мотивацией покупок. Благодаря разделению рынков на сегменты открывается возможность приводить в соответствие емкость рынка (точнее, емкость суммы сегментов всех рынков) и производственные мощности предприятия. Более достоверным становится и прогнозирование.
Для осуществления
маркетинговой деятельности могут
создаваться временные
При обосновании ориентации маркетинговых служб необходимо учитывать требования к их функционированию. Создаваемые структуры должны обеспечивать гибкость, адаптивность и мобильность системы; прямую и обратную связь между маркетинговыми функциональными службами общего управления предприятием; относительную простоту структуры; соответствие структуры маркетинговой службы степени ее эффективности и объему продаж предприятия, специфике ассортимента производимой продукции и услуг, числу и объему рынков сбыта и их характеристикам.
3. Маркетинговое исследование предприятия.
В современном мире предприятие может добиться успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя. Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое включает его потребности и требования.
Изучение потребителей начинается с изучения их потребностей. Выявление потребностей – одна из ключевых целей маркетингового исследования. Когда маркетолог узнает потребность потребителя, он может спрогнозировать его дальнейшее поведение и возможность его покупки данного товара.
В исследовании потребителей важную роль играют мотивационные факторы покупки товара. К таким факторам относятся: мотивы выгоды, снижения риска, признания, удобства, свободы и мотив познания.
Исследованием товарного рынка – это исследование рынка отдельного товара или группы товаров. Исследование рынка ставит своими целями изучение соотношения спроса и предложения на товар, определение емкости рынка, определение доли конкурентов на рынке, сегментацию рынка, определение конъюнктуры рынка.
Основная цель изучения
конъюнктуры рынка – установить
связь между деятельностью
Емкостью рынка – это объем продукции, который может вместить рынок без существенных изменений в своей структуре. Маркетинговая служба исследует показатели потенциала рынка, обрабатывает и анализирует данные и на их основе прогнозирует увеличение или уменьшение потенциала рынка, что ведет к увеличению или уменьшению объема выпускаемой предприятием продукции.
Сегментация рынка – это разделение рынка на отдельные области для сбыта товаров. Сегментация происходит по ряду признаков.
Изучая различные
аспекты, с которыми приходится сталкиваться
предприятию, маркетинг помогает сэкономить
средства на пробные выпуски товаров
в заранее неэффективных зонах.
Хотя предприятие затрачивает
В исследовании конкурентов, во-первых, должна явиться оценка степени конкуренции на выбранном рынке (совершенная, несовершенная конкуренция или монополия).
Далее следует определить: какую часть рынка контролирует конкурент, насколько быстро происходит его развитие, качество товара конкурента, его цену, форму рекламы и сбыта, техническую поддержку.
При правильно проведенном
исследовании возможно открыть недостатки
и преимущества конкурента, узнать
о его слабых и сильных сторонах,
что впоследствии несомненно скажется
на прибыли и развитии фирмы. Изучение
фирменной структуры рынка
Исследование фирменной структуры рынка также включает в себя изучение транспортных компаний, страховых организаций и др. Это помогает фирме сразу почувствовать себя уверенней на зыбкой почве еще неосвоенного рынка.
Под товаром принято
понимать вещь, предназначенную для
потребления, либо конечного, либо потребления
ради производства другого товара.
Маркетинговая сущность товара несколько
отличается от общепринятой, так как
то, что принято называть товаром
в общем смысле, в маркетинге называется
продуктом. Продукт – это составная
часть товара, которая несет в
себе основные качества, ради которых
был куплен товар. Например, произведя
сахарин (суррогат сахара) нельзя назвать
его товаром без
Продукт превращается в товар при использовании на него инструментов маркетинга, к которым относятся дизайн, реклама, правильно налаженный сбыт, прочная связь с общественностью.
Таким образом, товар для маркетолога состоит из продукта, его поддержки и инструментов маркетинга. На примере сахарина это можно показать в виде составных частей: продукт – сахарин, заменитель сахара, поддержка – упаковка, условия транспортировки, хранения, применения, инструменты маркетинга – дизайн упаковки, рекламная кампания.
Система сбыта товара
– одна из важнейших в маркетинговой
политике предприятия. В сбытовой политике
маркетологи затрагивают
Выбор оптимального
канала сбыта является одним из пунктов
сбытовой политики предприятия. Реализация
продукции в большинстве
Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.
Канал распределения – это путь передвижения товаров от производителей к потребителям. Они могут быть трех видов: прямые, косвенные и смешанные.
Прямые каналы связаны
с перемещением товаров и услуг
без участия посреднических организаций.
Они чаще всего устанавливаются
между изготовителями и потребителями,
которые сами контролируют свою маркетинговую
программу и располагают
Косвенные каналы
связаны с перемещением товаров
и услуг сначала от изготовителя
к незнакомому участнику-