Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:02, курсовая работа
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п.
Введение
3
Глава 1 Сущность, цели, задачи и принципы маркетинга
1.1 Сущность маркетинга и его роль в экономике
4
1.2 Состояние спроса и задачи маркетинга
7
1.3 Концепции управления маркетингом. Цели и задачи маркетинга
8
1.4 Принципы маркетинга
12
Глава 2 Особенности маркетинга в разных странах
2.1 Особенности маркетинга в России
13
2.2 Отношение к маркетингу в современной России
16
2.3 Особенности маркетинга в США
18
2.4 Особенности маркетинга в Японии
21
Заключение
24
Список используемой литературы
25
Существует пять разных подходов в управлении маркетингом:
1. Концепция совершенствования производства, которая утверждает, что потребители предпочитают товары с низкими ценами, следовательно, надо снижать затраты в производстве.
2. Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребители предпочитают качественные товары и в этом случае стимулирование сбыта не требуется.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий базируется на том, что товары не будут покупать без значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
4. Концепция маркетинга строится на утверждении, что фирма должна выявить с помощью исследований запросы и нужды точно очерченного рынка и обеспечить их желаемое удовлетворение.
5. Концепция социально-этического маркетинга провозглашает своим принципом достижение целей организации и ее способность обеспечить потребительскую удовлетворенность и долговременное благополучие и потребителя и общества в целом.
Практически деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей и в качестве покупателей, и в качестве продавцов, и в качестве рядовых граждан.
-9-
Цели маркетинга:
максимально высокое потребление, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.
Эти цели решает маркетинговый цикл, который включает: маркетинговые исследования, маркетинговый синтез, стратегическое планирование, оперативное планирование и реализацию планов, контроль и информационное обеспечение.
Маркетинговый цикл – процесс, начинающийся с выдвижения целей и конкретных задач маркетинга и завершающийся контролем и оценкой результатов маркетинговой деятельности. Маркетинговый цикл охватывает: выдвижение и обоснование концепции, разработку стратегии, составление плана и программы, осуществление маркетинговой деятельности, контроллинг; на всех этапах Маркетингового цикла постоянно осуществляется сбор и анализ маркетинговой информации, происходит оценка ситуации, составляются прогнозы в соответствии с планом маркетингового исследования.
В строгом смысле, маркетинговое исследование — это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга. То есть, маркетинговое исследование предполагает сбор и анализ данных, которые требуются для маркетинговой деятельности. Маркетинговое исследование — это начало и логическое завершение любого цикла маркетинговой деятельности предприятия. Маркетинговое исследование необходимо, чтобы уменьшить неопределенность, которая всегда сопутствует принятию маркетинговых решений.
Конечно, «солидные» определения из книжек уважаемых авторов — куда весомее, чем приведённое выше объяснение. Поэтому для тонких ценителей приведём классическое определение Ф. Котлера: «Маркетинговые исследования — это систематический сбор и объективная запись, классификация, анализ и представление данных, относящихся к поведению, потребностям, отношениям, мнениям, мотивациям и т.д. отдельных личностей, предприятий, государственных учреждений в контексте их предпринимательской, экономической, общественной, каждодневной деятельности».
Маркетинговые исследования могут дать информацию относительно множества аспектов, связанных с рынком. Однако не следует путать маркетинговое исследование и исследование рынка. Маркетинговые исследования — более общее понятие, которое включает в себя исследования рынка, исследования потребителей, исследования конкурентов и так далее.
-10-
Маркетинговые исследования позволяют:
принимать более обоснованные управленческие решения;
лучше узнать потребности и предпочтения покупателей;
оценить рыночные перспективы продуктов;
оценить и повысить эффективность кампании по продвижению товаров/услуг;
выбрать наиболее эффективные средства продвижения товаров/услуг;
определить Ваши сильные и слабые стороны по отношению к конкурентам;
выработать эффективные способы противодействия конкурентам.
В последние годы появился ряд факторов, усиливающих значимость маркетинговой информации:
а) маркетинговая среда изменяется очень динамично;
б) всё больше компаний работают на дистанционно удалённых рынках;
в) потребители становятся всё более искушёнными, разборчивыми.
Участники рынка нуждаются в оперативной, чёткой и проверенной маркетинговой информации. Поэтому маркетинговые исследования должны проводиться профессионально и продуманно на всех этапах, начиная от выбора типа маркетингового исследования и заканчивая методами обработки данных и формой представления результатов.
Во многих крупных компаниях-производителях существуют маркетинговые отделы, которые занимаются продвижением товаров, услуг на рынке и сбором маркетинговой информации (о рынке, конкурентах и т.п.). Однако существуют также и специализированные компании, которые занимаются проведением маркетинговых исследований. Основным преимуществом независимого маркетингового агентства в сравнении с маркетинговым отделом компании является его объективность и профессионализм.
Большинство региональных компаний обходятся без серьёзных исследований рынка, либо предпочитают проводить маркетинговое исследование своими силами. У этого выбора есть и положительные, и отрицательные стороны. В любом случае принимать решение необходимо взвешенно, определившись с задачами и масштабами планируемого исследования.
Маркетинговый синтез – это система управления комплексом мероприятий по изучению спроса и оптимальному сбыту продукции, направленная на предложение потребителю товара или услуги, наиболее полно удовлетворяющей его потребностям. Маркетинговый синтез необходим при выпуске нового продукта на рынок, для формирования и укрепления лидерских позиций, при перепозиционировании и т.д.
-11-
Маркетинговый синтез представляет собой исследовательскую работу, которая основана на западной методологии и учитывает рыночную политику российских организаций.
Маркетинговый синтез включает:
1) Исследование рынка, сбор маркетинговой информации (конкурентная разведка, исследование поставщиков).
2) Формирование фокус-групп, изучение целевой аудитории.
3) Проведение исследования спроса (анкетирование, прямая рассылка и т.д.).
4) Анализ продукции/услуги по сравнению с конкурирующими предложениями.
5) Сегментирование рынка.
6) Изучение потребительского поведения в соотношении с возможностями компании.
7) Разработку стратегии позиционирования продукции/услуги.
Задачи маркетинга:
1. Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму.
2. Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
3. Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов.
4. Формирование ассортиментной политики фирмы.
5. Разработка ценовой политики фирмы.
6.Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики.
7. Сбыт продукции и услуг фирмы.
8. Коммуникации маркетинга.
9. Сервисное обслуживание.
-12-
1.4 ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА
Маркетинг основывается на следующих принципах:
1. Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности, реализацию товара на рынке в намеченных количествах и овладение определенной долей рынка в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием, фирмой, компанией, Этот принцип предусматривает изучение состояния и динамики потребительского спроса и использование полученных данных в процессе разработки и принятия хозяйственных решений. Необходимо максимально приблизить, приспособить производство к требованиям рынка с целью повышения эффективности функционирования предприятия» Критериями эффективности выступают норма и масса прибыли,
2. Применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них. Фирмы осуществляют воздействие на рынок, на потребительский спрос исходя из своих внутренних ресурсов, с помощью всех доступных средств (в частности, с помощью рекламы в целях его формирования в необходимом для нее направлении).
3. Направленность деятельности не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы на основе прогнозных разработок, моделирования товаров, рыночной квоты.
Принципы маркетинга, таким образом, направлены на достижение наилучших конечных результатов деятельности предприятий, обеспечение долговременной успешной работы предприятия, активное приспособление к требованиям потенциальных покупателей и формирование потребностей и спроса.
-13-
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИГА В РАЗНЫХ СТРАНАХ
2.1 ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В РОСИИ
Современный маркетинг, по мнению авторов одной из стаей периодического издания «Маркетинг в России и за рубежом», - это система регулирования скорости реализации товаров и услуг, а не абстрактная деятельность, направленная на удовлетворение безудержных потребностей покупателе товаров широко потребления посредством обмена, как об этом пишет американский маркетолог Филип Котлер в своих учебниках, переведенных на русский язык.
Европейский маркетинг более гуманен и социально этичен, поскольку предполагает заботу о здоровье потребителя и сохранение окружающей среды, а не только извлечение прибыли.
Японский маркетинг предполагает навязывание потребителю высококачественного товара относительно низкой стоимости , не нарушающего общественное и природное равновесие.
Основной принцип российского маркетинга: создание уникального товара и услуги (автомат Калашникова, русская водка, черная икра и т.п.). В условиях изменчивого и холодного климата, отсутствия дорог, невысокого уровня образования и культуры основной массы населения, бедности принципы маркетинга не работают.
В условиях становления рыночных отношений в России можно выделить следующие основные факторы, препятствующие применению маркетинга:
- диктат производителя (монополизм и олигополизм в целом раде ведущих отраслей), особенно в сфере сырьевых и энергетических ресурсов, что проявляется в навязывании потребителю необходимых ему продуктов по высоким ценам. При невозможности выбора нужного продукта, слабости законодательной базы по защите прав потребителей последние поставлены в сильную зависимость от потребителя, который и без маркетинга легко реализует свои продукты по высоким ценам, снижая конкурентоспособность конечной продукции.
- психологические барьеры на пути к рынку выражаются прежде всего в недостаточной рыночной мотивации у значительной части руководителей, специалистов и населения. Неразвитость рыночного менталитета является серьезным тормозом в осознании необходимости использования концепции маркетинга.
Вследствие приоритетного отношения к техническим службам по сравнению с коммерческими и слабой координацией их деятельности возникают противоречия, касающиеся, прежде всего слабой коммуникационной связи между сотрудниками технических подразделений, в особенности отдела НИОКР и сотрудниками коммерческих служб и отдела маркетинга. Техническому мышлению научно-
-14-
технических работников противопоставляется рыночно ориентированное, прагматичное мышление специалистов отдела маркетинга.
- криминогенный характер рыночных отношений. Многие организации, вследствие правого нигилизма, развития теневого бизнеса и криминогенной обстановки, добиваются успеха за счет нарушения законов, ухода от уплаты налогов и т.п., а не за счет эффективного управления, в т.ч. использования маркетинга.
Еще одной российской особенностью является:
- взятие под контроль рынков различных продуктов криминальными и полукриминальными структурами;
- коррумпированное влияние бюрократии на характер рыночных отношений;
- слабая стратегическая ориентация руководителей многих предприятий.
Помимо выше указанного в России существуют проблемы проведения маркетинговых исследований, стратегического предпланового анализа, сегментирования, позиционирования, осуществления других видов маркетинговой деятельности. Отсутствуют источники надежной всесторонней информации, включая государственные и региональные статистические данные, особенно характеризующие деятельность отдельных рынков, конкурирующих компаний. Многие респонденты отказываются принимать участие в опросах, предоставлять правдивую информацию. Относительно слабое, по сравнению с развитыми странами, распространение Интернета, особенно на дому, также усложняет решение многих проблем маркетинга.
Все вышеизложенное привело к созданию достаточно неблагоприятного имиджа России как страны – производителя, страны для размещения инвестиций, деловой и туристической деятельности. Порой слишком высокими являются риски ведения такой деятельности.
Можно надеяться, что власти в России, в конце концов, создадут условия для правового развития деловой активности по понятным и законным правилам. В этом случае существенно возрастет роль маркетинга как законного инструмента повышения эффективности деятельности организации.
Политическая, финансовая и экономическая стабилизация в России (а такие тенденции уже осуществляются) приведет к возрастанию роли стратегического планирования, в том числе и маркетинговой деятельности. В условиях значительной нестабильности порой просто невозможно планировать на относительно длительный интервал времени. Тем самым стабилизация усилит, в свою очередь, и роль эффективного использования методов стратегического анализа и прежде всего