Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:11, курсовая работа
Целями данной работы являются:
Формирование общего представления об экономической сущности банковского маркетинга и банковском продукте.
Выявление современных тенденций в этом аспекте маркетинга.
Рассмотрение практических примеров применения маркетинга в банковской сфере.
Самые ценные банковские бренды России (конец 2007 года):
1. Сбербанк (397 млн).
2. «Альфа-Банк» (395 млн).
3. «Банк Москвы» (278 млн).
4. «Русский стандарт» (230 млн).
5. ВТБ (77 млн).
Причем надо заметить, что наличие бренда — это только часть успеха, потому что, с одной стороны, брендовому банку могут простить какие-то недочеты в сервисе, но с другой — это огромная ответственность. Когда вы — бренд, вы всем интересны, и любую мелочь журналисты готовы раздуть в целую сенсацию. Взять хотя бы злополучный «Русский стандарт», который благодаря популистским усилиям надзорных органов и ажиотажа в СМИ приобрел имидж чуть ли не народного врага. А ведь это банк, который первым реально отменил все скрытые комиссии, что сделало многие его продукты дешевле, чем в том же Сбербанке, который, напротив, слывет «народным» банком.
У
него, правда, другая беда. Его многомиллионный
бренд вызывает у большинства
людей целый «букет» не самых
приятных ассоциаций, как то: очереди,
невежливость, «совок». Новое руководство,
судя по сообщениям в СМИ, взяло курс
на кардинальные перемены и превращение
монструозного банка в
Прежде всего необходима ясная философия. Не нужно понимать это абстрактно и писать штампованные миссии, напоминающие мантры («Мы надежны и открыты; ориентированы на клиентов» и т. п.). Но нужно понять, чем вы отличаетесь от других и что есть в вашем банке такого, чего нет у остальных. Здесь стоит заметить, что это отличие не должно быть надуманным.
Уникальность должна выражаться в слогане и в самой политике работы банка. Например, «Райффайзенбанк» говорит про себя, что «разница — в отношении», и это не пустые слова, а факт. А выдуманная миссия не принесет ничего, кроме разочарования.
Клиент должен быть доволен услугами, не желая идти в другой банк. В идеале у него должна присутствовать и некая гордость, что он — клиент такого-то банка. Мотивация для гордости может быть самой разной: или что это международный банк, крупнейший российский бренд, или что банк небольшой, но зато какое отношение, какая внимательность ко мне!
Позиционирование бренда должно быть системным и логичным. Ясные обращения к целевой аудитории, продолжающие друг друга по смыслу рекламные кампании, продуманный PR, другие акции по продвижению, отлаженный сервис и стилистика — так, чтобы, приходя в банк, человек понимал, в какой именно банк он пришел.
Мы же, увы, видим чаще всего совсем иную картину. Пафосные заявления вроде «Нам — 10 лет!» (кому это интересно?), куча-малу из «самых выгодных» кредитов и «самых высоких» процентов по депозитам, прилизанность, однообразие и безликость.
В итоге банк остается офисом с вывеской и банкоматом, в котором нет ничего, что заставляло бы возвращаться туда вновь. А цель-то любого банка — стать клиенту финансовым соратником, помощником в управлении личными финансами.
Но для этого надо в корне изменить само позиционирование. Встать во вторую позицию. Не «Наши вклады — самые выгодные!», а «С нами вы становитесь богаче!» Не «Мы даем кредиты!», а «Вы получаете огромные возможности!»
Хороший пример — слоган Western Union: «Мы знаем, что вы посылаете больше, чем деньги». И эта система переводов вот уже многие годы находится в числе фаворитов, несмотря на то, что в России есть свои системы, комиссии в которых значительно ниже…
Резюмируя, можно сказать, что с позиционированием и продвижением у наших банков действительно существует немало проблем. Во многом они связаны с тем, что отделы маркетинга во многих банках — это не часть бизнеса, а некие отдельные структуры, которые занимаются в лучшем случае работой с рекламными агентствами и организацией корпоративных праздников. А изучение рынка, создание новых продуктов, создание стратегий — это не их сфера ответственности. [1]
Маркетинг является одной из управленческих функций банка, призванной содействовать сбыту банковских продуктов путем организации изучения рынка, проведения рекламной политики и собственно продажи продукции. Эти задачи маркетинга реализуются на уровне среднего звена управления банком - отдела маркетинга.
Между тем у маркетинга есть
и другая сторона, связанная
с разработкой стратегии
- исследования рынка;
- организация сбыта;
- система продвижения товаров
на рынок (реклама, паблик
- ценовая политика;
- разработка новых продуктов;
- управление маркетингом.
С другой стороны, маркетинг
- это концепция управления
- ориентация на потребителя;
- прибыль как основа
- координация усилий всех служб и подразделений организаций с точки зрения поставленных целей.
В данной работе был проанализирован подход к современному маркетингу применительно к банковской деятельности, были рассмотрены основные этапы маркетинговой кампании как для уже существующих банковских продуктов, так и для новых, только появляющихся на рынке услугах.
На контрасте была показана эволюция методов привлечения новых клиентов, а так же управления отношениями банков с клиентами.
И в заключительной части были рассмотрены наиболее значимые недостатки российского банковского маркетинга, которые действительно очень далеки от современных международных реалий.
Приложение 1. Реклама «Банка Москвы»
Приложение 2. В отделении Альфа-Банка