Культурный туризм как сегмент рынка туристского бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы состоит в следующем – показать, что культурный туризм, действительно, является привлекательным сегментом туристского рынка. Для этого в данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:

•сегментация туристского рынка;
•культурный туризм как фактор туристской мотивации;
•культурный туризм на территории города Чайковский на примере АЭК «Сайгатка».

Оглавление

Введение........................................................................................................3

1 Культурный туризм как сегмент рынка туристского бизнеса...............5

1.1 Сегментация туристского рынка...................................................5

1.2 Культурный туризм как фактор туристской мотивации и сегмент туристского рынка..................................................................9

2 Культурный туризм на территории города Чайковский.......................15

2.1 Уникальность и привлекательность музея «Усадьба крестьянина – старообрядца конца XVIII – начала XIX века».......16

2.2 История создания АЭК «Сайгатка» и перспективы развития музея......................................................................................................21

Заключение....................................................................................................25

Список литературы.......................................................................................27

Приложения...................................................................................................28

Файлы: 1 файл

МАРКЕТИНГ Культурный туризм как сегмент рынка туристского бизнеса.doc

— 510.00 Кб (Скачать)

    В прошлом это была "курная изба". Дом построен из той сосны, что называли кондовой – мелколистной, структурной, напоминающей лиственницу. Встроенная мебель сделана из липы – «теплого» дерева, не имеющего сучков и не выделяющего смолы. Сама изба и мебель срублены без единого гвоздя. Это и определило ее сохранность. Вся изба построена без применения пилы – только топором и долотом. Пол устроен не из доски, а из плах, то есть бревен разрубленных вдоль пополам.

    Здесь все удивительно просто, компактно  и прочно, все учитывает природные особенности материалов и рассчитано на много поколений.

    Первоначально это было трехкамерное трехфункциональное жилище, состоящее из зимней (теплой) избы и летней избы (клети). Но клеть  до настоящего времени не дошла в  результате семейного раздела.

    Наблюдение за избой велось с 1960-х годов, и уже тогда с хозяев было взято обязательство не менять внутреннее устройство своего жилища. [6].

    Государственным актом от 22 февраля 1991 г. для устройства музея-усадьбы была отведена земля 0,28 га в бессрочное и бесплатное пользование краеведческому музею. В 1992 г. дом поставлен на фундамент, подведены два нижних венца, прирублены Северное и Южное крыльца, восстановлена часть заплота. В 1993 г. восстановлены ледник и навес, закончен заплот, восстановлена баня – по-черному. Работы выполняло товарищество "Китеж" г. Пермь. От старых времен сохранились деревянные ворота и забор. Огород огорожен то двора еще одним забором (см. приложение  3, 4, 5).

    Параллельно с реставрационной работой научным сотрудником ПОКМ С.Д. Шамшуриной разработаны научное обоснование музея-усадьбы и тематико-экспозиционный план "Интерьер избы в усадьбе крестьянина-старообрядца кон. ХVIII - нач. ХIХ вв. в селе Сайгатка". Над созданием экспозиции в феврале 1993 г. работал художник Пермского художественного фонда В.С. Печорской.

    В доме восстановлен интерьер весенне-летнего периода, позволяющий показать домашнее занятие крестьян, ткачество, плетение лаптей, витье веревок, шитье. В нем размещены комплексы традиционной старообрядческой одежды, домашней утвари, посуды. Основу экспозиции составили подлинные материалы из фондов Чайковского филиала, характеризующие материальную и духовную культуру села, района в ХIХ веке [5].

    Современному  человеку в этой избе многое кажется непонятным, но в тоже время это и привлекает, и заинтересовывает посетителей. Деревянный дом был так же рационален и во всех деталях продуман, как кабина космического корабля, только более удобен и насыщен естественной символикой. В северной избе все было направлено на сохранение тепла: и высокая подклеть и маленькие косещатые окна, и узкие дверные проемы, и высокие пороги. И даже скругленность внутренних углов, чтобы выступы в них не промерзли. С углов здесь и начинаются экскурсии. Точнее с их функций – ремесленнической, сакральной, хозяйственной, отдыха.

    Красный угол – справа впереди (от входа). В  нем божница, со стоящими на ней иконками (см. приложение 6)

    Слева впереди – середь. Это место  хозяйки дома, отгороженное от основного объема заборкой. здесь представлена посуда, в основном для выпечки хлеба: сеянцы, в которых просеивали муку, корчажки, корноватки (специальные тарелочки, плетенные из еловых корней), в которых тесто, отстаиваясь, приобретало форму караваев, после чего отправлялось на лопате в печь (см. приложение 7).

    Справа  сзади, у входной двери, подпорожье.

    Слева сзади – печной угол. В нем  стоит печь, занимающая треть избы. До 1870 года, когда была сделана труба, она топилась по-черному, то есть изба была курной: дым проходил прямо  в помещение, а далее – в  открытые двери и в дымоволок – отверстие до сих пор сохранилось в потолке (см. приложение 6).

    Именно  курным характером избы объясняется  низкое положение полатей: дым во время топки колыхался под потолком густой пеленой. Но полати со спавшими в них ребятишками находились ниже его уровня. Теперь о них можно стукнуться головой. Но посетитель быстро запоминает, что  входя в избу надо пригибаться. Печь топиться и в настоящее время – другого отопления в ней нет, так что музейным работникам приходиться колоть дрова, складывать поленницы.

    Музей в Сайгатке имеет счастливую возможность  дать комментарий каждому предмету, исходя из рассказов бывшей владелицы. В ходе экскурсий рассказывается об изменениях в крестьянском быте, происходящих с течением времени.

    Посетителям в ходе экскурсий рассказывают об огороде, в котором музей выращивает лен. Растут, стихийно пробиваясь из земли, хмель и дикий виноград, которые здесь когда-то выращивали.

    Интересно зайти в чулан, где сундуки  и короба, плетеные туеса, бутылки, корыто для стирки, долбанная купель для крещения младенцев.

    Восстановлен  ледник глубиной 2,5 метра.  В нем  хранят продукты. Тут же при леднике  – навесы для дров, где сушили веники для бани. Баня – по-черному. Топили баню царскими дровами –  ольхой.

    Для детей музей проводит игровые экскурсии. Например, экскурсия «Тайны старых стен» рассказывает, что в избе живет суседко, в леднике – шишок, в бане – банники. Это может быть последнее, что помниться о микрокосмосе русской избы, хотя, пожалуй не самое существенное [6].

    Музей уже давно стал брэндом города.

    Проводятся в музее праздники календарного цикла: «Святки в Сайгатке», Масленица, Пасха, Троица, которые органично и ярко смотрятся в естественных декорациях старой крестьянской усадьбы. Создается определенная система работы с местным населением и гостями города – разрабатываются обзорные, тематические, игровые экскурсии для разных категорий населения (см. приложение 8). Оживляют музей и проводимые в нем фольклорные мероприятия, такие как «Свадьба по старинке», где действующими лицами являются не только фольклорный коллектив, а молодожены и их родственники.

    Музей популярен еще и потому, что  плата за экскурсии здесь совсем невелика (см. таблица 1). Многие дети предпочитают за небольшие деньги посетить этот памятник архитектуры, поучаствовать в играх, проводимых сотрудниками музея в зимний период и летом, чем, к примеру, прокатиться на каком-либо аттракционе в парке культуры и отдыха. Для иностранных гостей, плата, указанная в прейскуранте  кажется вообще предельно низкой, и они за экскурсии, за участие в различных мероприятиях готовы платить больше. 

    Таблица 1 – Прейскурант  музея «Крестьянская  усадьба»

      входная плата плата с экскурсией
    дошкольники

    школьники

    студенты

    взрослые

    пенсионеры

    5

    10

    15

    15

    15

    10

    118

    25

    50

    25

        Каждая среда каждого месяца – для детей до 18 лет вход бесплатный

        Последний четверг каждого месяца для студентов  и пенсионеров вход бесплатный

 

    Таким образом, музей «Усадьба крестьянина – старообрядца конца  XVIII – начала XIX века», действительно, является уникальным памятником не только истории, но и архитектуры, культуры, это и популярное место проведения народных праздников, гуляний, это своеобразный брэнд города Чайковский, ведь ежегодно он принимает  около 5 000 гостей. Он способен заинтересовать любого туриста из любого уголка мира. Для местных жителей – это способ узнать о своей истории. Для иностранцев, проводимые здесь экскурсии: показы, рассказы, фольклорные мероприятия, праздники с угощением блинами, пельменями, картошечкой, кашкой, сваренных в чудо-глинобитной печи являются экзотикой. Но именно нестандартность, оригинальность, неповторимость чужой земли привлекает людей к путешествиям.  

    2. 2  История создания  АЭК «Сайгатка»  и перспективы  развития музея 

    От  старой Сайгатки, четырежды горевшей и полузатопленной, осталось не многое. И все же музеем взяты на учет ещё 3 дома. В одном музей планирует восстановить усадьбу зажиточного крестьянина. В других будет дом первостроителей Воткинской ГЭС и города Чайковский. [6]

    Среди важнейших творческих проблем, обсуждаемых  в Чайковском филиале  областного краеведческого музея  - задачи изучения и полного восстановления памятника архитектуры конца XVIII – начала XIX века – крестьянской избы Ефима Ивановича Щелканова, создание АЭК «Сайгатка». Данные работы ведутся уже в течении долгого времени. Исходные моменты в определении тематики музейного комплекса таковы: наличие в с. Сайгатка единственного в Чайковском районе памятника истории и культуры, возможность создания здесь профильных экспозиций, удобное географическое положение города Чайковский и вовлеченность его в орбиту туризма [9].

    Концепция развития архитектурно-этнографического комплекса "Сайгатка" разработана музеем в 1997 г. Предусмотрено к музеефикации три дома в старой части города, где предполагается создать музейные комплексы: "Усадьба зажиточного крестьянина" (30-е годы) и "Дом первостроителей Воткинской ГЭС" (сер. 50-хгодов). Приехавшие на стройку рабочие первое время жили в селе. Их быт значительно отличался от сельского уклада жизни, был ближе к "городскому". Все это найдет отражение в новой экспозиции музея.

    Архитекторами ПСНРУ Г.Д. Канторовичем и В.А. Побоженко произведены обмеры домов, в которых разместятся новые экспозиции.

    Архитектором  Н.М. Кулешовой (г. Чайковский) разработан план благоустройства музейной зоны. Он сводится к устройству тротуаров, мест кратковременного отдыха, озеленению, строительству кафе на 50 мест с расширением до 100 в летний период, стоянки для автобусов.

     В 2000 г. целевым назначением Департамента культуры и искусства администрации Пермской области для ремонтно-реставрационных работ выделено 100 тыс. рублей. Выполнены работы: ремонт крыши дома, установлены "курицы" потоки, охлупень. Восстановлена баня по-черному. В 2000 г. распоряжением губернатора Пермской области памятник, в котором располагается музей "Крестьянская усадьба", отнесен к категории памятников областного значения. В 2001 г. через ОЦОП (областной центр охраны памятников) выделено 85 тыс. рублей для разработки проектно-сметной документации клети и хозяйственных навесов, амбара в усадьбе - первом музее комплекса. Но финансирование опять приостановлено.

    Главной отличительной особенностью создаваемого комплекса является то, что музеефикация проводится на историческом месте, памятники не перевозятся, комплекс создается в жилой части города рядом с многоэтажной застройкой. Одной из главных задач для создателей музейного комплекса является сохранность памятника крестьянской архитектуры для того, чтобы территория памятника была доступна для научных исследований и посещения.

    Еще в 1989г. на территории музейного комплекса были определены границы охранной зоны. Но музей постоянно вынужден был ставить вопросы перед администрацией города о сохранности памятников в охранной зоне.

    Рядом с музеем расположен временный автокооператив "Уралец", который наносит физический и эстетический ущерб памятнику, перенос гаражей из охранной зоны затянулся на десятилетия. По территории охранной зоны проходит автодорога, попытка запретить движение или ограничить движение транспортных средств (был установлен знак ГИБДД) закончилась безрезультатно.

    27.11.2002 г. решением Чайковской городской  думы утверждено Положение     "О зоне охраны памятника истории и культуры "Крестьянская усадьба" (1840-1850 гг.)".

    Охранная  зона предназначена для обеспечения сохранности памятника "Крестьянская усадьба'' и ближайшей к нему среды, целесообразного его использования и благоприятного зрительного восприятия. Исходя из этого, в охранной зоне на территории памятника "Крестьянская усадьба" сберегается исторически ценная система планировки, резервируются возможности восстановления ранее утраченных ее элементов и параметров, сохраняются соответствующие памятнику среда и ландшафт, обеспечивается наиболее полное выявление достоинств памятника, благоприятные условия его обзора.

    С принятием постановления об охранной зоне разрешается вопрос о выводе автокооператива "Уралец" из музейной зоны. Ограничивается движение транспортных средств. Запрещается размещение промышленных предприятий, транспортно-складских и других сооружений, создающие грузовые потоки, загрязняющие воздушный и водный бассейны, опасные в пожарном отношении [5].

     Очень важно сохранить и облагородить близлежащую территорию, ведь большой популярностью у чайковцев и гостей города пользуется этот удивительный музей под открытым небом, который в 2003 году отметил 10-летие. Красота, строгость, простота стиля - эти черты присущи в полной мере деревянному зодчеству края и интерес к нему возрастает. Музей востребован. О нем знают и приезжают туристские группы из различных городов,  республик, стран.

Информация о работе Культурный туризм как сегмент рынка туристского бизнеса