Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:03, контрольная работа
Сегментирование - это деление потребителей на группы в соответствии с рядом устойчивых признаков, называемых маркетинговыми "признаками сегментирования". Необходимость сегментирования обусловлена необходимостью выбора оптимального сегмента для позиционирования услуги на рынке. В процессе сегментирования происходит формирование сегментов потребительского рынка, устойчивых по своим объединяющим признакам и обладающих набором выраженных характеристик для успешного позиционирования услуг. Общая схема сегментного анализа представлена на рисунке 1, основные этапы этой схемы рассмотрены ниже.
Сегментирование рынка услуг. Выбор целевой группы потребителей ..3
Система товародвижения на промышленном рынке…………...............20
Список использованных источников………………………………………...23
Содержание:
Список
использованных источников………………………………………...23
Сегментирование
- это деление потребителей на группы
в соответствии с рядом устойчивых
признаков, называемых маркетинговыми
"признаками сегментирования". Необходимость
сегментирования обусловлена
Рисунок 1 - Принципиальная схема процесса сегментирования
В мировой практике используются два принципиальных подхода к маркетинговому сегментированию. В рамках первого метода, именуемого "a priory", предварительно известны признаки сегментирования, численность сегментов, их количество, характеристики, карта интересов. То есть подразумевается, что сегментные группы в данном методе уже сформированы. Метод "a priory" часто используют в тех случаях, когда сегментирование не является частью текущего исследования, а служит вспомогательным базисом при решении других маркетинговых задач. Иногда этот метод применяют при очень четкой определенности сегментов рынка, когда вариантность сегментов рынка не высока. "А priory" допустим и при формировании новой услуги, ориентированной на известный сегмент рынка.
В
рамках второго метода, именуемого
"post hoc (cluster-based)", подразумевается
неопределенность признаков сегментирования
и сущности самих сегментов. Исследователь
предварительно выбирает ряд интерактивных
по отношению к респонденту (метод
подразумевает проведение опроса) переменных
и далее в зависимости от высказанного
отношения к определенной группе
переменных, респонденты относятся
к соответствующему сегменту. При
этом карта интересов, выявленная в
процессе последующего анализа, рассматривается
как вторичная. Этот метод применяют
при сегментировании
Сегментирование по методу "a priory"
Для описания сегментирования по методу "a priory", прежде всего, необходимо определиться с типом рынка, на котором предполагается позиционирование услуги. Существует два типа рынков, по типу оказываемых услуг. Промышленный рынок - совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям. Например, следующие услуги продаются преимущественно на промышленных рынках: рекламные услуги, услуги по бизнес - сервису и т. п. Потребительский рынок - отдельные лица или домохозяйства, покупающие товары и услуги для личного конечного потребления. К услугам, преимущественно продаваемым на потребительском рынке, относятся: бытовой сервис, услуги по ремонту квартир и т. п.
Очевидно, что целый ряд услуг может быть продан как на промышленном, так и на потребительском рынке, например обслуживание компьютерной техники, риэлтерские услуги, ремонт помещений и т. п. В этом случае необходимо рассматривать либо отдельное позиционирование на каждом из двух типов рынков, либо при доминировании доли услуг, продаваемых на одном из типов рынков, рассмотреть его как рынок "доминирующего позиционирования", а остаток по рынку другого типа определить как отдельный сегмент.
Рассмотрим базовые принципы сегментирования потребительского рынка. При сегментировании потребительского рынка услуг обычно используют географические (региональное деление потребителей), психографические (тип личности, социальная среда, темперамент и т.п.), мотивационные (интенсивность потребления, назначение покупки и т. п.) и демографические (возраст, пол и т. п.) признаки сегментирования. То есть, имея социально-демографический "срез" общества, полученный, например, по результатам переписи населения, можно выделить и принять к позиционированию ряд потребительских сегментов.
При выборе количества сегментов, на которое должен быть разбит потребительский рынок, обычно руководствуются целевой функцией - определение наиболее перспективного сегмента. Очевидно, излишним при формировании выборки является включение в нее сегментов, чей покупательский потенциал достаточно мал по отношению к исследуемому изделию. Количество сегментов, как показывают исследования, не должно превышать 10, превышение обычно связано с излишней детализацией признаков сегментирования и ведет к ненужному "размыванию" признаков. Возможна ситуация, когда количество сегментов, принимаемое к рассмотрению на основе социально-демографического анализа, принимают равным количеству "крупных" единиц товарного ассортимента услуг.
Например,
при сегментации по уровню дохода
рекомендуется разбивка всех потенциальных
покупателей на равные по объему сегменты,
с учетом того, чтобы объем каждого
из сегментов был, по крайней мере,
не меньше предполагаемого объема реализации
услуг, основанного на знании производственных
мощностей предприятия. Наиболее удачным
примером, поясняющим вышесказанное
и демонстрирующим возможность
разбивки потенциальных потребителей
на устойчивые сегментные группы, может
послужить сегментация
Таблица 1 - Распределение объема доходов по группам населения, %
% населения | Наименование группы населения | Апрель 1992 | Апрель 1993 | Апрель 1994 |
20% | "нижняя" | 10.60 | 6.80 | 7.80 |
20% | "нижняя средняя" | 15.30 | 11.60 | 12.70 |
20% | "средняя" | 19.20 | 16.40 | 17.30 |
20% | "высокая" | 23.80 | 23.20 | 23.40 |
20% | "элит класс" | 31.10 | 42.00 | 38.80 |
Очевидно,
что возможно сегментное деление
на потребительском рынке и по
заведомо определенной социально-демографичекой
схеме, когда фирма предлагает ряд
сегментно ориентированных
Таблица 2 - Сегментация клиентов банка по возрастному признаку
Сегмент | Характеристики сегмента |
Молодежь (16-22 года) | Студенты, лица впервые нанимающиеся на работу, более взрослые люди, готовящиеся вступить в брак. |
Молодые люди недавно образовавшие семью (25-30 лет) | Люди впервые покупающие дом или предметы длительного пользования. |
Семьи
"со стажем"
(25-45 лет) |
Люди со сложившейся карьерой, но ограниченной свободой финансовых действий. Первоочередные цели - улучшение жилищных условий, обеспечение финансовой защиты семьи, предоставление образования детям. |
Лица "зрелого возраста" (40-55 лет) | У людей этой категории наблюдается рост доходов по мере снижения финансовых обязательств. Важная цель - планирование пенсионного обеспечения. |
Лица, готовящиеся к уходу на пенсию (55 и более лет) | Люди имеют
накопленный капитал и |
Сегментирование потребителей промышленных рынков по методу "a priory" производится в соответствии с двумя возможными ситуациями в отношении типа потребителей: а) все возможные потребители рынка "известны" и их перечень можно составить (количество потребителей не превышает 50 фирм); б) потребителей достаточно большое число, их состав часто меняется и составить их определенный список невозможно.
В первом случае, при наличии крупных потребителей, производится их списочное описание, то есть рассматривается полный список всех потребителей. Такой метод в отношении потребителей промышленного рынка называется "полной переписью верхней прослойки потребителей". Применение полной переписи дает возможность определить емкость потребительского рынка по основной услуге, которая рассматривается как сумма потребностей предприятий из сформированной переписи. Пример полной переписи представлен в таблице 3.
Таблица 3 - "Полная перепись" потенциальных сегментов автопредпрития
|
Во
втором подходе к описанию потребителей
промышленного рынка, когда численность
предприятий-потребителей, составляющих
сегмент, достаточно высока и отсутствует
возможность формирования "полной
переписи", применяют сегментирование
по обусловленным признакам, связанным
с деятельностью промышленного
предприятия или его
Таблица 4 - Сегментация предприятий по величине торгового оборота и сферам деятельности.
Сегмент | Характеристики сегмента |
Мелкие фирмы | Семейные
предприятия с ограниченными
финансовыми возможностями. Отсутствие
административного аппарата, минимум
планирования. Сфера деятельности территориально
ограничена. Коммерческий успех связан
политикой 1-2 ключевых лиц. Финансовая
экспертиза ограничена советами банка
или дипломированных |
Средние фирмы | |
Сфера услуг | Большое число работников. Потребность в долгосрочных источниках финансирования для расширения операций |
Розничная торговля | Большое
число работников. Большой объем
бухгалтерской и счетной |
Обрабатывающая промышленность | Проблемы финансирования. Потребность в помещениях |
Крупные фирмы | |
Сфера услуг и розничная торговля | Ориентация на экспансию и захват рынков. Наличие широкой сети филиалов с обширным персоналом по реализации и административного контроля |
Обрабатывающая промышленность | Большая
потребность в |
Сельское хозяйство | Высокий
уровень специализации |
Информация о работе Контрольная работа по "Маркетинг в отраслях и сферах деятельности"