Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение контроля коммуникационной деятельности. Для выполнения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие, уровни и виды контроля коммуникационной деятельности;
- показать этапы контроля коммуникационной деятельности;
- раскрыть сущность и задачи контроллинга;
- выявить основные особенности процесса контроллинга в деятельности предприятия;
- рассмотрение практического примера применения контроллинга в управлении затратами предприятия.
Введение 3
Глава 1. Контроль коммуникационной деятельности 5
1.1 Понятие, уровни и виды контроля коммуникационной деятельности 5
1.2 Стратегический контроль. Ревизия маркетинга 13
Глава 2. Этапы контроля коммуникационной деятельности 20
Глава 3. Контроллинг в развитии предприятия 26
3.1 Сущность и задачи контроллинга 26
3.2 Использование контроллинга для эффективного управления предприятием. На примере СПК «Нерль» 30
Заключение 39
Список литературы 41
Процесс стратегического планирования в СПК «Нерль» проходит следующим образом: ежегодно с марта по май происходит накопление и подготовка материалов, которые затем непосредственно переходят в составление годового финансового плана (бюджета). Этот этап начинается в июне с постановки задач, стоящих перед предприятием, продолжается в течение лета и осени детальной проработкой и обсуждением каждой отдельной статьи плана и вытекает в проводимое в ноябре слияние всех частей плана в единое целое. В декабре правление акционерного общества рассматривает и принимает финансовый план (бюджет) на следующий финансовый год. В ходе подготовки бюджета обращается внимание на подготовку и исполнение оперативных планов. В настоящее время годовое планирование на предприятии расширяется до трехлетнего. Особое внимание при этом, уделяется планированию инвестиций, введению инноваций и технологическому перевооружению производства.
Ответственность за процесс стратегического и оперативного планирования несут менеджеры СПК «Нерль» и его дочерних предприятий. Им помогают контроллеры всех уровней. Если стратегическим планированием занимается плановая служба предприятия, то оперативное планирование является прерогативой службы контроллинга. Нередко к проблемам стратегического планирования привлекаются также внешние консультанты.
Интенсивность операций контроллера по надзору за исполнением планов заметно преобладает в оперативной области. Это характерно для многих крупных предприятий. По данным контроля в СПК «Нерль» ежемесячно составляется отчет о выполнении отдельных проектов и достижении заданных величин показателей хозяйственной деятельности. Оперативный контроль состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.
Сначала происходит представление фактических данных, которое в значительной степени носит децентрализованный характер и предполагает четкую организацию документооборота (по возможности разовый выпуск первичного документа, обрабатываемого затем средствами электронно-вычислительной техники), а также четкую работу производственной и финансовой бухгалтерий. Главное требование на этом этапе - минимальный временной разрыв между свершившейся хозяйственной операцией и моментом ее обработки на ЭВМ.
Затем плановые показатели сравниваются с фактическими. Статьи годового финансового плана (бюджета), например обороты, суммы покрытий(маржинальный доход), прибыль (убыток), статьи затрат сравниваются с фактическими, отклонения регистрируются и анализируются. Тот же процесс имеет место при проверках хода реализации отдельных инвестиционных проектов. В продолжение начатого производится оперативный прогноз реального развития событий. По данным анализа отклонений обосновывается предположение о возможных величинах показателей финансово-хозяйственной деятельности к концу рассматриваемого периода или по окончании проекта. Прогноз готовится ежемесячно.
Наконец, на последней стадии годовой и трехгодичный планы корректируются. В зависимости от текущей рыночной ситуации определяются заново или подтверждаются приоритеты развития и перспективные направления вложения средств.
Стратегический контроль, проводимый в кооперативе, также состоит из отдельных элементов. Прежде всего, в выпускаемых ежеквартально стратегических ревю освещается ход исполнения отдельных проектов и достигнутые на этом пути успехи, а также причины допущенных неудач. Затем сведения стратегических ревю перерабатываются в единую прогнозно-плановую картину наиболее вероятного развития событий. При этом делаются выводы для перестановок кадров и изменений характера и объемов финансирования тех или иных направлений. Если необходимо, то по итогам финансового года проводится корректировка стратегии предприятия. При этом устраняются или заменяются отдельные элементы плана, однако основная линия развития кооператива, как правило, остается неизменной. Наконец, в ряде случаев даже с возможным привлечением внешних консультантов проводится стратегический аудит. Это понятие включает основополагающее переосмысление стратегии как концерна в целом, так и его дочерних фирм. Решение о проведении стратегического аудита принимается правлением акционерного общества или правлениями дочерних обществ.
Ответственными лицами за проведение стратегического и оперативного контроля являются органы менеджмента и контроллинга как в центре, так и на дочерних предприятиях, в отдельных центрах прибыли. Координируются и управляются процессы контроля центральной службой контроллинга СПК «Нерль».
Сейчас многие фирмы России используют заграничный опыт контроллинга, но на мой взгляд, это следует делать постепенно.
Это связано с тем, что необходимо учитывать особенности хозяйствования на каждом этапе развития экономики России в условиях рынка.
На первом этапе у большинства предприятий важное место занимают проблема выживания, необходимость сохранения квалифицированных специалистов, обеспечения им приемлемой заработной платы. В этих условиях должен функционировать упрощенный вариант оперативного контроллинга, основанный на принципе максимальной загрузки производственных мощностей производством безубыточной по прямым затратам продукции при обеспечении ее сбыта и оплаты.
На следующих этапах возможно использование более сложных в методологическом отношении вариантов контроллинга, основанных на выборе одной из многих альтернатив загрузки мощностей, применения различных систем скидок для обеспечения эффективного сбыта продукции и т.п. Наиболее сложная система контроллинга связана с поиском и обоснованием выбора варианта производственных и финансовых инвестиций. Ее практическое использование в российских условиях возможно тогда, когда экономическое положение предприятий стабилизируется, а рыночные инструменты хозяйствования станут функционировать в полной мере.
Заключение
Изучив теоретические основы контроля коммуникационной деятельности, можно сделать следующие выводы.
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроль коммуникативной деятельности, можно объяснить следующими причинами:
- повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием;
- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
- увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
- необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежание кризисных ситуаций;
- усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
- информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
- общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
Рассмотрев функции контроля можно сказать, что контроль коммуникативной деятельности не ограничивается осуществлением лишь внутреннего контроля за осуществлением финансовой деятельности и финансовых операций, но является эффективной координирующей системой обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем на предприятии.
Также, был рассмотрен вопрос, затрагивающий тему контроллинга и его использования в целях управления затратами предприятий, на примере Строительно-производственного кооператива «Нерль». В результате выяснено, что контроллинг является неотъемлемой частью управленческого учета на предприятиях различных сфер деятельности. Инструментарий контроллинга служит на благо любому предприятию. Благодаря внедрению его в "жизнь" современного бизнеса, многие хозяйствующие субъекты в настоящее время уменьшают или пытаются уменьшить свои затраты на производство и как правило в результате этого укрепляют позиции в своем сегменте рынка, а то, и расширяют продажу продукции.
Но главным образом в практической деятельности предприятий контролинг реализует себя как аппарат управления затратами. Для этого используется специальный учетный и аналитический инструментарий: директ-костинг, расчет точек безубыточности, определение ценовой политики, анализ взаимосвязей между объемом производства, себестоимостью и прибылью и т. д. На основе этого для предприятий предлагается применять многоступенчатую схему сформирования сумм покрытий, а в конечном итоге и прибыли предприятия. Такой подход повышает действенность внутреннего контроля за эффективностью работы центров прибыли и ответственности, так как в этом случае вклад того или иного уровня управления в формирование производственного результата становится более наглядным. Процедура контроллинга не только касается управление издержками производства, но и затрагивает другие сферы управления предприятием. Он является набором методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия. Контроллинг не только позволяет считать затраты по-новому, более естественно, но и стимулирует высшее руководство думать в финансовых категориях, перемещая технологическое управление непосредственно к производственному процессу.
Список литературы
1. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие для вузов/Л.П. Владимирова.- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006 г. – 123 с.
2. Дрогомирецкий И.И. Стратегическое планирование: учебное пособие / И. И. Дрогомирецкий, Г.А. Маховикова, Е.Л. Кантор.— СПб.: Вектор, 2006 г. – 314 с.
3. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие.– М.: Информационный центр «Маркетинг», 2000 г. –195 с.
7. Планирование на предприятии: Учебное пособие для вузов/ Ю.П. Морозов, Е.В. Боровков, И.В. Королев и др.; Под ред. Ю.П. Морозова.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. – 322 с.
8. Пивоваров К.В. Планирование на предприятии: учебное пособие / Е.В. Пивоваров.- 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2006 г. 314 с.
9. Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б., Логачев Е.Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. - М.: Дело, 2000 г. – 212 с.
39
[1] Бернет Д., Мориарти С. / Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход. – М.: «Питер», 2001 г. – 131 с.
[2] Метелева Ю. А. Маркетинговые коммуникации. Правовое регулирование. М.: Статут, 2006. – 144 с
[3] Бернет Д., Мориарти С. / Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход. – М.: «Питер», 2001 г. – 131 с.
[4] Метелева Ю. А. Маркетинговые коммуникации. Правовое регулирование. М.: Статут, 2006. – 146 с
[5] Бернет Д., Мориарти С. / Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход. – М.: «Питер», 2001 г. – 135 с
[6] Пивоваров К.В. Планирование на предприятии: учебное пособие / Е. В. Пивоваров.- 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2006 г. 314 с.
[7] Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б., Логачев Е.Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. - М.: Дело, 2000 г. – 212 с
[8] Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации/учебное пособие/ 2-е изд., перераб и доп. – М.: «Финпресс», 2003 г. – 228 с.
[9] Пивоваров К.В. Планирование на предприятии: учебное пособие / Е. В. Пивоваров.- 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2006 г. 314 с
[10] Пивоваров К.В. Планирование на предприятии: учебное пособие / Е. В. Пивоваров.- 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2006 г. 318 с
[11] См. прилождение 1