Конкурентоспособность товара, жизненные циклы товара и предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

я Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных составляющих, взаимодействующих на фоне разветвленной системы морально - правовых норм и объединенных единым понятием – рынок. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является конкуренция, (лат. concurrere –сталкиваться, состязаться). Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Участниками рынка являются предприятия, которые представляют на рынке разнообразные товары, от конкурентоспособности которых будет зависеть успех любого предприятия. Конкурентоспособность товара это его возможность успешно соперничать со схожими товарами. Актуальность темы «Конкурентоспособность товара и ее взаимосвязь с жизненными циклами товара и предприятия» очень высока, потому что жизненные циклы товара и предприяти

Оглавление

Глава 1. Конкурентоспособность товара, жизненные циклы товара и предприятия.
1.1. Конкурентоспособность товара…………….………….............5
1.2. Жизненный цикл товара……………….......................................8
1.3. Жизненный цикл предприятия………………………………....18
Глава 2. Зависимость конкурентоспособности товара ООО «Комбинат строительных материалов» от жизненного циклов товара и предприятия.
2.1 Описание и характерные черты ООО «Комбинат строительных материалов»…………………………………………………..………..23
2.2 Конкурентоспособность товара и ее взаимосвязь с жизненными циклами товара и предприяти

Файлы: 1 файл

Курсовая маркетинг.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

                                           Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

     Глава 1. Конкурентоспособность товара, жизненные циклы товара и предприятия. 

      1. Конкурентоспособность товара…………….………….............5
      2. Жизненный цикл товара……………….......................................8
      3. Жизненный цикл предприятия………………………………....18

    Глава 2. Зависимость конкурентоспособности товара  ООО «Комбинат строительных материалов» от жизненного циклов товара  и предприятия.

      2.1      Описание и характерные черты ООО «Комбинат строительных материалов»…………………………………………………..………..23

    1.        Конкурентоспособность товара и ее взаимосвязь с жизненными циклами товара и предприятия…………...…….… 29

Заключение……………………………………………………………………….…32

Список используемой литературы………………………………………………...36

Приложение……………………………………...………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение

    Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных составляющих, взаимодействующих на фоне разветвленной системы морально - правовых норм и объединенных единым понятием – рынок. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является конкуренция, (лат. concurrere –сталкиваться, состязаться). Конкуренция –  соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Участниками рынка являются предприятия, которые представляют на рынке разнообразные товары, от конкурентоспособности которых будет зависеть успех любого предприятия. Конкурентоспособность товара это его возможность успешно соперничать со схожими товарами. Актуальность темы «Конкурентоспособность товара и ее взаимосвязь с жизненными циклами товара и предприятия» очень высока, потому что жизненные циклы товара и предприятия влияют на конкурентоспособность товара, а конкурентоспособность товара в свою очередь влияет на то, что является главной целью коммерческого предприятия, то есть прибыль. Конкуренция, а следовательно и конкурентоспособность, окружает нас с давних пор и развивается наравне с человеком. Но за многие годы конкуренция обострилась и стала такой, какой мы видим ее сейчас,  а значит для того чтобы выпускать конкурентоспособный товар, требуется больше усилий чем раньше. На сегодняшний день по миру шагает финансовый кризис и вследствие этого закрываются предприятия, сокращаются рабочие места и чтобы избежать финансовых неудач требуется производить только конкурентоспособный товар. Эта ситуация наглядно демонстрирует обострение конкуренции, что вызывает больший интерес у населения страны к материалам связанным с конкуренцией в целом и конкурентоспособностью товара в частности. Это и объясняет высокую актуальность данной работы для каждого человека из любой страны мира работающего на каком-либо предприятии. Человек, прочитавший данную работу узнает, что такое конкурентоспособность товара и как на нее  влияют жизненные циклы товара и предприятия.

            Для написания этой работы были использованы следующие источники и литература. Юданов А. Ю. “Конкуренция: теория и практика”. Книга является первым в России систематическим изложением курса теории и практики конкуренции – предмета, включенного в программы ведущих экономических

    ВУЗов и бизнес школ мира. В книге излагается сущность конкуренции, методы достижения высокой конкурентоспособности, основные стратегий и роль конкуренции в функционировании рыночной экономики. Титов В. И. ''Экономика предприятия'' . Учебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 08.05.02 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и содержит в себе все предусмотренные

    им  темы. Для студентов экономических  специальностей, практических работников, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами экономики современных предприятий . Также был задействован учебник для вузов '' Экономическая теория '' под редакцией А. И. Добрынина. Этот учебник содержит исчерпывающую информацию по микроэкономике и макроэкономике в целом, и про конкуренцию в частности. Использовался учебник  '' Основы экономической теории’’ под редакцией С. И. Иванова. Этот учебник  знакомит читателя с основами рыночной экономики.

    И. Кирцнер “Конкуренция и Предпринимательство”; Майкл Портер “Конкуренция”; экономический словарь под редакцией Райзберга; “Мировая экономика” под редакцией А.С. Булатова; “Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет” под редакцией И.С. Королева;  конспект лекций и презентации по дисциплине Мировая экономика, прочитанной Ткаченко И.Ю.;

    “ Новая Россия. Информационно-статистический альманах”; “Экономикс” ,том 1-ый,Кемпбелл Р. Макконнелл ,Стэнли Л. Брю ; “Экономика” ,том 2-ой ,П.Самуэльсон ; “Экономическая теория” ,Е.Ф.Борисов ; “Маркетинг” ,Дж.Р.Эванс ,Б.Берман ;  Мамедов О.Ю.” Современная экономика”;   Ламперт Х., "Социальная рыночная экономика. Германский путь"; Чепурин М. Н., Киселева Е. А., "Курс экономической теории” ;  Камаев В. Д., "Учебник по основам экономической теории";  Лившиц А. Я., Никулина И. Н., "Введение в рыночную экономику"; “ Микроэкономика”  Эдвин Дж. Долан ; “Экономикс для начинающих” Дж. Ф. Стенлейк.  Так же для написания работы использовались материалы различных интернет сайтов: http://ru.wikipedia.org/wiki; http://w.w.w.kribel.ru. Цель работы заключается в том чтобы проанализировать тему «Конкурентоспособность товара и ее взаимосвязь с жизненными циклами товара и предприятия». И исходя из этой цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть в комплексе конкурентоспособность товара, жизненные циклы товара и предприятия ООО «Комбинат строительных материалов», а также отследить зависимость конкурентоспособности товара  ООО «Комбинат строительных материалов»  от жизненного циклов товара  и предприятия

    Объектом  исследования является ООО «Комбинат  строительных материалов», а предметом  влияние жизненных циклов товара и предприятия  на конкурентоспособность товара.

    Научная новизна заключается в том, что  мы в комплексе рассмотрели материал по указанной проблеме.

    Эта работа значима практически, то есть может быть использована для лекций, конференций, семинаров.

    Работа  состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения.  

                         1.1Конкурентоспособность товара

    Проблема  качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

    В условиях развитого конкурентного  рынка маркетинг становится эффективным  средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность. Конкурентоспособность товара решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

    Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок. Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценки конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает её, поскольку ведёт к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным. Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

      Вместе с тем любой товар  после выхода на рынок начинает  постепенно расходовать свой  потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременно.

    Обеспечение конкурентоспособности продукции  на требуемом уровне предполагает необходимость  её количественной оценки. Без такой  оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара, услуги) на должном уровне останутся благим пожеланием. Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий. После выбора продуктов (товаров, услуг), по которым будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура параметров участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же категории, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По группам параметров (технических и экономических) проводятся сравнения для выяснения, насколько параметры близки к соответствующему параметру потребности. В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят: параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры.1

    Параметры назначения характеризуют область  применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции в конкретных условиях потребления. Параметры назначения разделяются на классификационные (например, пассажировместимость для средств транспорта), технической эффективности (например, производительность станка) и конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия). Эргономические параметры показывают продукцию с точки зрения её соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного использования продукции и стабильность товарного вида.

                     1.2 Жизненный цикл товара

      Объемы и продолжительности производства того или иного товара  изменяются во времени циклически. Это явление называется жизненным циклом товара.

    Жизненный цикл товара (англ. Life cycle product) - это время  существования товара  на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.

    Концепция жизненного цикла товара описывает  сбыт продукта, прибыль, конкурентов  и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка. Она была впервые опубликована Теодором Левиттом в 1965г. Концепция исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Вечного товара нет!

    Понятие жизненного цикла товара применяется  как к классам товаров (телевизоры), так и к подклассам (цветные телевизоры)  и даже к определенной модели или торговой марке (цветные телевизоры "Электроника"). (Хотя многие экономисты говорят преимущественно о жизненном цикле только товара, почти отрицая наличие  жизненного цикла у классов и подклассов товаров.) Конкретная модель товара более четко следует традиционному жизненному циклу товара.

    Жизненный цикл товара может быть представлен  как определенная последовательность стадий существования его на рынке, имеющая определенные рамки. Динамика жизни товара показывает объем продаж в каждое определенное время существования спроса на него.

    Жизненные циклы товаров очень разнообразны, но почти всегда можно выделить основные фазы. В классическом жизненном цикле  товара  можно выделить пять стадий или фаз(см. приложение 1):

Информация о работе Конкурентоспособность товара, жизненные циклы товара и предприятия