Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:12, монография
Конкуренция – форма взаимного соперничества субъектов рыночной экономики, обусловленная суверенным правом каждого из них на реализацию своего рыночного потенциала.
Конкуренция – это одна из главных движущих сил рынка. Не зная своих конкурентов, не владея информацией о том, каковы их сильные и слабые стороны, нельзя получить выгоды в конкурентной борьбе. Но, помимо знания своих конкурентов, необходимо учитывать и влияние конкурентных сил, действующих на рынке.
Метод
определения
“
Многоугольник
Данный
метод, по сути, похож на предыдущий,
но более наглядный. Уровень компетентности
каждого предприятия –
Например, выберем следующие направления для оценки:
Каждое
направление обозначается на шкале
вектора соответствующим
Накладывая
многоугольники предприятий - конкурентов
друг на друга, можно выявить сильные и
слабые стороны одного предприятия по
отношению к другому. Идеальная ситуация
- наш многоугольник покрывает многоугольники
конкурентов, но так не бывает (нет таких
фирм, которые были бы сильны по всем направлениям
сразу).
4 этап:
Выбор стратегии выбор фирмы в конкурентной борьбе
После анализа - выбор стратегии фирмы в конкурентной борьбе - т.е. фактически выбор тех, кого следует атаковать, а кого избегать на рынке и как.
Стратегия конкуренции существует не сама по себе, а должна вписываться в общий стратегический комплекс фирмы. Без анализа потребителей это сделать невозможно.
Приложение.
Методика построения карты конкуренции
Источник:
Головин И. Карта
конкуренции. // Практический
маркетинг. - №5 (87). – 2004.
– с.26-34.
Выделяют явление театроцентризма в современной конкуренции.
Суть заключается в следующем:
Рынок представляет собой сцену (или арену) конкурентных столкновений и конкурентной борьбы субъектов бизнеса, своего рода театр боевых действий.
Борющиеся между собой субъекты предпринимательской деятельности вынуждены выполнять определенные ролевые функции.
Выбор роли происходит неслучайно и не только под влиянием ранее сформированной предпринимателем точки зрения.
Важным
лимитирующим фактором является ограниченность
конкурентного потенциала
данных компаний и пределы
её реальной конкурентоспособности.
Как определить
данные характеристики, и каким способом
определить место фирмы на сцене
конкурентного театра? Можно предложить
следующую методику.
Для успешного
функционирования любая организация,
как открытая система, должна соответствовать
условиям внешней среды. Организации
вообще возникают потому, что в
макромире сложились все
Способность организации обеспечить более высокую, чем у соперников, степень соответствия результатов своей деятельности требованиям внешней среды принято именовать конкурентоспособностью (Ксп).
Ксп субъекта
бизнеса состоит в его
Под конкурентными преимуществами субъектов бизнеса следует понимать их более высокие достижения в избранных направлениях деятельности по сравнению с достижениями соперников, признаваемые внешним окружением данного субъекта.
Конкурентные
преимущества выступают одновременно
и как цели конкурентного соперничества
субъектов бизнеса, и как инструменты
такого соперничества.
Реальная
Ксп субъектов бизнеса
Получается,
что чем менее Ксп оказывается
на деле тот или иной представитель
стратегического внешнего окружения
компании, тем, почти автоматически,
более конкурентоспособной
Такая взаимозависимость конкурентов называется «эффект встречных курсов».
Сегодня конкуренция на российском рынке (малый и средний бизнес) напоминает бой вслепую. Дефицит достоверной рыночной информации делает оценку конкурентных позиций крайне затруднительной.
Для того,
чтобы отслеживать изменение
ситуации, необходима простая и эффективная
система мониторинга
Предлагаемая методика оценки Ксп фирмы основана на анализе причин и следствий конкурентной позиции фирмы.
В данном случае
Факторы, которые обеспечивают предприятию высокие достижения, обычно увязывают с понятием СФУ. Главная предпосылка их формирования заключается в способности фирмы уяснить и удержать в течение длительного времени свои преимущества.
В специальной литературе обычно приводят 3 требования, которым должны отвечать конкурентные преимущества, чтобы считаться стратегическим фактором успеха:
Высокие достижения на рынке у предприятия будут только в том случае, если оно сумеет добиться конкурентных преимуществ, опираясь на главные факторы успеха в своей отрасли.
В разных отраслях значение имеют различные факторы успеха.
Выявление
данных факторов для конкретного
рынка – задача экспертов.
Подспорьем в решении этой задачи могут стать работа, в которой приводится классификация ключевых факторов успеха:
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1998. – с.153-154.
КФУ, зависящие от технологии |
|
КФУ, относящиеся к производству |
|
КФУ, относящиеся к реализации продукции |
|
КФУ, относящиеся к маркетингу |
|
КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам |
|
КФУ, относящиеся к организационным возможностям |
|
Прочие КФУ |
|
Поскольку все выявленные факторы в равной степени оказывают влияние на результат, необходимо определить для каждого из них его «вес».
Технология определения весовых коэффициентов предполагает попарное сравнение всех факторов с указанием предпочтительного варианта в каждой паре. Выбор такого подхода связан с тем, что качественное сравнение 2-х вариантов проще, чем выражение предпочтений в балльной шкале.
Ответы заносятся в оценочную таблицу в следующем виде:
«1» - влияние оцениваемого фактора меньше
«2» - оба фактора равнозначны
«3» - влияние оцениваемого фактора больше
Из полученных экспертных оценок составляется квадратная матрица.
Весовые коэффициенты (Рi) факторов (Yi) определяются по формуле:
Таблица 1
Оценочная таблица
для определения
весовых коэффициентов
фактор | Y1 | Y2 | Y3 | Y4 | Y5 | Y6 | ∑ | Вес | |
1 | Y1 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 11 | 0,15 |
2 | Y2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 0,10 |
3 | Y3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 13 | 0,18 |
4 | Y4 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 11 | 0,15 |
5 | Y5 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 13 | 0,18 |
…N… | Y6 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 17 | 0,24 |
Итого | 72 | 100 % |