Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:22, курсовая работа
Анализ маркетинговой среды и оценка рыночных возможностей организации осуществляются в ходе комплексных маркетинговых исследований рынка, цель которых состоит в сборе информации о рынке и ее изучении для совершенствования процесса разработки и сбыта товаров.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований………………....5
Маркетинговая информация и ее роль в управлении предприятием……..5
Технология организации маркетинговых исследований…………………..9
Разработка целевого рынка………………………………………………...13
Глава 2. Маркетинговое исследование рынка шоколада в Санкт-Петербурге…18
Цель и задачи, инструменты и методы исследования. Мероприятия, проведенные в ходе работ…………………………………………………..18
Факторы, влияющие на рынок шоколада………………………………….19
Участники рынка шоколада. Товарные группы и наименования………..20
Конечные потребители……………………………………………………...24
Сравнительный анализ………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...32
15
Рис.1 Разновидность сегментирования рынка
Покупатели, относящиеся к одной группе по уровню доходов, могут быть отделены от остальных. С другой стороны, продавец может усмотреть значительную разницу между молодыми покупателями и покупателями старшего возраста. Наконец, на отношении покупателя к товару может в значительной мере сказаться как уровень доходов, так и возраст одновременно.
Вывод
В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические основы маркетинговых исследований, без которых достижение её целей было бы невозможно. Основные её выводы и утверждения заключаются в следующем:
16
Теория маркетинговых исследований универсальна и может быть применена к разным отраслям и сферам экономической деятельности человека. Однако в каждой отрасли маркетинговые исследования должны учитывать её специфику и адаптироваться под новые условия.
17
Глава 2. Маркетинговое исследование рынка шоколада в Санкт-Петербурге
Цель исследования: анализ ситуации, сложившейся на рынке шоколада в настоящий момент, а также определение количественных и качественных показателей для выработки маркетинговой стратегии фирмы, занимающейся оптовыми поставками шоколада на данный рынок.
Для достижения цели было поставлено пять задач:
В качестве базового инструмента исследования использовался социологический опрос, проведенный среди непосредственных потребителей шоколада. Кроме того, был осуществлен экспертный опрос лиц, принимающих решения (ЛПР) в торговых точках города, которые продают шоколад в розницу.
Также были проинтервьюированы лица, принимающие решения в фирмах-оптовиках, присутствующих на рынке шоколада, которые являются конкурентами Фирмы. Наконец, был произведен мониторинг рекламных
18
сообщений о шоколаде, распространяемых средствами массовой информации. Следует отметить, что мнение непосредственных потребителей является более объективными, чем мнение ЛПР торговых точек и ЛПР в фирмах-оптовиках, мнение которых является более субъективным.
Анализ первичных данных, включающий статистическую обработку и экономические вычисления, позволил:
В ходе работ, необходимых для достижения поставленной цели, были проведены следующие мероприятия:
В ходе исследования выяснилось, что на спрос на рынке шоколада оказывают влияние те же факторы, которые влияют на рынки других товаров повседневного спроса. Точнее говоря, это внешние и внутренние факторы. На уровень спроса на рынке шоколада оказывают влияние четыре внешних
фактора:
19
Установить же, в какой мере изменяется уровень спроса на рынке шоколада (скажем, в процентах) не представляется возможным. Никто из ЛПР фирм-оптовиков на рынке шоколада не смог (в ходе интервью) оценить эти изменения конкретно. Очевидно, потому что эти изменения являются слишком незначительными.
На характер спроса на рынке шоколада оказывают влияние два внутренних фактора:
Опираясь на результаты исследования, всех участников рынка шоколада
20
можно разделить на три основные группы:
Крупные оптовики (использованы сведения, полученные при интервьюировании ЛПР фирм-оптовиков работающих на рынке шоколада, при экспертном опросе ЛПР торговых точек города и при социологическом опросе непосредственных потребителей шоколада).
Крупные оптовики, присутствующие на рынке шоколада, это фирмы, которые имеют связи:
а) с отечественными и зарубежными фабриками, производящими шоколад;
б) с отечественными и зарубежными фирмами, торгующими шоколадом в масштабах Российской Федерации;
в) с теми и другими одновременно.
Крупные оптовики поставляют на рынок шоколад:
Мелкие оптовики (сведения, получены при экспертном опросе ЛПР торговых точек города и при социологическом опросе непосредственных потребителей шоколада).
Мелкими оптовиками, которые присутствуют на рынке, являются все торговые точки города, имеющие в своем ассортименте шоколад. Другими словами, это следующие предприятия, учреждения и организации:
21
Степень популярности.
Среди конечных потребителей, покупающих плиточный шоколад, наиболее популярными мелкими оптовиками являются:
Среди конечных потребителей, покупающих весовые конфеты, наиболее популярными мелкими оптовиками являются:
Среди конечных потребителей, покупающих
шоколадные батончики,
Среди конечных потребителей, покупающих конфеты в коробках, наиболее популярными мелкими оптовиками являются:
22
Среди конечных потребителей, покупающих шоколадные яйца, наиболее популярными мелкими оптовиками являются:
Популярность остальных мелких оптовиков является незначительной, если принимать за порог значимости 5 %.
Товарные группы и наименования.
Мелкие оптовики занимаются перепродажей шоколада всех пяти товарных групп, поставляемых на рынок крупными оптовиками. Выяснилось, насколько популярны среди мелких оптовиков различные наименования шоколада. Среди мелких оптовиков, торгующих импортным шоколадом, наиболее популярными наименованиями являются:
Информация о работе Комплексное исследование рынка как исходная функция системы маркетинга