Эволюция содержания форм маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

В связи с переходом к массовому крупносерийному производству продукции очевидной стала потребность в элементарном изучении рынка. Возможность и угроза формирования нереализуемых запасов продукции заставила искать ответы на вопросы: кому, где и каким образом продавать произведенное. Принципиальный для маркетинга вопрос "что продавать?" возник позже.
Из всего сказанного следует, что потребность в маркетинге обычно возникает там и тогда, где и когда возрастающая активность производителя или продавца начинает превышать активность потребителя или покупателя, при этом последняя уменьшается.

Оглавление

Вопрос №1. Эволюция содержания и форм маркетинга. Влияние научно-технического прогресса и социальной ответственности.
Введение 2
1. Первый этап эволюции маркетинга (1860—1950 гг.) 4
2. Второй этап эволюции маркетинга (1951-1970 гг.) 6
3. Третий этап эволюции маркетинга (1971-1990 гг.) 10
4. Четвертый этап эволюции маркетинга (1991 г. — настоящее время) 13
Вопрос № 2. Изучение и оценка конъюнктуры товарного рынка.
Введение 16
1. Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее 17
2. Объекты конъюнктурных исследований 21
Заключение 25
Список используемой литературы 27
Практическая часть 28

Файлы: 1 файл

Эволюция содержания и форм маркетинга. Изучение и оценка конъюнктуры товарного рынка.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.[6, с.167]

Факторы нециклического характера определяют специфику  производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

Под видами конъюнктуры  я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение  способствуют установления равновесия на рынке.

Спрос–  это  отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести

Закон спроса –  чем ниже цена товара, тем большее  его количество покупатели хотят  и в состоянии приобрести.

Факторы спроса и предложения

1)        Изменение объема спроса (предложения)

2)        Изменение функции спроса (предложения)

Определенные  условия, при которых приобретаются  товары:

1.        Располагаемый доход

2.        Цены товаров, которые обслуживают  сходную потребность так называемых  товарозаменителей.

3.        Цены товаров, увеличивающих удовлетворение или выгоду от потребления данного товара.

4.        Условие ожидания изменения цен  в будущем

5.        Численность населения

6.        Вкусы и предпочтения потребителей

Согласуется с  предпосылкой о поведении индивидуума, что означает,  что потребители стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления товаров.

Зависимость  спроса от его факторов называется функцией спроса.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

1.        Изменение в полезности вещи

2.       Изменение доходов (больше купить за такую же цену)

3.        Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается) 

Конфигурации  кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

Эффект дохода  – показывает, как изменяется реальный доход потребителя при изменении цен,    данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче.

Эффект замещения  – демонстрирует взаимосвязь  между относительными ценами товаров  и зависимостью спроса потребителей.

Взаимодействие эффекта дохода с эффектом замещения возникает в ситуации с нормальными товарами , те товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении  доходов потребителя.

Эффект дохода и эффект замещения действуют  в противоположных направлениях, с одной стороны изменение цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, а богатый человек не будет приобретать  низкокачественные товары.[3,с.67]

Если низкокачественные товары занимают незначительное место в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее количество низших товаров.

 Но в экономической  теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар приводит к понижению спроса на него и наоборот.

Такой эффект называется эффектом Гиффена. «Парадокс Гифена»  заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем  доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара. «Эффект Веблена» предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.

 В нормальных  условиях существует зависимость  между ценой и величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса.

Предложение –  это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения – это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:

1.        Цена данного товара.

2.        Цены на исходные ресурсы.

3.        Цены на другие товары 

4.        Наличие необходимых ресурсов.

5.        Характер применяемой технологии.

6.        Инфляционные ожидания.

7.        Налоги и дотации.

8.        Природно-климатические условия.

9.        Количество продавцов.

2. Объекты  конъюнктурных исследований

Задача конъюнктурных  исследований состоит в определении степени воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий  рынков в воспроизводственном процессе.

Выделяются  три уровня исследования конъюнктуры:

– Общехозяйственный ( показывает состояние мирового хозяйства  или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, включает следующие аспекты :экономический потенциал хозяйства и его элементы (природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная структура хозяйства. Включает фирменную структуру, масштабы концентрации, специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров.

– Отраслевой ( показывает положение в отрасли  национального или 

мирового хозяйства )

– Отдельного товара ( показывает положение отдельного товара в 

масштабе мирового, национального или регионального рынка )

Одним из главных  понятий исследования конъюнктуры  является изучение изменений в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены. Так же необходим  анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов.[1,c.119]

Оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных товаров. После того как получено представление о направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.

Методы исследования конъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

При изучении конъюнктуры  рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемой отрасли.[2,с.175]

Количественное  состояние конъюнктуры может  быть оценено с помощью следующих  групп показателей :

– Измеряется объём  и динамика производства в целом, размер инвестиций, уровень занятости, размеры заработной платы, данные о заказах. Это так называемые показатели сферы производства.

– Платёжеспособный спрос, размеры реализации товаров  в кредит, данные о розничной и  оптовой торговле

–Перечисленное  относится к показателям внутрирегиональной торговли.

– Объёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок  Данная группа показателей относится к группе межрегиональных и внешнеэкономических связей.

– Кредитно-денежное обращение. К этой группе оценки относятся курсы акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные курсы.

Основной характеристикой  конъюнктуры рынка является степень  сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении  цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры, Типы конъюнктуры различают благоприятный или неблагоприятный.

При благоприятной  конъюнктуре достигается сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.

При неблагоприятной  конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту  товарных запасов, замедлению оборачиваемости  товаров, наблюдаются затруднение  в сбыте товаров.

Успех конъюнктурных  исследований зависит от скорости получения  объективной и полной информации о причинах, характере и размере колебаний соответствия спроса и предложения на различных рынках.

Главные требования к информации – оперативность  и достоверность. Информация состоит  из трёх этапов:

– Определение  круга показателей;

– разработка схемы передачи информации во времени и пространстве;

– Объём и  форма представления информации.

При изучении конъюнктуры  рынка ведутся систематические  наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых  показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор.

 

Заключение

Изучив проблему исследования емкости рынка настолько, насколько позволяют рамки данной работы можно сделать следующие выводы.

Вопросы исследования рынка актуальны для любого предприятия  в России. У каждого предприятия  есть покупатели его продукции, следовательно, оно должно знать их нужды. Любое  предприятие работает в конкретных экономических условиях и должно знать эти условия. Каким бы опытным ни был бы руководитель, как бы хорошо он ни знал свою сферу деятельности, тем не менее во вкусах покупателей и положении конкурентов постоянно происходят изменения, а это требует систематического обновления и изучения информации. Нередко весьма полезное исследование можно провести и при очень ограниченных средствах.

Специфика исследований емкости рынка может меняться в зависимости от того, к какой  отрасли относится предприятие: для одних будет проще собрать необходимую информацию, для других сложнее. Те предприятия, которым удается собрать наиболее полезную информацию, имеют больше шансов на успех. Рыночные исследования емкости рынка отвечают на вопрос, существует ли рынок, маркетинговые исследования дают ответы на более практические вопросы: существует ли рынок данного товара, как на него выйти и закрепиться, посредством сбора информации.

Рыночные исследования емкости рынка предполагают тщательное изучение экономической конъюнктуры, связанной с изучением спроса и предложения на рынке и отдельных его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции.

Информация о работе Эволюция содержания форм маркетинга