Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:20, лекция
Возникновение сферы деятельности в области влияния на общественное мнение относится к древним временам. В 20 веке вследствие роста всех видов человеческой деятельности, развития технических средств распространения информации методы влияния на общественное мнение приобретали все более самостоятельные рамки. Позднее PR сложились в самостоятельную науку.
Деятельность PR существовала на протяжении всей истории человечества. Общественные связи с древних времен являлись одним из элементов управления и религиозного убеждения.
Томас Джефферсон
Возникновение сферы
деятельности в области влияния
на общественное мнение относится к
древним временам. В 20 веке вследствие
роста всех видов человеческой деятельности,
развития технических средств
Деятельность PR существовала на протяжении всей истории человечества. Общественные связи с древних времен являлись одним из элементов управления и религиозного убеждения.
Принято считать, что термин «public relations» родился в Америке в 1807 году, когда третий президент Томас Джефферсон в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу» заменил выражение «состояние мысли» на «общественные отношения». Существует версия и о том, что одним из первых словосочетание «public relations» пустил в оборот юрист Дорман Итон в 1882 году, призывая выпускников Йельского университета посвятить себя служению общественному благу.
Американские связи с общественностью как особый вид маркетинговой деятельности имеет самую продолжительную историю, являются наиболее многообразными и дифференцированными. Американская модель PR, пожалуй, совсем не подверглась иностранному воздействию, но оказала наибольшее влияние на развитие PR в других странах.
Эволюция PR в США
может рассматриваться как
Именно в США
зародились представления о связях с общественностью
как составной части системы социального
управления, о социальной миссии и социальной
ответственности PR.
Этапы развития Связей с общественностью в США:
а) 18 век – борьба за независ-ть и Конст. – публикации статей с целью возд-я на общ. мнение, убежд-е, агитация. Целенаправленное исп-ние комм. ср-в д/влияния на общ. мнение.
б) 1807 г. – употребл-е термина «паблик рилейшнз», Томас Джефферсон, «Седьмое обращение к Конгрессу».
в) 1829 – первый пресс-агент (праобраз пиарщика) – Эмос Кендалл у президента Джексона.
г) развитие масс. печати, 1844 – телеграф → новость – товар, появл-е масс. аудитории.
д) 1900 – первая фирма
паблисити – Publicity Bureau в г. Бостон.
3. Айви Ли – открыл свою ПР-фирму (3-я по счету в Америке и мире). 1907 г. - «Декларация о принципах»: честность и открытость. Айви Ли – советник Рокфеллера.
4. Успехи практики
ПР стимулировали разв-е ПР
как сферы знаний. 1918 – курс
ПР в университете штата
5. Эдвард Бернейз – родоначальник науки ПР. 1922 – одним из превых читал курс ПР. 1923 – 1-ая спец. книга «Кристаллизуя общественное мнение».
6. Кризис 1929 – 1933
→ развитие ПР, чтобы остановить
рост недоверия общ-ти к
7. 1927 – 1-ый пост вице-президента по ПР – Артур Пейдж – AT&T.
8. Появл-е специализир. ПР-агентств (политика, консалтинг).
9. Вторая мир. война - подготовка кадров, работающих с информир-ем населения.
10. 1946 – Общ-во ПР в США (Public Relations Society of America).
11. 1955 - Международная
ПР-ассоциация (IPRA)
Модель паблисити→модель
информирования→двустороння ассиметрич.
модель→двусторонняя симметрич
модель – соц. ответственность бизнеса.
Развитие PR в Европе
Первые службы внеш. сношений появились после 1 мировой войны – в Англии, а затем 2 школы в Германии и во Франции.
Немецкая школа: ПР – инструмент интерпретации (перевод с одного языка на другой) и интеграции (объединения). С помощью этого инструмента м. обеспечить взаимодействие людей в политич., эк., соц. сферах и тем самым сдержать эффект отчужденности. Оэкл – пионер ПР. Задача ПР – помочь ориентироваться в об-ве, получать правдивую инф-цию и формировать собственное мнение.
Французская школа (Буари, Матрар): ПР – стратегия доверия. Задача – соединить разорванные соц. связи. В этой теории 3 ипостаси личности: ч-к производитель; ч-к потребитель; ч-к отношений (именно на него направлен ПР). ПР д. «вернуть ту любовь и ласку, к-ых ч-ка лишает об-во массового произ-ва и потребления».
Развитие PR в России
Становление российского PR фактически представляет собой динамическую реконструкцию мирового (и, прежде всего, американского) эволюционного процесса. При этом отечественные связи с общественностью «обречены» на то, чтобы в течение короткого времени проделать тот путь, который в США занял почти два столетия.
История отечественных
связей с общественностью насчитывает
чуть более десяти лет. Большинство
исследователей сходятся во мнении, PR
– деятельность зародилась в России
в конце 80-х годов, а как самостоятельная
форма деловой активности кристаллизуется
во второй половине 1990 – начале 1991 года.
Этапы развития Связей с общественностью в России:
1 период – доинституциональный
(1988-1991) - формируется первый признак
института – выделяются
1. 1988 - отделы по СО и СМИ Исполкомов Моссовета и Ленсовета;
2. 1989 – в Москве
ПР-агентства «Николо М» и «
3. Переориентация рекламных агентств и служб на профессиональное ПР-поле.
4. «Чистые» пиармены
- в российских
5. Доинституциональный период можно назвать эпохой «дикого» рынка, именно в это время наблюдается кризис российской рекламы, «чёрный ПР».
2 период – первичная
институционализация (1991-
1. 13 августа 1991 г. – РАСО – Идея: помощь и поддержка отечественного производителя (неразвитость ПР-рынка, пассивность российских агентств, непонимание приоритетности ПР-воздействия в продвижении отечественных товаров и услуг, оставляли западным конкурентам широкое поле деятельности.
2. 1997 г. – РАСО - член Европейской Конфедерации ПР (CEPR), сотрудничестве с Американским обществом PR (PRSA).
3. 1991 г. – гос.
образоват. реестре
4. Особенность: развитие
ПР в крупных городах,
3 период – вторичная
институализация. С 1994 года - система
специфических норм, предписаний,
регулирующих поведение
1. 22 ноября 1994 года - Декларация профессиональных и этических принципов в области СО, принятую членами РАСО.
2. 1997 г. ряд организаций
– члены РАСО приняли Хартию
принципов сотрудничества и
3. Формирование законодательной
базы: 1995 г. - ФЗ «О рекламе», «Об
информации, информатизации и защите
информации», «О порядке
4. 1997 г. - Национальная премия в области развития СО «Серебряный Лучник».