Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:42, доклад
Связи с общественностью — это феномен ХХ в., корни которого, однако, уходят глубоко в историю. Эти связи так же стары, как и сама коммуникация между людьми. Ещё во времена расцвета таких цивилизаций как Вавилон, Древняя Греция и Древний Рим, людей убеждали в том, что им следует признать власть своих правительств и своей религии. Подобная практика существует до сих пор: межличностная коммуникация, искусство красноречия, организация специальных мероприятий, паблисити и т. д.
Истоки P R
Связи с общественностью — это феномен
ХХ в., корни которого, однако, уходят глубоко
в историю. Эти связи так же стары, как
и сама коммуникация между людьми. Ещё
во времена расцвета таких цивилизаций
как Вавилон, Древняя Греция и Древний
Рим, людей убеждали в том, что им следует
признать власть своих правительств и
своей религии. Подобная практика существует
до сих пор: межличностная коммуникация,
искусство красноречия, организация специальных
мероприятий, паблисити и т. д. Конечно
же, никогда эта деятельность не носила
название «связей с общественностью»,
но сегодня перед работниками публичной
сферы, которые занимаются сходной деятельностью,
стоят те же цели.
История развития P R как науки
Как самостоятельная наука, PR впервые
появилась в США.
В 1900 году Гарвардский университет уже
имел собственное бюро паблисити. Офис
паблисити также в 1904 году был создан в
университете штата Пенсильвания. В 1912
году было создано первое крупное бюро
PR при Американском телефонно−телеграфном
объединении.
В начале 30-х годов 20-го века в демократической
партии США появляется должность советника
по PR. Аналогичная должность в республиканской
партии появляется в 1936 году. В этот период
PR выделяется в самостоятельную функцию
менеджмента, которая начинает пользоваться
спросом в крупнейших компаниях США.
Также можно выделить, что в это же время
появляются первые специалисты по проведению
политических кампаний.
1945—1965 года — бум P R в Соединенных Штатах
Америки. PR окончательно выделяется в
самостоятельное направление в менеджменте
и продолжает бурно развиваться.
Университеты начинают выпускать бакалавров
по PR. К 1965-му году число работников, занятый
в сфере PR, превысило 100 тысяч человек.
PR продолжает развиваться и сегодня. На
сегодня в США в области Public Relations работает
более 2-х тысяч компаний. В ней занято
более 200 тысяч человек.
Основные этапы развития ПР в США.
Традиционно историю СсО связывают, с США, что объясняется следующими факторами:
1. Американские СсО имеют самую продолжительную историю, являются наиболее многообразными. Американская модель PR практически не подверглась иностранному воздействию, но оказала большее влияние на развитие PR в других странах.
Периодизация истории PR в США (два основных этапа — до конца XIX в. и XX в.)
В истории PR в США можно заметить ряд общих черт, свойственных амер. традиции:
1. Исключительный «американоцентризм», стремление рассмотреть историю зарождения, формирования и развития PR как полностью связанную с общественными процессами США.
2. Ярко выраженная «политизация»
истории PR в США. Практически
все исследователи отмечают
3. Стремление максимально связать историю американских PR с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Д. Ньюсом наз. 3 осн. фактора, повлиявшие на эволюцию PR: количественный рост больших предприятий, убыстряющийся темп изменений, конфликтов и конфронтации в обществе, повышение осведомленности людей в результате более сложных коммуникац. технологий.
4. «Событийность» истории PR, предстающей как калейдоскоп имен, акций, кампаний, в котором теряются тенденции и внутренние закономерности развития профессии.
5. Отрыв теории от практики в исследованиях о PR. В работах по истории PR весьма слабо отслеживается влияние фундаментальных соц., психологических, управленческих теорий на его эволюцию как специфического вида социальной деятельности.
История развития PR в США м. б. разделена на 5 периодов, исходя из истории общ-ва, истории специфич. деят-ти в этом обществе и истории соц. мысли, отражавшей их динамику:
Основные тенденции развития СсО в США за последние два столетия:
Первый период 1770— 1780-е годы
- преимущественной сферой протоформ PR-деятельности являлась политика;
- PR-тех. относ. к наиболее простой модели PR-деят-ти — манипулир-ю и пропаганде;
- главным инструментом воздействия на общественность была пресса;
- наблюдалось незначит. воздействие евр. общественной мысли на формирующиеся СсО;
- взгляды, мифология, символизм имен «отцов-основателей» США в дальнейшем будут шир. исп-ся в истор. PR, выполняя функцию обоснования легитимности этого вида деят-ти.
Второй период (1810-е годы — конец XIX в.) - эпоха паблисити
- эволюция и развитие PR в XIX в. все еще весьма тесно были связаны с экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в стране;
- политические и правительственные PR продолжали оставаться основной сферой деятельности по связям с общественностью, происходит и проник-е PR-технологий в шоу-бизнес, индустрию, образование, соц. сферу;
- PR-акции и PR-кампании доказ. свою эффектив-ть, привлекают внимание общ-ти;
- появляется интерес к изучению особенностей распространения информации, восприятия рекламы и материалов прессы, закономерностей покупательского поведения;
- растет проф-м спец-тов по СсО, хотя становление PR как «науки и искусства» — еще дело будущего;
- продолжает действ-ть «пропагандистская» модель PR, но наблюдаются предпосылки перехода к модели «инф-е».
Третий период — от начала XX в. и до Второй мировой войны
- Начали появляться Бюро паблисити — прародители соврем. PR-агентств и отделов.
- Деят-ть Айви Ли (Рокфеллеры), Э. Бернейза (теоретич. осмысление ПР)
- 30-е годы - период интенсивной профессионализации и институционализации PR: в 1936 г. была основана The National Association of Accredited Publicity Directors, в 1938 г. — The American Association of Industrial Editors, в 1939 г. — The American Council on Public Relations.
Четвертый период — 40— 70-е годы XX в. - 2 тенденции, повлиявшие на развитие профессии:
Пятый, современный период развития PR, нач-ся в 1980 г. наиболее важные х-ки соврем. этапа развития PR - попытки контролир. развитие и примен. PR и глобализация PR-деят-ти.
Методы PR, опробованные Ли во время работы
в годы Первой мировой войны в Обществе
Красного Креста, вызвали большой приток
спонсорских средств на счет этой организации
и до сих пор копируются современными
благотворительными институтами.
Заметное влияние на развитие PR в 20 – 30
годах ХХ века оказал А. Пейдж, бывший эксперт
PR и вице-президент АТ&T. Он был автором
идеи о социальной ответственности бизнеса,
что важно для предпринимателей и общественности.
Руководство корпораций должно удовлетворять
потребностям общественности и быть ответственным
перед ней. В этом отношении PR-подразделения
при фирмах должны оказывать реальное
влияние на руководство.
Несмотря на период Великой депрессии
и его последствия, именно в 30-е годы начинается
интенсивная профессионализация и институционализация
PR: в 1936 году основывается The National Association of Acredited Publicity
Directors,в 1938-м – The American Association of Industrial Editors,
в 1939-м - The American Сouncil on Public Relations. Параллельно
перед Второй мировой войной начинается
формирование основ теории PR.
Годы Второй мировой войны придали новый
импульс развитию PR как профессиональной
деятельности. В это время прежде всего
активно развивался правительственный
PR.
Войны вообще, и в первую очередь Вторая
мировая война, являются, по мнению некоторых
исследователей, главным стимулом быстрого
развития PR – причем не только в США, но
и в Великобритании, Германии, Франции,
других странах.
Первые службы «внешних отношений» появились
после войны во французских госструктурах
и частных компаниях, несмотря на то что
термин «паблик рилейшнз» еще не был введен
в оборот.
Хотя развивающаяся в Европе PR-деятельность
находилась под сильным влиянием американских
подходов, после Второй мировой войны
начали постепенно формироваться собственные
научные школы «паблик рилейшнз». Так,
в период «немецкого экономического чуда»
50-х годов усилилось внимание к PR немецких
специалистов. В Германии складывалась
особая концепция «паблик рилейшнз», трактовавшая
связи с общественностью как инструмент
интерпретации и интеграции, с помощью
которого можно обеспечить постоянное
взаимодействие в политической, экономической
и социальной сферах и сдержать так называемый
эффект отчужденности людей.