История развития PR

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:42, доклад

Краткое описание

Связи с общественностью — это феномен ХХ в., корни которого, однако, уходят глубоко в историю. Эти связи так же стары, как и сама коммуникация между людьми. Ещё во времена расцвета таких цивилизаций как Вавилон, Древняя Греция и Древний Рим, людей убеждали в том, что им следует признать власть своих правительств и своей религии. Подобная практика существует до сих пор: межличностная коммуникация, искусство красноречия, организация специальных мероприятий, паблисити и т. д.

Файлы: 1 файл

Истоки P R.docx

— 25.93 Кб (Скачать)

 

 Истоки P R 
 
Связи с общественностью — это феномен ХХ в., корни которого, однако, уходят глубоко в историю. Эти связи так же стары, как и сама коммуникация между людьми. Ещё во времена расцвета таких цивилизаций как Вавилон, Древняя Греция и Древний Рим, людей убеждали в том, что им следует признать власть своих правительств и своей религии. Подобная практика существует до сих пор: межличностная коммуникация, искусство красноречия, организация специальных мероприятий, паблисити и т. д. Конечно же, никогда эта деятельность не носила название «связей с общественностью», но сегодня перед работниками публичной сферы, которые занимаются сходной деятельностью, стоят те же цели.

 
История развития P R как науки 
 
Как самостоятельная наука, PR впервые появилась в США. 
 
В 1900 году Гарвардский университет уже имел собственное бюро паблисити. Офис паблисити также в 1904 году был создан в университете штата Пенсильвания. В 1912 году было создано первое крупное бюро PR при Американском телефонно−телеграфном объединении. 
 
В начале 30-х годов 20-го века в демократической партии США появляется должность советника по PR. Аналогичная должность в республиканской партии появляется в 1936 году. В этот период PR выделяется в самостоятельную функцию менеджмента, которая начинает пользоваться спросом в крупнейших компаниях США. 
 
Также можно выделить, что в это же время появляются первые специалисты по проведению политических кампаний. 
 
1945—1965 года — бум P R в Соединенных Штатах Америки. PR окончательно выделяется в самостоятельное направление в менеджменте и продолжает бурно развиваться. 
 
Университеты начинают выпускать бакалавров по PR. К 1965-му году число работников, занятый в сфере PR, превысило 100 тысяч человек. 
 
PR продолжает развиваться и сегодня. На сегодня в США в области Public Relations работает более 2-х тысяч компаний. В ней занято более 200 тысяч человек.

Основные этапы  развития ПР в США.

Традиционно историю СсО связывают, с США, что объясняется следующими факторами:

1. Американские СсО имеют самую продолжительную историю, являются наиболее многообразными. Американская модель PR практически не подверглась иностранному воздействию, но оказала большее влияние на развитие PR в других странах.

  1. Эволюция PR в США может рассматриваться как классический образец развития и услож. данной проф. деят-ти.
  2. Именно в США зародились представления о СсО как составной части системы социального управления, о социальной миссии и социальной ответственности PR.

Периодизация истории PR в США (два основных этапа —  до конца XIX в. и XX в.) 

  1. В XVII-XIX вв. ПР развивался в США в виде наиболее простых моделей деятельности («пропаганда», или «манипуляция», и «информирование»), глав. задача - формирование и поддержание имиджа, организация, паблисити. На 1 этапе развития PR основное воздействие на него оказывали журналистика, публицистика, реклама, в определенной степени общегуманитарные теории и концепции. На 2 этапе нач. интенсивное проникновение идей социологии, менеджмента, психологии, маркетинга, кот. оказывают все большее воздействие не только на практич. PR-деятельность, но и на институционализацию ПР.
  2. Второй из названных периодов считается в американской литературе эпохой профессионалов. Его осн.е х.ки — теор. рефлексия и саморефлексия, обособление проф. деят-ти, институц-я и приобретение устойчивого статуса

В истории PR в США  можно заметить ряд общих черт, свойственных амер. традиции:

1. Исключительный «американоцентризм», стремление рассмотреть историю зарождения, формирования и развития PR как полностью связанную с общественными процессами США.

2. Ярко выраженная «политизация»  истории PR в США. Практически  все исследователи отмечают тесную  связь PR с развитием политических  и государственных институтов.

3. Стремление максимально  связать историю американских PR с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Д. Ньюсом наз. 3 осн. фактора, повлиявшие на эволюцию PR: количественный рост больших предприятий, убыстряющийся темп изменений, конфликтов и конфронтации в обществе, повышение осведомленности людей в результате более сложных коммуникац. технологий.

4. «Событийность» истории PR, предстающей как калейдоскоп имен, акций, кампаний, в котором теряются тенденции и внутренние закономерности развития профессии.

5. Отрыв теории от практики  в исследованиях о PR. В работах по истории PR весьма слабо отслеживается влияние фундаментальных соц., психологических, управленческих теорий на его эволюцию как специфического вида социальной деятельности.

История развития PR в США  м. б. разделена на 5 периодов, исходя из истории общ-ва, истории специфич. деят-ти в этом обществе и истории соц. мысли, отражавшей их динамику:

  1. начало XVII в. — 10-е годы XIX в.;
  2. 10-е годы — конец XIX в.;
  3. начало XX в. — середина 40-х годов XX в.;
  4. конец 40-х — конец 70-х годов XX в.;
  5. с начала 80-х годов XX в. до настоящего времени.

Основные тенденции  развития СсО в США за последние два столетия:

  1. Развитие PR шло по линии усложнения своей деятельности. Смысл эволюции моделей PR-деятельности м. б. объяснен ч/з понятие социальной миссии (организации, института, лидера, идеи) как декларируемой общественно значимой цели. Очевидно, что реальные и декларируемые цели могут существенно расходиться, различаться в частностях или не противоречить друг другу, но и в этом случае общественно значимые цели организации могут вступать в противоречия с интересами общественности, тогда спец-т PR получает задачу коррекции деят-ти организации или измен. поведения общ-ти, достижения компромисса.
  2. Происход. сущ-е измен. роли и ф-ций PR-спец-та в орг-ции. от жур. и реклам. - к исслед., консультац., менеджер.
  3. ПР проникают во все новые сферы общественной жизни. Возникновение PR принято относить, к сфере политики, затем получает развитие правительственный и государственный PR, идет проникновение в бизнес, социальную сферу, культуру, образование. В настоящее время фактически не существует сферы деятельности, оставленной без внимания PR, как особая комбинированная область выделяется деятельность специализированных PR-агентств.
  4. Расширяется география связей с общественностью.
  5. На протяжении всей своей истории PR «отстраивается от конкурентов», определяются его собственные задачи и возможности, он формируется как самостоятельный вид деятельности.
  6. Усиливается внимание к вопросам проф. этики, в целом проф. общения, возникает необходимость организации сообщества специалистов, совершенствования обучения специальности. Явно и закономерно идут процессы профессионализации и институционализации PR.

Первый период 1770— 1780-е годы

-    преимущественной сферой протоформ PR-деятельности являлась политика;

-    PR-тех. относ. к наиболее простой модели PR-деят-ти — манипулир-ю и пропаганде;

-    главным инструментом воздействия на общественность была пресса;

-    наблюдалось незначит. воздействие евр. общественной мысли на формирующиеся СсО;

-    взгляды, мифология, символизм имен «отцов-основателей» США в дальнейшем будут шир. исп-ся в истор. PR, выполняя функцию обоснования легитимности этого вида деят-ти.

Второй период (1810-е годы — конец XIX в.) - эпоха паблисити

-    эволюция и развитие PR в XIX в. все еще весьма тесно были связаны с экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в стране;

-    политические и правительственные PR продолжали оставаться основной сферой деятельности по связям с общественностью, происходит и проник-е PR-технологий в шоу-бизнес, индустрию, образование, соц. сферу;

-    PR-акции и PR-кампании доказ. свою эффектив-ть, привлекают внимание общ-ти;

-    появляется интерес к изучению особенностей распространения информации, восприятия рекламы и материалов прессы, закономерностей покупательского поведения;

-    растет проф-м спец-тов по СсО, хотя становление PR как «науки и искусства» — еще дело будущего;

-    продолжает действ-ть «пропагандистская» модель PR, но наблюдаются предпосылки перехода к модели «инф-е».

Третий период — от начала XX в. и до Второй мировой войны

-    Начали появляться Бюро паблисити — прародители соврем. PR-агентств и отделов.

-    Деят-ть Айви Ли (Рокфеллеры), Э. Бернейза (теоретич. осмысление ПР)

-    30-е годы - период интенсивной профессионализации и институционализации PR: в 1936 г. была основана The National Association of Accredited Publicity Directors, в 1938 г. — The American Association of Industrial Editors, в 1939 г. — The American Council on Public Relations.

Четвертый период — 40— 70-е годы XX в. - 2 тенденции, повлиявшие на развитие профессии:

  1. повышение образовательного, профессионального уровня американцев, улучшение их эконом. положения, широкое внедрение достижений науки и техники в повседневную жизнь
  2. повышение уровня «тревожности» в обществе, связанное с военной истерией, страхом перед русскими, маккартизмом, ростом преступности и массового конформизма.

Пятый, современный период развития PR, нач-ся в 1980 г. наиболее важные х-ки соврем. этапа развития PR - попытки контролир. развитие и примен. PR и глобализация PR-деят-ти.

  1. не ослабевает внимание к профессиональной этике, проблемам взаимоотношений специалиста PR, государственных органов, прессы, клиентов, разных групп внеш. и внутр. общ-ти
  2. не произошло ухудшения отношений со СМИ - осн. каналом коммуникации с общ-ю.
  3. исследователи обращают внимание на «новую экспансию» рекламы и маркетинга в PR.
  4. измен. сути PR-технологий — от выполнения конкретных работ к перманентному процессу орг-но-ком-тивной полит.
  5. 1986 г. - создание Международ. комитета ассоциаций консультантов по СсО (ICO) – 900 спец-тов из 24 стран.

Методы PR, опробованные Ли во время работы в годы Первой мировой войны в Обществе Красного Креста, вызвали большой приток спонсорских средств на счет этой организации и до сих пор копируются современными благотворительными институтами. 
 
Заметное влияние на развитие PR в 20 – 30 годах ХХ века оказал А. Пейдж, бывший эксперт PR и вице-президент АТ&T. Он был автором идеи о социальной ответственности бизнеса, что важно для предпринимателей и общественности. Руководство корпораций должно удовлетворять потребностям общественности и быть ответственным перед ней. В этом отношении PR-подразделения при фирмах должны оказывать реальное влияние на руководство. 
 
Несмотря на период Великой депрессии и его последствия, именно в 30-е годы начинается интенсивная профессионализация и институционализация PR: в 1936 году основывается The National Association of Acredited Publicity Directors,в 1938-м – The American Association of Industrial Editors, в 1939-м - The American Сouncil on Public Relations. Параллельно перед Второй мировой войной начинается формирование основ теории PR. 
 
Годы Второй мировой войны придали новый импульс развитию PR как профессиональной деятельности. В это время прежде всего активно развивался правительственный PR. 
 
Войны вообще, и в первую очередь Вторая мировая война, являются, по мнению некоторых исследователей, главным стимулом быстрого развития PR – причем не только в США, но и в Великобритании, Германии, Франции, других странах. 
 
Первые службы «внешних отношений» появились после войны во французских госструктурах и частных компаниях, несмотря на то что термин «паблик рилейшнз» еще не был введен в оборот. 
 
Хотя развивающаяся в Европе PR-деятельность находилась под сильным влиянием американских подходов, после Второй мировой войны начали постепенно формироваться собственные научные школы «паблик рилейшнз». Так, в период «немецкого экономического чуда» 50-х годов усилилось внимание к PR немецких специалистов. В Германии складывалась особая концепция «паблик рилейшнз», трактовавшая связи с общественностью как инструмент интерпретации и интеграции, с помощью которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической и социальной сферах и сдержать так называемый эффект отчужденности людей.


Информация о работе История развития PR