Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 12:55, курсовая работа
Цель: изучить поведение покупателей сотовых телефонов города Новосибирска Ленинского района, определить этапы принятия решения о покупке сотового телефона и исследовать рынок производителей сотовых телефонов. проанализировать ведущих производителей сотовых телефонов;
Задачи
выявить наиболее известных продавцов сотовых телефонов;
рассмотреть покупателей сотовых телефонов г. Новосибирска Ленинского района.
рассмотреть этапы процесса о принятии решения о покупке сотового телефона.
Согласно анализу вторичной информации о продавцах сотовых телефонов, были получены следующие результаты. Наибольшее количество торговых точек в городе Новосибирске имеет компания «Евросеть», за ней следуют «Связной» и «Цифроград». Все компании продавцы разделяют количество торговых точек примерно в равных долях на левом и правом берегу города. Наилучшие отзывы о широте ассортимента, комфорте торговых залов, качестве обслуживания имеет компания «Евросеть».
Для анализа уровня цен продавцов сотовых телефонов были выбраны наиболее популярные среди покупателей модели телефонов, имеющиеся в продаже во всех анализируемых сетях продаж, а именно телефоны LG KP 110, KP 105; Motorola – RAZRV3i, RAZRV 8; Nokia - 1208, 3600, 5000, 5310; Samsung – L 310, U 800, C 260; Sony Ericsson – K 330, S 500i. . В результате получаем данные о средней стоимости телефонов перечисленных моделей у каждого из продавцов. Для анализа уровня цен, проранжируем сети продаж сотовых телефонов по полученным данным (ценам) в порядке убывания с присвоением соответствующего ранга, а затем подсчитаем суммарный ранг для каждой сети продаж – таблица 3[Приложение 3]. Наилучшим результатом признается наивысший из подсчитанных рангов, что соответствует наименьшим ценам. [6]
Результатом проведенного исследования
уровня цен на наиболее популярные модели
телефонов, имеющиеся в продаже у всех
рассматриваемых продавцов данного товара,
является следующий вывод. Цены на перечисленные
модели (в порядке их возрастания) установлены
в сети продаж «Цифроград»; «Беталинк»;
«Телефон.ру»; «Связной» и «Евросеть»
имеют наивысшие цены, установленные примерно
на одном уровне.
Успешная деятельность производителей предполагает необходимость изучения не только способов влияния на покупателей, но и понимания логики процесса принятия ими решения о приобретении товара.
Потребитель – это гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товар (работу, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Наиболее типичная схема принятия решения о покупке потребителем состоит из пяти шагов:
На процесс покупки влияют различные факторы, которые можно разбить на три группы:
Осознание проблемы - начальная стадия любого процесса принятия решения. Осознание потребности происходит, когда человек ощущает разницу между тем, что он воспринимает как желаемое состояние в сравнении с реальным положением дел.
На этой стадии необходимо определить факторы, способные активизировать действия человека по решению проблемы и поиску информации.
Так, например, по сведениям компании «Евросеть» в Новосибирске в 2009 году мы видим, что основными причинами покупки нового сотового телефона является то, что старая модель пришла в негодность, хотят приобрести более усовершенствованную модель, ранее не было телефона, приобретают в подарок и другое. [11]
Источники информации
На этой стадии потенциальный покупатель будет анализировать предложенные свойства товара в соответствии с собственными стандартами и оценками. Сложность оценки вариантов перед покупкой в значительной степени зависит от того, какие цели преследует потребитель. Когда принятие решения является привычным, то стадия оценки заключается просто в формировании намерения купить тот же продукт, что и прежде. Но иногда оценка альтернатив гораздо сложнее. При этом анализ идет с двух сторон: со стороны выбора критериев и выбора методов оценки этих критериев.
Таким образом, важно знать, во-первых, какие характеристики товара важны для потребителя, и, во-вторых, каким образом потребитель будет оценивать эти характеристики [2].
Процесс покупки осуществляется, как правило, в розничных торговых точках, хотя в последнее время развиваются и иные формы продаж (Рис.15). Большинство опрошенных обычно покупают сотовые телефоны в специализированных магазинах, остальные пока не имеют определенного места покупок. Эта категория потребителей должна быть очень интересной для магазинов сотовых телефонов, так как их можно "приучить" к покупкам там, где необходимо продавцам. Очень интересна группа покупателей заказывающих телефон за границей [5].
Места покупок
.
Процесс потребления и
оценка выбора. Очевидно, что эти два этапа тесно взаимосвязаны.
Процесс потребления не слишком затрагивает
продавцов, чья основная цель - продать
товар. Но чтобы быть конкурентоспособными,
они должны думать об удовлетворении и
удержании потребителя. Неудовлетворенность
потребителя купленным товаром приводит
к более активному поиску информации при
следующей покупке и отказу от использования
товаров компании, которые не удовлетворили
его. Так, по данным исследования, скорее
не довольны совершенной покупкой 6% опрошенных
и 2% совершенно не удовлетворены полученными
результатами. Скорее всего, эти покупатели
в следующий раз вряд ли купят сотовый
телефон, который вызвал у них неудовлетворение,
и к тому же они постараются рассказать
об этом своим знакомым [5].
Оценка покупки
Практически на каждом из
перечисленных этапов можно воздействовать
на потребителя с целью привлечения его в ряды собственных клиентов,
имея достаточную информацию о переменных,
которые формируют принятие решения. Самое
главное для компании, определить в модели
поведения потребителя те факторы, на
которые можно повлиять и те факторы, на
которые повлиять невозможно. Собственно
говоря, это основная задача тех маркетинговых
исследований, которые посвящены изучению
потребительского поведения.
Объем выборки
Жители города Новосибирска в своем большинстве
не являются лояльными покупателями в магазинах сотовых телефонов,
они больше ориентированы на конкретную
модель товара, цену товара, чем на определенный
магазин.
Опыт покупки сотовых телефонов имеют преимущественно люди в возрасте 20-45 лет.
Расчет выборки был сделан по формуле:
n=
Где N – генеральная совокупность, равная 270 000 жителей г. Новосибирска Ленинского района, из них 14 853 дети до 7 лет [10], тогда N=255147 человек, t – коэффициент доверия, равный 2, ? – величина среднего размера, равная 5 065 рублей, при этом была задана величина предельной ошибки ориентировочная, равная 40%, откуда ? =40%*5065=2026 рублей. Подставив данные значения в формулу, получаем, что величина выборки равна 25. Следовательно, для исследования поведения потребителей, проживающих в Ленинском районе города Новосибирска необходимо опросить 25 человек. Анкеты опрошенных респондентов представлены в [Приложении 4].
Обработка результатов опроса потребителей
Показатель |
Ранее не было телефона |
Желание приобрести более новую, усовершенствованную модель |
Старая модель пришла в негодность |
В подарок |
Другое |
Сумма |
Абсолютное кол-во ответов |
4 |
12 |
4 |
3 |
2 |
25 |
Относительное кол-во ответов, % |
16 |
48 |
16 |
12 |
8 |
100 |
Вывод:
из числа опрошенных
|
Вывод: из числа опрошенных респондентов 36 % используют при выборе сотового телефона личный опыт, по 32 % используют беседу со специалистами и советы родственников/знакомых, 20 % используют каталоги сотовых телефонов, по 12% используют бесплатные газеты и рекламу по радио, по 8% используют рекламу на телевидение и другое.
Показатель |
Очень важно |
Важно |
Скорее важно, чем неважно |
Скорее неважно, чем важно |
Неважно |
Совершенно неважно |
Сумма |
Абсолютное кол-во ответов |
9 |
9 |
6 |
1 |
0 |
0 |
25 |
Относительное кол-во ответов, % |
36 |
36 |
24 |
4 |
0 |
0 |
100 |
Вывод: по 36% опрошенных респондентов считают, что степень важности качества сотового телефона очень важна и важна; 24% считают, что скорее важна, чем неважна; 4% считают, что скорее неважна, чем важна.
Показатель |
Очень важно |
Важно |
Скорее важно, чем неважно |
Скорее неважно, чем важно |
Неважно |
Совершенно неважно |
Сумма |
Абсолютное кол-во ответов |
11 |
4 |
5 |
2 |
2 |
1 |
25 |
Относительное кол-во ответов, % |
44 |
16 |
20 |
8 |
8 |
4 |
100 |
Вывод:
44% опрошенных респондентов
Показатель |
«Евросеть» |
«Диксис» |
«Связной» |
«Телефон.ру» |
Другое |
Сумма |
Абсолютное кол-во ответов |
8 |
3 |
4 |
4 |
6 |
25 |
Относительное кол-во ответов, % |
32 |
12 |
16 |
16 |
24 |
100 |
Вывод:
32% опрошенных отдают
Показатель |
Большой ассортимент |
Качество обслуживания |
Кредитование |
Уровень цен |
Популярность магазина |
Другое |
Сумма |
Абсолютное кол-во ответов |
13 |
4 |
3 |
14 |
11 |
1 |
46 |
Относительное кол-во ответов, % |
52 |
16 |
12 |
56 |
44 |
4 |
184 |
Вывод: Большинство опрошенных респондентов считают, что при выборе магазина основными факторами являются уровень цен 56% и большой ассортимент 52%, 44% популярность магазина, 16% качество обслуживания, 12% кредитование, 4% руководствуются другими факторами.
Показатель |
Очень важно |
Важно |
Скорее важно, чем неважно |
Скорее неважно, чем важно |
Неважно |
Совершенно неважно |
Сумма |
Абсолютное кол-во ответов |
8 |
6 |
6 |
2 |
2 |
1 |
25 |
Относительное кол-во ответов, % |
32 |
24 |
24 |
8 |
8 |
4 |
100 |