Исследования потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Высокий интерес к маркетингу у белорусских управленцев вырос лишь в последние полтора десятилетия. А именно только в тот момент, когда они начали понимать необходимость продвижения своего бизнеса на конкурентном рынке.
Анализ и исследования с помощью инструментов и теории маркетинга предполагают определение и оценку рынков объекта исследования и внешней среды маркетинга с целью определения возможностей, угроз и слабых и сильных его мест. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинга, но он также выполняется в процессе их реализации и контроля.
В условиях повышенной конкуренции предприятия, стремящиеся занять свою рыночную нишу, должны адекватно и быстро исполнять запросы потребителей, а также анализировать конкурентов и прочие стороны рынка. Такие условия функционируют в большинстве отраслях отечественной экономики. Для того чтобы понять, что же хотят потребители, важно регулярно проводить маркетинговое исследования, которые направлены на выявление основных проблем, угроз и возможностей внутренней и внешней среды.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Сущность маркетинговых исследований на современных предприятиях….6
2.Маркетинговые исследования мотивации потребителей молочной продукции (на примере предприятия ОАО «Савушкин продукт»)…………..14
3. Рекомендации по совершенствованию проведения маркетинговых исследований на предприятии «Савушкин продукт»…………………………21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...24
Приложение А Анкета для изучения мотивации потребителей глазированных
сырков «Савушкин продукт»…………………………………..26

Файлы: 1 файл

марк.исследования.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

    Первым  и самым главным недостатком  компании, выявленным на основании  полученных результатов маркетингового исследования, является полное отсутствие рекламы глазированных сырков. В то время как другая продукция компании активно рекламируется, про сырки, что называется, забыли.

    Маркетологи компании большую роль придают исследованиям  потребителей нашей страны, практически полностью игнорируя другие страны, в которые экспортируется продукция.  

    Также специалисты чаще исследуется мнение потребителей относительно отдельной  продукции (соки, молоко, кефир и  пр.), в то время как многие из товаров  являются дополнением к планируемой покупке, а также товаром стихийного спроса. Иными словами, предприятие должно больше внимания уделить именно анализу общего спроса и его мотивации на всю молочную продукцию или на отдельные группы, а не исследовать постоянно лишь одиночные позиции номенклатуры.

    Предприятие проводит исследования своими силами. Вполне очевидно, что такая организация  работы заставляет маркетологов упускать часть вопросов, которые необходимо решать.

    «Савушкин продукт» проводит исследование только потребителей, настоящих и потенциальных, своей продукции, забывая при этом проводить исследование конкурентов.

    В целом, анализ показал, что на общем  фоне постоянной и эффективной маркетинговой  деятельности, ОАО «Савушкин продукт» все же имеет ряд недостатков. На основании этих недостатков далее вынесем предложения в области улучшения маркетинговых исследований предпочтений потребителей молочной продукции на предприятии. 
 

 

3. Рекомендации по совершенствованию проведения маркетинговых исследований на предприятии «Савушкин продукт»

 
 
 

    Проведенный обзор теоретической стороны  маркетинговых исследований, а также  анализ маркетинговой деятельности в ОАО «Савушкин продукт» позволили сделать вывод о том, что на предприятии существует ряд недостатков в отношении изучения потребителей. Далее рассмотрим рекомендации по совершенствованию проведения маркетинговых исследований на предприятии «Савушкин продукт».

    Во-первых, автор считает необходимым проводить активную рекламу всей производимой компанией продукции, а не только отдельных ее видов. С помощью рекламы специалисты предприятия «донесут» информацию о своей продукции до большего числа потенциальных потребителей, что приведет к увеличению объемов продаж.

    Во-вторых, автор рекомендует проводить исследование потребителей в тех странах, в которые экспортируется производимая продукция. Прежде всего, это касается Российской Федерации, на которую приходится около 87% экспорта всей молочной продукции, производимой в стране. Данный рынок является ключевым среди зарубежных для РБ, а также и для предприятия, в связи с этим данный вопрос должен быть более тщательнее проработан и реализован. Предприятие должны интересовать предпочтения потребителей, а также их пожелания. Это мероприятие позволить повысить количество экспортируемой продукции, а также позволит экспортировать именно ту продукцию, которая интересует потребителя. Для осуществления данной функции предлагается собирать информацию силами сторонних агентств, расположенных на территории той или иной страны.  Данная мера, с одной стороны, позволит выявить мотивацию потребителей на международном рынке, а с другой стороны сократит расходы на маркетинговые исследования, которые сегодня проводятся своими силами, а также позволит собрать больше информации.

    В-третьих, специалистам компании необходимо исследовать не какой-то отдельный вид продукции, а исследовать спрос на свою продукцию в целом, что позволит узнать какие основные товары и какие товары-спутники предпочитают покупать.

    В-четвертых, автор рекомендует часть исследований проводить, обращаясь за помощью в специализирующие на проведении маркетинговых исследований компании. Это позволит маркетологам ОАО «Савушкин продукт» уделить больше внимания продвижению товаров либо проведению других видов исследований. Например, это могут быть исследование на основе экспертных оценок, где для получения информации маркетологам необходимо будет подобрать коллектив компетентных в изучаемой сфере специалистов, мнение которых и будет рассмотрено как экспертная оценка; а также это может быть панельный метод, для получения информации по которому маркетологам необходимо будет отобрать группу лиц или предприятий и периодически, в определенное время и по установленной схеме либо структуре их исследовать.

    В-пятых, компании необходимо изучать своих  конкурентов, чтобы получить информацию о том, какую продукцию и каких конкурентов предпочитают потребители, что позволит предприятию на основе полученных данных принимать решения о том, стоит ли в данный момент времени вносить изменения в ассортиментный перечень продукции или в технологию производства или нет.

    Несмотря  на то, что предприятие ежегодно увеличивает свои обороты, и не терпит убытков, основной его целью является систематичное развитие и получение  прибыли. А значит постоянный рост оборотов.

    Необходимость разработки  перечня предложений по совершенствованию маркетинговых исследований потребителей для ОАО «Савушкин продукт» обусловлена причинами, которые были указаны во второй главе курсовой работы.

    Кроме того, в условиях современного рынка, когда конкуренция в отрасли достаточно высока и постоянно усиливается, предприятие постоянно должно проводить разработки в области внедрения в свою маркетинговую деятельность новых инструментов распространения и получения информации, а также совершенствования старых в соответствии с текущими запросами и тенденциями рынка. Для этого необходимо изучение рынка, а точнее потребителей.

    Планируемое расширение географии деятельности в 2011-2015 года обязывает предприятие по-новому взглянуть на потребителей его продукции.

    Таким образом, в ходе проделанной работы по анализу маркетинговых исследований в ОАО «Савушкин продукт» было выявлено, что, несмотря на высокую организацию работы маркетинга в компании, централизацию всех функций, данная деятельность имеет ряд серьезных недостатков, связанных с неэффективным изучением поведения и мотивации потребителей.

    Задача  каждого из предложенных элементов по совершенствованию маркетинговых исследований в ОАО «Савушкин продукт» состоит в  том, чтобы улучшить текущую рыночную позицию предприятия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 
 

    Понимание нужд потребителя и процесса покупки  является основой успешного маркетинга. Выяснив, каким образом потребители  преодолевают этапы осознания проблемы, поиска информации, оценки вариантов  и принятия решения о покупке, а также их реакции на покупку, деятель рынка может собрать немало сведений о том, как лучше удовлетворить нужды своих покупателей. Разобравшись с различными участниками процесса покупки и поняв, что оказывает основное влияние на их покупательское поведение, деятель рынка сможет разработать эффективную программу маркетинга в поддержку своего привлекательного предложения, обращенного к целевому рынку.

    В настоящее время компания может  проводить подобные исследования потребителей, как собственными силами, так и  при помощи сторонних маркетинговых агентств.

    Суровая реальность такова, что далеко не все  предприятия могут позволить  себе проводить на регулярной основе подобные мероприятия, поэтому маркетологам постоянно приходится ужиматься  и придумывать наиболее бюджетные  способы изучения потребителей. Полноценные исследования потребителей проводятся только крупными компаниями, например, операторами сотовой связи, производителями продуктов питания и т.п. Малые же фирмы чаще всего ограничиваются небольшими опросами и исследованием данных, полученных в ходе общения обслуживающего персонала с покупателями.

    Одним из бюджетных средств выявления  мнения и потребностей потребителя  является опрос потребителей с помощью  анкеты в местах продажи товара.

    В данной работе были рассмотрены теоретические основы процесса принятия решения о покупке потребителем, а также рассмотрены мотивы выбора молочной продукции ОАО «Савушкин продукт».

    В заключении хотелось бы еще раз отметить, что изучение потребителей не должно быть разовым мероприятием, оно должно быть регулярным и основополагающим при формировании ассортимента компании, цен, организации каких-либо маркетинговых акций и т.п. Без качественного изучения потребителей фирма рискует не получить тех прибылей, которая могла бы и уступить в конкурентной борьбе.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
 
 
    
  1. Зозулев, А.В. Маркетинговые исследования: теория, методология, статистика: учебное пособие / А.В. Зозулев, С.А. Солнцев. – Москва: Рыбари, 2008. – 643с.
  2. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. – Москва: Издательский дом «Вильямс», 2008. – 656с.
  3. Шведова, И.А. Книга директора по маркетингу производственного предприятия / И.А. Шведова, Т.Е Кузнецова. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 432с.
  4. Кеворков, В.В. Политика и практика маркетинга на предприятии / В.В. Кеворков, С.В. Леонтьев //  [электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m16/3.htm. – Дата доступа: 30.09.2010.
  5. Багиев, Г.Л. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода / Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов // [электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа:  http://www.marketing.spb.ru/read/m21/2.htm. – Дата доступа: 02.10.2010.
  6. Национальный статистический комитет Республики Беларусь // [электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа:  http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 02.10.2010.
  7. Савушкин продукт. Сайт предприятия. //  [электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа:  http://www.savushkin.by. – Дата доступа: 25.09.2010.
  8. Голубков, Е.П. Изучение потребителей / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 1998. - №5. – с.25-35.
  9. Герчикова, И.Р. Маркетинг и международное коммерческое дело: учебник для студентов по специальности «Международные коммерческие отношения» / И.Р. Герчикова. – Москва: Внешторгиздат, 2006.— 263 с.
  10. Гришко, С. Исследование потребительских предпочтений / С. Гришко // Бизнесинформ.— 2007.— № 23.— с. 72–75.
  11. Изучение спроса оптовой торговлей / Г.Н. Богославец, Н.И. Ковганич, Н.А. Кривенко[ и др.]; под общ.ред. Г.Н. Богославец — Киев: Техника, 2009.— 231 с.
  12. Полторак, В.А. Маркетинговые исследования: методы и технология / В.А. Полторак. — Днепропетровск: Арт-Пресс, 2008.— 136 с.
  13. Процесс принятия покупателем решения ч.1. //  [электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа:  http://www.pokupp.ru/?p=37. – Дата доступа: 07.10.2010.
  14. Рекхэм, Н. Процесс принятия решений покупателем / Н. Рекхэм //  [электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2006/05/11/process_prinjatija_reshenijj_pokupatelem.htm. – Дата доступа:01.10.2010.
  15. Сэндидж, Ч.Г. Реклама: теория и практика / Ч.Г. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцом. — Москва: Прогресс, 2009.— 290 с.
  16. Кисляк, М. Методы сбора информации и инструменты анализ / М. Кисляк // – [электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа:

    http://www.marketing.spb.ru/libresearch/methods/collect_and_analysis.htm. – Дата доступа:11.10.2010.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

  Анкета для изучения мотивации потребителей глазированных сырков «Савушкин продукт»

 

    Уважаемый респондент! 

    В своей деятельности компания «Савушкин продукт» стремится максимально удовлетворить желания покупателей и поэтому старается учесть мнение каждого из Вас.

    Поэтому мы предлагаем принять участие в  маркетинговом исследовании и рассказать, как Вы относитесь к таким продуктам, как глазированные сырки.

    1. Как часто Вы покупаете / потребляете глазированные сырки?
      • каждый день
      • 2-4 раза в неделю
      • 1 раз в неделю
      • 1 раз в 2 недели
      • 1 раз в месяц
      • не покупаю
      • другое____________________
    2. Для кого вы обычно покупаете глазированные сырки?
      • Для себя
      • Для детей / внуков
      • Для всей семьи
      • Другое _____________
    3. Где Вы обычно употребляете глазированные сырки?
    • Дома 
    • На работе 
    • В поездке  
    • На природе
    • На прогулке
    • Другое _____________
    1. В какое время суток Вы предпочитаете употреблять глазированные сырки?
      • Утро 
      • Второй завтрак 
      • Обед 
      • Полдник
      • Вечер
      • Другое _____________
    1. Отметьте основные причины потребления глазированных сырков:
      • Полезные, т.к. изготавливаются из творога 
      • Для удовольствия 
      • Быстрый перекус
      • Дополнение к еде
      • Другое _____________
    1. На что Вы главным образом обращаете внимание при покупке глазированных сырков? (укажите не более 2-х самых значимых вариантов)
      • Наполнитель 
      • Вкусовые качества  
      • Производитель / торговая марка
      • Состав продукта (натуральность) 
      • Жирность  
      • Дизайн упаковки  
      • Цена
      • Нет конкретных критериев выбора - беру то, что есть в магазине
      • Другое _____________
    1. Назовите торговую марку или укажите производителей глазированных сырков, которые Вы обычно покупаете? _________________________________________________________
    1. Глазированные сырки какой жирности Вы обычно покупаете? _________________________________________________________
    2. Какие глазированные сырки Вы предпочитаете покупать?
      • Без наполнителя, ванильные
      • С фруктовым джемом

Информация о работе Исследования потребителей