Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:23, курсовая работа
Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии, направленной на обнаружение эффективных средств управления рынком на основе объективного понимания ситуации на нем. В настоящее время достаточно просто составить данные по многочисленным образцам и обработать их на компьютере с помощью прогрессивных методов анализа.
Введение 3
1. Постановка и технологи маркетингового исследования 5
1.1. Обоснование цели и задачи маркетингового исследования 5
1.2. Выбор методов сбора и технологии обработки данных 7
2. Представление результатов маркетингового исследования 12
2.1. Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации 12
2.2. Презентации результатов маркетингового исследования 14
3. Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области ценовой политики предприятия 18
Заключение 19
Список литературы
2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Обработка первичной маркетинговой информации
В ходе реализации этапа массового опроса поступило 650 анкет. Приведем результаты опроса потребителей ГСМ и начнем с анализа социально-демографических характеристик респондентов.
Таблица 2.16
Род деятельности респондентов
рабочий |
38,7 |
служащий |
19,7 |
руководитель |
7,9 |
предприниматель |
11,8 |
пенсионер |
14,5 |
безработный |
7,4 |
Таблица 2.17
Возраст респондентов
от 18 до 30 |
70,2 |
от 31 до 50 |
28,0 |
от 51и старше |
1,8 |
По возрастным показателям респондентов можно разделить на три группы: «молодежь» – респонденты в возрасте до 30 лет, «средний возраст» – от 30 до 50 лет, и «старший возраст» – свыше 51 года.
Таблица 2.18
Пол респондентов
мужской |
80,8 |
Продолжение таблицы 2.18 | |
женский |
10,2 |
По половой принадлежности потребителями АЗС компании ТНК-BP являются в основном мужчины 80,8% и всего лишь 10,2 – женщины.
Также одним из важных показателей является уровень дохода на одного члена семьи в месяц, который представлен на рисунке 2.6.
15 тысяч рублей |
60 |
15 – 30 тысяч рублей |
25 |
Более 30 тысяч рублей |
15 |
По результатам исследования большинство участников опроса имеют отечественный автомобиль эконом класса. Из ответов на вопрос о марке автомобиля установлено, что 56,4% - автомобили отечественного производства, а 44,6% - иномарки.
Далее представим основные результаты исследования. Анализ видов топлива показывает, что значительное количество респондентов в качестве топлива используют бензин: 92,1%.
Предпочтения по маркам топлива
АИ-76, 80 |
3,7 |
АИ-92, 93 |
64,8 |
АИ-95,96 |
9,3 |
АИ-98 |
4,5 |
ДТ |
7,25 |
Фирменное топливо «Пульсар» |
10,15 |
При ответе на этот вопрос «Какую марку топлива вы бы предпочли?» респонденты, а именно 10,15% предпочитают фирменное топливо «Пульсар» Немаловажный критерий предпочтения респондентами топлива «Пульсар» – это «качество топлива» и соответствие его с европейскому стандарту «Евро-4».
Анализ частоты потребления ГСМ представлен в таблице 2.14 и 2.15.
Каждый день |
47,4 |
3-4 раза в неделю |
17,1 |
1-2 раза в неделю |
1,7 |
Два раза в месяц |
6,6 |
Один раз в месяц |
9,2 |
Как показали результаты исследования, у большей половины опрошенных частота потребления ГМС в среднем составляет приходится на 1 раз каждый день – 47,4%.
В сводных таблицах 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7 показано, как изменяется потребление ГСМ в зависимости от сезона.
Таблица 2.2 - Потребление ГСМ в зависимости от времени года в г. Казани, %
Теплый сезон |
Доля респондентов, % |
Холодный сезон |
Доля респондентов, % |
5 литров |
6 |
5 литров |
0 |
10 литров |
16 |
10 литров |
5,4 |
15 литров |
27 |
15 литров |
15,6 |
20 литров |
21 |
20 литров |
28,5 |
25 литров |
14 |
25 литров |
20 |
30 литров |
9,1 |
30 литров |
14 |
35 литров |
2,4 |
35 литров |
7,3 |
40 литров |
0,3 |
40 литров |
2,2 |
более 45 литров |
7 |
более 45 литров |
7 |
|
100 |
100 |
Здесь наибольшую долю занимает объем разовой заправки в 15 литров (27%) по теплому сезону и 20 литров (28,5%) в холодный сезон. Наряду с этим часто встречающимися величинами стали 20 л. – 21% в теплый сезон, и 25 л. – 20% в холодный сезон.
На вопрос «Заправляетесь ли Вы на АЗС ТНК-BP?» только 5 респондентов из 570 ответили «нет». В качестве причины все пять раз было указано более удобное расположение частных АЗС на которых он предпочитают заправляться (около гаражных кооперативов).[5]
Таблица 2.4
Что влияет на выбор АЗС для заправки
Месторасположение |
42,4 |
Качество топлива |
20,2 |
Скидки |
18,4 |
Приемлемая цена |
15,0 |
Дисконтные карты |
4,0 |
Исходя из результатов опроса, наиболее значимым для потребителей фактором является качество ГСМ и месторасположение АЗС, затем уже идет его цена и предоставляемые скидки.
Таблица 2.5
Оценка качества и скорости обслуживания на АЗС
ТНК – BP |
% |
Остальные АЗС |
% |
Отличное |
34,88 |
Отличное |
2,26 |
Очень хорошее |
32,04 |
Очень хорошее |
17,4 |
Хорошее |
25,0 |
Хорошее |
10,6 |
Удовлетворительное |
4,13 |
Удовлетворительное |
46,42 |
Плохое |
2,58 |
Плохое |
21,64 |
Очень плохое |
1,37 |
Очень плохое |
1,68 |
Как показали результаты подавляющее количество клиентов АЗС ТНК-BP поставило оценку «отлично» по пятибалльной шкале, в то время
как качество обслуживания на других АЗС было оценено как «удовлетворительное».
Таблица 2.7
Желательные дополнительные сервисы на АЗС ТНК - BP
Дополнительные сервисы |
Доля респондентов % |
|
22,52 |
|
19,08 |
|
7,42 |
|
2,85 |
|
30,03 |
|
10,0 |
|
8,10 |
Самыми распространенными ответами были: бесплатная подкачка шин – 30,03%, автомойка – 22,52%, пополнение счета телефона – 19,08%.
Откуда Вы чаще всего узнаете о деятельности ОАО "Роснефть" (можно отметить несколько вариантов ответа)[5]
Телевизор |
36,5 |
Радио |
15,8 |
Интернет |
7,9 |
Газеты, журналы |
18,3 |
Друзья, знакомые |
20,6 |
В данном случае наиболее популярным
вариантом оказалось
В результате проведенного маркетологического исследования по средством опроса можно составить портрет потребителя АЗС ТНК-BP, им является мужчина среднего возраста, имеющий средне – специальное образование, владеющий отечественным автомобилем эконом класса, заправляющийся 92 бензином 1-2 раза в неделю. Доход потребителя составляет в месяц на одного члена семьи меньше 10 т.р. И в большинстве случаев при выборе АЗС для него главным фактором является месторасположение заправочной станции. Также итоги проанализированной информации о позволяют выявить существующие потребности розничных потребителей ГСМ и определить уровень качества оказываемых услуг на АЗС. С помощью данных результатов исследования можно разработать экономически наиболее выгодную стратегию развития розничного секотра компании ТНК-BP.
Главной целью маркетингового исследования было выявление потребностей розничных потребителей при выборе АЗС. Презентация результатов маркетингового исследования является важнейшим этапом и оформляется в наиболее удобном для восприятия виде. Изобразим основные результаты, полученные в ходе маркетингового исследования в графическом виде.
В результате исследования был выявлен такой важный показатель как уровень дохода потребителей бензина на АЗС ТНК – BP.
На рисунке 2.1 представим анализ видов топлива по потребительским предпочтениям.
Анализ частоты потребления ГСМ представлен
Потребление ГСМ в теплый сезон года
Что влияет на выбор АЗС для заправки
Оценка качества и скорости обслуживания на АЗС
Случаи плохого обслуживания ООО «Нягань – лесстройсервис»
Наиболее желательные
Результаты данного исследования представлены на рис. 2.2
Развитие розничного сегмента ГСМ и увеличение прибыли
|
Увеличение выуска в продажу брендированного топлива «Пульсар»
|
Дополнительные сервисы: бесплатная подкачка шин, автомойка, пополнение счета телефона и д.р. |
Требуют топлива, соответствующего евро-стандарту
|
Повышение качества обслуживания клиентов АЗС |
56,4 % автомобилей иномарки |
Открытие новых и модернизация модернизация старых АЗС под брендом ТНК
|
Установка приемлимых цен |
Предоставление скидок постоянным клиентам |