Использование Интернета и интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Результаты последних исследований показали, что использование Интернет - технологий в маркетинге может принести реальную экономию и прибыль. Это связано с большими выгодами и удобствами, которые получают как потребители, так и фирмы. В надвигающейся глобальной компьютеризации, наступление которой планируется на ближайшее будущее, роль маркетинга в Интернет заметно вырастет. Этим и обуславливается актуальность темы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1 ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ. ОСОБЕННОСТИ И ОТЛИЧИЯ ОТ ТРАДИЦИОННОГО МАРКЕТИНГА

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В МАРКЕТИНГЕ

3 Приемущества и недостатки использования Интернет-технологий в маркетинговой деятельности предприятия

3.1 Преимущества использования Интернет – технологий

3.2 Недостатки и моральные аспекты при использовании Интернет - технологий

4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В РОССИИ

5 Использование Интернета и интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности

5.1 Общая характеристика основных направлений и средств использования Интернета предприятиями г. Сыктывкара в маркетинговой деятельности.

5.2 Причины, по которым предприятия не используют Интернет и их намерения использовать Сеть в будущем

5.3 Потенциальные покупатели Интернет-услуг

5.4 Специфика использования Интернета и Интернет-услуг в отдельных отраслях

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Интернет-маркетинг.doc

— 387.50 Кб (Скачать)

• «увлеченные» - люди, ищущие в Интернет информацию относительно своих хобби, а также совершающие онлайновые покупки понравившихся предметов;

• «бизнесмены» - ориентированы на поиск в Сети информации по различным вопросам бизнеса и новостей компаний;

• «менеджеры» - используют Интернет в качестве инструмента для повышения эффективности своей основной работы (ищут информацию по текущим проблемам, участвуют в тематических телеконференциях);

• «домашние пользователи» - лица, имеющие выход в Интернет из дома (используют Интернет для развлечений, образования или совершения покупок) [1].

Организациям, действующим в Глобальной сети, весьма важно понимать, к какой категории по своим демографическим, социокультурным, психоло­гическим, экономическим и другим характеристикам относятся потребите­ли из их целевых групп. От этого будет зависеть конкретное применение комплекса маркетинга, а также выбор каналов коммуникации в рамках Ин­тернет и собственно формулировка коммерческого предложения.

 

Вывод.

 

Развитие информационных технологий, появление и бурный рост электронной коммерции стали основой для появления нового направления в современной концепции маркетинга взаимодействия — Интернет-маркетинга, под которым понимается теория и методология организации маркетинга в среде Интернета. Эпоха Интернет-маркетинга характеризуется следующими отличительными особенностями: глобализация сфер деятельности; окончательный переход ключевой роли от производителей к потребителям; персонализация взаимодействия и переход к маркетингу «один-одному»; снижение трансакционных и трансформационных издержек.

 

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В МАРКЕТИНГЕ

Интернет все активнее используется в бизнесе, в существенной степени спо­собствуя повышению его эффективности. Так, осенью 2000 г. в США было прове­дено исследование эффективности ведения бизнеса с помощью Интернета среди владельцев, менеджеров и сотрудников 1026 компаний производственного, торго­вого (оптового и розничного) секторов экономики. Результаты данного иссле­дования представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Эффективность использования Интернета в бизнесе (%)

 

 

 

Операционные показатели

 

 

 

 

С начала использования Интернета Ваша компания получила следующие значения операционных показателей при изменении финансовых показателей:

значительно больший доход на одного

работающе-го

значительно большая

прибыль

значительно более высокий

доход на капитал

значительно более высокий

доход на инвестиции

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Доход, полученный через Интернет

10,5

40,4

12,0

42,2

12,9

44,8

14,2

45,0

Производственные поставки, осу­ществленные через Интернет

 

11,3

 

19,7

 

11,6

 

19,1

 

10,9

 

20,1

 

10,9

 

20,9

Новые потребители, приобретенные через Интернет

 

16,8

 

40,2

 

19,2

 

40,7

 

18,8

 

43,5

 

19,2

 

42,1

Существующие потребители, ведущие бизнес через Интернет

 

14,8

 

43,9

 

15,3

 

45,3

 

16,6

 

47.6

 

17,3

 

48,2

Услуги, осуществленные через Интернет

12,3

23,6

12,9

21,6

13,8

23,1

13,6

22,8

 

Из таблицы 2.1 вытекает тесная взаимосвязь между отдельными операционными направлениями использования Интернета и улучшением финансовых показателей. Для компаний, ответивших «Да» на вопросы относительно того, что они значитель­но увеличили один из финансовых показателей, обнаружилось также улучшение операционных показателей.

Если рассматривать возможности Интернета применительно к маркетингу, то они могут быть прежде всего использованы в следующих направлениях: реклама (размещение информации о продукте, рассылка электронных писем, участие в те­леконференциях); стимулирование сбыта; связи с общественностью (публикации в Сети пресс-релизов, предоставление текущей информации для акционеров, для об­щественности, усиление узнаваемости организации, ответы на вопросы относитель­но организации и о ее продуктах; и др.); продажа товаров через Интернет (электрон­ная торговля); проведение маркетинговых исследований; предоставление послепро­дажных услуг (консультирование, информация по запросам).

Интернет обладает уникальными характеристиками, значительно отличающимися от характеристик традиционных инструментов маркетинга. Одним из основных свойств среды Интернета является ее гипермедийная природа, характеризующаяся высокой эффективностью в представлении и усвоении информации, что значительно повышает возможности маркетинга в усилении взаимосвязи предприятий и потребителей.

Кроме того, роль, выполняемая Интернетом, не ограничиваются только коммуникативными функциями, а также включает в себя возможность заключения сделок, совершение покупок и проведение платежей, придавая ему черты глобального электронного рынка [3].

Рисунок 2.1 иллюстрирует возможности использования Интернета в системе маркетинга современного предприятия [2].

По некоторым оценкам, в 2000 г. 82% малых и 72% средних и крупных пред­приятий в России использовали Интернет в маркетинге.

Рисунок 2.1 - Возможности использования Интернета в системе маркетинга предприятия.

В работе [4] приводится следующая информация об использовании Интернета в маркетинге, касающаяся шести главных областей этого использования: поддер­жание деловых связей; изучение рынка; покупка и продажа через Интернет; рекла­ма товаров в Сети; сервис и послепродажное обслуживание (табл. 2.2).

Что касается рекламы через Интернет, то необходимо четко понимать, что товары и услуги нельзя рекламировать в Сети так же, как по телевидению, то есть прямо и настойчиво. Предложение своих продуктов в подобной форме и явном продвижение самого себя не поощряются. Нарушение неписаных правил немедленно приводит к реакции со стороны пользователей — нарушителя «сжигают», иными словами, ему посылают тысячи осуждающих сообщений по электронной почте. Огромный объем информации способен вывести из строя сеть пользователя, кото­рая окажется не в состоянии справиться с обработкой такого количества сообщений. Это отобьет у нарушителя всякое желание иметь дело с Интернетом. Пользователи могут также объявить бойкот товарам и услугам компании и вообще перестать связываться с ней по Сети. И уж совсем редко, но все же случается и такое что нарушителю лично доставляют массу беспокойства телефонными звонками часто в два ночи домой, вызовами по пейджеру, звонками на работу.

Таблица 2.2 - Использование Интернета в маркетинговой деятельности

 

Области

применения Интернета

в маркетинге

 

Средства Интер­нета

 

 

 

Целевые группы

 

 

Способы

осуществления маркетинговых

мероприятий

 

Интернет-услуги

 

 

 

1

2

3

4

5

 

1.1.

Поддержание деловых свя­зей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.— E-mail (элек­трон­ная почта);

— Usenet (элек­трон­ные доски объявлений);

— Listserv (поч­товые

реестры в элек­трон­ной почте);

— Voice mail

(голосовая связь);

— Video conferencing

(проведение ви­део­

конференций); — MUDS (мно­гопользователь­ский диалог);

— IRC — Internet Relay Chat (ретрансля­ция беседы в

Интернете)

1.3.Поставщики, потре­бители, агенты, дист­рибьюторы, партнеры, цен­тры исследова­ний, правитель­ственные учреж­дения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.—Персонифици-ро­ванное обраще­ние;

— Обраще­ние в

конференцию или

дискуссионный лист;

— Использование

досок объявлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.— Списки рассылки и специализирован­ные дис­куссионные листы (в том числе услуги по подписке и мониторингу);

— Услуги по ком­плектованию материа­лов

прессы;

— Рассылки ново­стей

сервера;

— Рекламные услуги на досках объявле­ний;

— Международные орга­низации связи: конфедерации, груп­повые соглашения, агломеративные союзы (торговые ассоциации), сообще­ства

сервисных групп

 

Изучение

рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

WWW, инфор­мационный по­иск и его про­граммное обес­печение — Netscape,

Microsoft, Gopher, Archie, WAIS (Wide

Area Information

Server), VERONICA

(Very Easy Rodent-

Oriented Netwide Index to Computerized

Archives)

 

e-mail, собствен­ный

сайт

 

2.3. Отчеты по иссле­дованию стран и рынков, специфические отчеты отраслей,

торговые кон­такты, агенты и дист­рибью­торы, ры­ночные лидеры

Потребители

(потенциальные и фактические),

агенты и дист­рибьюторы

 

 

 

2.4.— Поиск вторич­ной информации:

а) печать ключе­вых слов с использова­нием одной из по­исковых систем WWW;

б) обращение кодному из дело­вых

международных

каталогов

— Первичные ис­следования с ис­пользованием раз­личных классических ме­тодов, таких, как опрос,

анкетирование,

интервью

2.5.— Предоставление ин­формации государ­ственными (в том числе статистиче­скими) учрежде­ниями на собствен­ных сайтах;

— Web-страницы

периодических изда­ний;

— Коммерческие Web-страницы;

— Услуги по ком­плектованию материа­лов прессы;

— Специальные    про­граммы по фильт­рации через наблюде­ние (имплицитный под­ход) и через сотрудни­чество (эксплицитный под­ход)

 

3.1.Покупка

через Интернет

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Такие же, как в п.1.2 и 2.2

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.Поставщики, агенты,

дистрибьюторы,

партнеры

 

 

 

 

 

 

 

3.4.— Интернет-мага­зины;

— Аукционные про­дажи;

— Интернет-су­пермаркеты;

— Виртуальные

выставки-продажи;

— E-mail марке­тинг

3.5.— Предоставление финансовых услуг через Интернет: раз­витие Интернет-бан­ков, брокерских сер­висов и платежных систем;

— Построение сооб­ществ, нацеленных на электронную ком­мерцию

 

4.1. Продажа через Интернет

 

 

 

 

 

 

 

4.2. WWW site

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3. Глобальные покупа­тели (фактические и потенциальные)

 

 

 

 

 

4.4. — Business-to-busi­ness (В2В) — торговля промышленными това­рами или бизнес-услугами между предпри­ятия­ми, а также оптовые

продажи;

— Business-to-

4.5. Такие же, как в п. 3.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

consu­mer (В2С) —

розничные про­дажи потребительских товаров конеч­ному потребителю

 

 

 

 

5.1.Реклама

товаров в Сети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2. WWW-site,

доски объявле­ний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.3. Потенциальные покупатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.4. — Размещение рекламы на темати­ческих и общеинфор­маци­онных сайтах;

— Создание ката­логов и брошюр;

— Баннерные сети;

— E-mail марке­тинг;

— Обмен ссыл­ками;

— Партнерские

и спонсорские программы

 

 

 

 

 

5.5.— Услуги по созда­нию сайта;

— Регистрация места со всеми инте­рактивными двигателями поиска;

— Бесплатная регист­рация сайта во всех зна­чимых серве­рах;

— Фиксированноерасположение бан­нера на главной стра­нице сервера;

— Контекстный по­каз рекламы;

— Участие сайта в рей­тинге;

—Специализирован­ные агентства Интернет рекламы

6.1.Сервис

и послепро­дажное обслужива­ние

6.2. Такие же, как в п. 1.2 и 4.2

 

 

 

 

6.3. Фактические по­ку­патели

 

 

 

 

6.4.— Консультирова­ние no e-mail;

— Информирова­ние на Web-сайтах

о новостях

6.5. Рассылки новостей сервера

 

 

 

 

По мнению большинства рекламистов, успешно рекламировать в Сети можно не все товары и услуги (об этом речь пойдет ниже). Несомненным достоинством Интернет-рекламы является точное попадание в целевую аудиторию (к сожалению весьма ограниченную и специфичную) без распыления на ненужные контакты и сама возможность отслеживать эти контакты. Последнее позволяет точно устано­вить стоимость размещения рекламы, которую принято определять исходя из 1000 ознакомленных с ней. В самом начале баннерная реклама в Интернете стоила 20 долл. за 1000 показов, сейчас цена выросла в 10 раз. Американские рекламодате­ли в 2000 г. истратили на Интернет-рекламу около 3,5 млрд. долл. Показатели Рос­сии — 5 млн. долл. — выглядят значительно скромнее [5].

Что касается России, то стоимость показа на тематических сайтах колеблется у нас в стране от 3 до 70 долл.. Стоимость тысячи показов в российских рекламных сетях (с их помощью осуществляется взаимная реклама) составляет от 5 до 25 долл., в международных — 30—60 долл. Стоимость рекламы через списки рас­сылки Интернета в 1000 писем — от 2 (в российских рассылках) до 25 долл. (в международных рассылках) [6].

По данным опроса общественного мнения, проведенного американским аген­тством Интернет-исследований Starcom Motive в 2001 г., из 78% Интернет-пользователей, обративших внимание на онлайновую рекламу, только 34% делают покупку. При этом 51% опрошенных утверждают, что Интернет-реклама часто не соответ­ствует профилю того сайта, который они обычно посещают. Большинство опрошен­ных рекламодателей (74%) также заявили о потере интереса к Интернет-рекламе. Они полагают, что интерактивные рекламные кампании не доходят до сознания потребителей. Но главной причиной недовольства рекламодателей стало отсутствие четко определенных расценок на онлайновую рекламу, как это принято в традиционных СМИ. И все же, несмотря на то, что большинство рекламодателей считают, что качество рекламных услуг в Сети ниже, чем на традиционном рекламном рынке, только 10% из них планируют полностью отказаться от Интернет-рекламы [3].

Одной из конечных задач маркетинга является активизация сбыта (продаж). Здесь, однако, можно привести достаточно печальную статистику относительно электронной торговли. Только около 3% из миллионов посетителей Интернета что-то покупают. Согласно исследованиям, проведенным Бостонской консультацион­ной группой, число таких покупателей с 1,8% в 1999 г. увеличилось до 3,2% в 2000 г. [4]. По данным The Internet Monitor, российские Интернет-пользователи менее активны с точки зрения электронной торговли, чем Интернет-пользователи в Европе: лишь одна треть всех опрошенных совершали покупки через Интернет, тогда как в среднем по Европе более половины пользователей Интернета (54%) совершали такие покупки. Наиболее часто через Интернет покупают книги и ком­пакт-диски. Средняя стоимость последней покупки в личных целях, совершенной российским Интернет-пользователем, составляет 27 евро, средняя стоимость по­купки в деловых целях — 179 евро. Наиболее распространенный метод оплаты за личные покупки — наличные при доставке (таким способом заплатили 59% рес­пондентов). 57% заплатили таким образом за покупку в деловых целях. Некоторые покупки в личных целях (18%) оплачены по кредитной карте, так же как и 14% покупок в деловых целях. Покупки онлайн в деловых целях иногда оплачиваются через банковский перевод [6].

С помощью Интернет-маркетинга можно повысить объем продаж в результате использования следующих возможностей.

1. Улучшения процесса продаж путем:

• вовлечения потребителей в процесс разработки новых продуктов. Например, студия дизайна «Форда» в онлайновом режиме получает информацию от выбран­ных потребителей;

• лучшего выбора целевых потребителей, которым предлагаются желаемые продукты в требуемое время — для этого, в частности, изучается профиль сделан­ных покупок;

• использования новых возможностей по экономически оправданному дости­жению и обслуживанию дисперсных рыночных потребителей;

• лучшего иллюстрирования преимуществ предоставляемых продуктов;

• демонстрации потребителям для укрепления их лояльности результатов ис­следования их мнений.

2. Расширения покупательского опыта потребителей путем:

• предоставления потребителям советов о продуктах, в наибольшей степени удовлетворяющих их запросы;

• установления контактов с поставщиками дополнительных продуктов для обеспечения наиболее полного удовлетворения запросов потребителей;

• оказания помощи потребителям по проектированию своего системного зап­роса, часть которого составляет данный продукт.

3. Совершенствования опыта потребления путем:

• предоставления информации по использованию купленных продуктов;

• предоставления поддерживающих услуг исходя из запросов потребителей и их практики [3].

Большим достоинством Интернета является возможность предоставления раз­нообразных услуг ежедневно и круглосуточно по мере возникновения необходимо­сти решения возникшей проблемы. Устранение определенных проблем возможно на расстоянии путем применения компьютерной диагностики.

Эффективность использования Интернет-маркетинга зависит от того, как ча­сто потребители делают покупки и в какой мере они поняли различия, существую­щие между конкурирующими продуктами (см. рис 2.2). В зависимости от этого конкретизируются отдельные направления маркетинговой деятельности.

 

 

 

Воспринятая дифференциация продукта

Низкая

Высокая

Частота покупки

 

Высокая

Акцент на достоинства продукта.

Предоставление дополнительных услуг.

Оказание помощи при использовании продукта.

Закрепление выбора потребителей.

Низкая

Оказание помощи при выборе продукта.

Адаптация продукта под запросы потребителей.

Проектирование системной покупки

Продажа выгоды, а не продукта.

Агрегирование потребителей.

Предоставление более деталь­ной информации

Информация о работе Использование Интернета и интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности