Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа
За последние годы Белорусский рынок быстро наполнился всевозможными товарами различных иностранных производителей. Несмотря на кризис сегодня новые товары импортного производства продолжают появляться на нашем рынке. Белорусские производители тоже стараются быть конкурентоспособными и ведут активную политику по завоеванию отечественного рынка. В этом им помогает наше государство, оно всячески стимулирует развитие нашего производителя, создает всевозможные условия.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ДЛЯ НОВОГО ТОВАРА
1.1. Сущность и критерии определения новых товаров
1.2. Проблемы, связанные с разработкой новых товаров
1.3. Место службы маркетинга в создании и реализации нового товара
1.4. Генерирование идеи нового товара.
1.5. Разработка концепции нового товара и ее проверка
1.6. Разработка нового товара и его рыночное тестирование
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА МОГИЛЕВСКАЙ ОБЛАСТИ
2.1. Исследование мороженого: потребителя, конкурента и расчет потенциальной емкости рынка
2.2. Анализ форм и каналов сбыта мороженого
2.3. Формирование ценовой стратегии и определение ценовой политики
2.4. Разработка и рекомендация ассортимента продукции
2.5. Местонахождение и система распределения товара
2.6. Рекламные мероприятия и выбор стратегии маркетинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Кажется, что в наше время у производителей мороженого найдется мороженое для кого угодно. Существует стандартное мороженое, высококачественное в фаршированной упаковке, с шоколадной глазурью, со вкусовыми добавками по высоким ценам, средние, низкокачественное мороженое без каких-либо вкусовых добавок, но по низкой цене.
Рынки состоят из покупателей, а покупатель отличается друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсов, географическое положение, покупательские отношения и привычки. И любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка.
Сегментирование потребителей мороженого рынка города Могилев в настоящей работе произведенное по 2-м классифицированным признакам: по уровню доходности и по потребительским привычкам. В результате исследования рынок города Могилева разделен на следующие сегменты (табл.2.1)
Таким образом, в настоящий момент среди населения города Могилев можно выделить 5 групп потребителей, которые готовы предлагать платежеспособный спрос на продукцию из мороженого:
группа потребителей с высоким уровнем доходности с взыскательным вкусом (10%). Данный сегмент удовлетворяет свою потребность в основном качественной импортной продукцией и мороженным “ПЛОМБИР”;
группа потребителей с высоким уровнем доходности и невзыскательным вкусом (20%). Данный сегмент удовлетворяет свою потребность всеми имеющимися в продаже мороженого;
группа потребителей со средним и ниже среднего уровнем доходности и невзыскательным вкусом (15%), ихния потребность удовлетворяется за счет продукции недорогого сорта, местных производителей мороженого;
группа потребителей с средним и ниже среднего уровня доходност и и взыскательным вкусом (35%), которые имеют возможность лишь частично удовлетворить свою потребность за счет импортной продукции и более качественным мороженным местного производства - “ПЛОМБИР” и “ЭСКИМО”.
группа потребителей с низким уровнем доходности и невзыскательным вкусом (20%). Данный сегмент удовлетворяет свой спрос за счет дешевого мороженого местного производства с низким качеством изготовляемых на фрезерах в уличных торговых точках и мини ценах.
Таблица 2.1.
Сегментация рынка потребителей мороженого по городу Могилев
По потребительским препочтениям | По уровню доходности | ||
Высокий (более 2000000руб) | Средний (от 1000000 до 2000000руб) | Низкий (до 100000руб) | |
Взыскательный вкус | Дорогая высококачественная импортная продукция и частично “ПЛОМБИР” | Частично импортная и местная продукции “ПЛОМБИР” и “ЭСКИМО” | - |
Невзыскательный вкус | Все предлагаемые сорта | Недорогие сорта импортного мороженого, часть продукции местного производства | Дешевое мороженое местного производства, изготовленные на фрезерах в уличных торговых точках |
Исследование потребителей позволяет определить и изучить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товара (доходы, социального положение, возрастная структура, образование). В качестве объектов выступают индивидуальные потребители-организации. Предметом исследования являются мотивы потребительского поведения на рынке и факторы, их определяющие. Изучается структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательского спроса. Разработками здесь являются типология потребителей, моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса.
Для маркетинга важно выяснить психологию приобретения товара и механизм удовлетворения потребностей этим товаром. Только тогда можно расчитывать на то, что продукция будет покупаться. Предлагаемый продукт должен быть прежде всего полезен потребителю, а уже потом нравится самому производителю.
При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследования, которыми являются анкеты и механические устройства. Анкета - самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета-это ряд вопросов, на которые опрашиваемые дают ответы.
Ниже приведены вопросы которые были заданы потребителям в ходе опроса:
Пол:
а) муж.;
б) жен.
2. Возраст:
а) до 15 лет;
б) от 15 до 40 лет;
в) более 40 лет.
3. Род деятельности:
а) служащий;
б) работник;
в) учащийся.
4. Среднемесячный доход:
а) до 300000руб;
б) от 300000 до 2000000руб;
в) более 2000000руб.
5. Как часто Вы употребляете мороженое?
а) несколько раз в день;
б) не каждый день;
6. Какое мороженое Вам нравится больше всего?
_____________________________;
7. По каким характеристикам Вам нравится данный сорт или вид?
_____________________________;
8. Какая цена Вас устраивает:
_____________________________;
9. На что вы больше обращаете внимание при выборе мороженого?
а) вкус и качество;
б) цена;
в) внешний вид и упаковка.
10. Имеет ли для Вас значение фирма-производитель (импортный или местный) ?
а) да;
б) нет.
11. Назовите известных Вам производителей в порядке от самого лучшего к самому худшему:
______________________________
12. Возникали ли у Вас проблемы с качеством приобретенной продукции?
а) если да, то опишите, пожалуйста, какие:
______________________________
б) нет.
13. Ваши пожелания и советы по улучшению качества местного мороженого.
Опрос потребителей показал, что большинство потребителей со среднемесячным доходом от 1000000 до 2000000 руб, независимо от возраста и пола и частично потребители со среднемесячным доходом от 2000000руб и более предпочитают мороженое “ПЛОМБИР”. А потребители со среднемесячным доходом до 1000000руб, покупают более дешевые мороженое. Потребители с высоким уровнем дохода предпочитают покупать импортные мороженое.
На вопрос “Какая цена Вас устраивает? “ мнения были таковыми: 60% опрошенных ответили, что наиболее приемлемая для них цена в пределах 7500-10000руб, 32% согласились заплатить 12500-15000руб, а всего 8% опрошенных были согласны покупать мороженое за 25000-75000 руб. Следует отметить, что в эти 8% опрошенных входят в основном покупатели импортного мороженого. У этих покупателей высокий уровень доходности и взыскательный вкус. При покупке они обращают внимание на вкус и качество, на внешний вид и упаковку, но при этом они не каждый день потребляют мороженое.
На вопрос “На что Вы больше обращаете внимание при выборе мороженого? “45% опрошенных потребителей ответили что вкус и качество является для них самыми важными факторами при выборе мороженого, 40% - обращают больше внимания на цену и только 15% на внешний вид и упаковку продукции.
Из проведенного опроса можно сделать вывод, что среди всех сортов и видов мороженого лучшим, и по внешнему виду и по вкусу и качеству является импортное мороженое. Но по цене, эти же импортная продукция не подходит для большинства покупателей. Относительно удовлетворяющими спрос потребителей являются продукция производителей “МГМК”, “Снеговик”, “Морозко”, “Ледышка”. Но при всем этом, покупатели хотят покупать мороженое такого качества как импортное, но по низкой цене. Потребители хотели бы увидеть мороженое местного производства в большом ассортименте и с разными добавками, натуральными красителями.
Определение емкости рынка является главной задачей рыночного исследования. Под емкостью рынка понимается, возможный объем реализации товара при данном уровне и соотношении цен.
Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень. Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и отражает адекватный объем реализации товаров. Реально складывается емкость рынка может и не соответствовать его потенциальной емкости.
Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждой из которых может в определенной ситуации как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивать его емкость. Эти факторы могут быть общими социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара: объем и структура товарного предложения, ассортимент и качество выпускаемых изделий, размеры импорта, по данному товару или группе товаров, уровень жизни населения, уровень и соотношение цен на товары и другие.
На рынке города Могилева реализуются мороженое, которое производится “МГМК”, “ Снеговик”, “Морозко” и другими мини-цехами, которые производят дешевые мороженое. Местными производителями используется молоко разных качеств. Кроме того, на рынке реализуется мороженое импортируемое из Российской Федерации и соседнего Узбекистана, сеть кафе и ресторанов производимых на фризерах мороженое.
По расчетам накопленной информации на рынке города Могилев за 2010 год реализованное мороженого носит ярко выраженный сезонный характер и подвержен значительным колебанием спроса на мороженое в течении года, то основная масса употребления мороженого приходится на летнее сезонное время. А в зимнее время спрос на мороженое составляет примерно 10-15% от уровня летнего спроса, в межсезонном 50-60%.
Основная задача изучения конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти возможность сотрудничества с возможными соперниками. С этой целью анализируется сильные и слабые стороны конкурентов изучается занимаемые ими доля рынка, реакции потребителей на маркетинговые средства конкурентов с совершенствованием товара, изменение цен, товарные марки, проведение рекламных кампаний, развитие сервиса. Результатом таких исследований становится выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов.
Большинство частных местных производителей мороженого выпускают продукцию не соответствующую установленным рецептурам и стандартам, не с соблюдением полного технологического процесса. На нижеследующей таблице отражены основные характеристики продукции конкурентов
Таблица 2.2.
Характеристика продукции конкурентов
Характеристика конкурирующих продукций | Импортная продукция | Мороженое “ПЛОМБИР” | Мороженое “ЭСКИМО” | Мороженое “СМЕТАНКОВАЕ” | Другие частные мини-цеха | Мороженое на фрезерах и уличных торговых точках |
Качество продукции | Высокое | Высокое | Выше среднего | Выше среднего | Низкое | Низкое |
Привлекательность внешнего вида | Высокое | Высокое | Среднее | Среднее | Среднее и низкое | Низкое |
Цена | Высокое | Среднее | Среднее | Среднее | Низкое | Низкое |
Продолжение таблицы.
Занимаемая доля рынка | 10% | 15% | 15% | 15% | 15% | 20% |
Стабильность продажи | Низкое | Среднее | Среднее | Среднее | Высокое | Выше среднего |