Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:39, лекция
В бизнес-маркетинге и ориентации на потребителя нет ничего нового. Эти правила работают как в классическом бизнесе, так и в сфере электронной коммерции. Главная цель маркетинга в сети Internet состоит в привлечении потенциальных покупателей на ваш сайт. Хотя рекламные баннеры, целевые рассылки электронной почты, розыгрыши призов и т. д. и не относятся к "электронной коммерции", они могут играть важнейшую роль в коммерческом цикле.
Маркетинг
В бизнес-маркетинге и ориентации на потребителя нет ничего нового. Эти правила работают как в классическом бизнесе, так и в сфере электронной коммерции. Главная цель маркетинга в сети Internet состоит в привлечении потенциальных покупателей на ваш сайт. Хотя рекламные баннеры, целевые рассылки электронной почты, розыгрыши призов и т. д. и не относятся к "электронной коммерции", они могут играть важнейшую роль в коммерческом цикле.
Другая модная тенденция в современной сети Internet - построение сообществ (форумов и т.д.). Целью данных действий является создание среды, которая бы привлекала посетителя и провоцировала его на повторные посещения. Примеры - дискуссионные форумы, обзоры, опросы, чаты и т. д.
Наше внимание будет сосредоточено на применении этой технологии для обслуживания клиентов, посетивших ваш Web-сайт
Клиент/посетитель
Конечно, чего
стоит электронная коммерция
без клиента! В нашем случае клиентом
является пользователь Сети, который
решил ввести ваш URL или щелкнуть
на ссылке для посещения вашего Web-узла.
В данном случае необходимо различать
две категории клиентов, "бизнес/бизнес"
и "клиент/бизнес". Типичным покупателем
из первой категории является другая
компания, которой необходимо предоставить
различные возможности
В традиционной модели "клиент/бизнес" покупателем обычно является частное лицо, которое собирается заплатить по кредитной карте и получить товар на дом. Рассмотрим технологию базового процесса покупки с ориентацией на модель "клиент/бизнес". Впрочем, многие базовые концепции в равной степени относятся и к операциям "бизнес/бизнес".
Посещение Web-сайта
С момента посещения клиентом Web-узла начинается самое интересное. После загрузки сайта могут происходить разные события, из которых в конечном счете и складывается понятие "электронной коммерции". Например, вы можете немедленно заняться построением профиля клиента. На основании собранной информации можно составить представление о товарах, которыми интересуется данный клиент. На этом этапе начинается процесс покупки.
Просмотр товаров
Если посетителю понравилось то, что он увидел при входе на Web-сайт, он начинает просматривать страницы с информацией об отдельных товарах. Обычно посетитель сначала выбирает раздел, а затем товары в этом разделе. Возможно, со временем потенциальный покупатель начнет интересоваться распродажами, рекламными кампаниями, сведениями о взаимосвязанных или усовершенствованных товарах и т. д.
Отбор товаров
На следующем
этапе покупатель отбирает товары в
свою "корзину". Корзина представляет
собой обычный список отобранных
товаров, содержащих информацию о количестве,
цене, атрибутах (цвет, размер и т. д.)
и прочие сведения, относящиеся к
потенциальному заказу. Клиенту часто
предоставляется возможность
Оформление заказа
Когда покупатель будет готов приобрести все отобранные товары, он переходит к стадии оформления заказа. В модели "клиент/бизнес" покупатель обычно вводит адресные данные для доставки и выписки счета. Кроме того, иногда в этой фазе вводятся дополнительные требования - подарочное оформление и т. д. - для вспомогательных услуг.
Налоги и стоимость доставки
Располагая информацией о месте доставки и оплаты, коммерческий сайт может вычислить две важные величины: налоги и стоимость доставки. Налоги могут сводиться к простому взиманию государственного налога, если покупатель живет где-то поблизости. Иногда приходится предусматривать поддержку местных (областных или городских) налогов на основании почтового индекса покупателя. Стоимость доставки также может представлять собой фиксированную величину или вычисляться отдельно по каждому купленному товару с внесением поправки на расстояние.
Ситуация усложняется, если речь идет о поддержке международных заказов. Если фирма никогда не поддерживала международные заказы, это обернется множеством проблем и новых требований. Но не сомневайтесь - после запуска вашего сайта жители других стран рано или поздно появятся на нем.
Оплата
После вычисления промежуточного итога, налогов и расходов на доставку можно представить покупателю счет для оплаты. Как упоминалось выше, варианты для сделок "бизнес/бизнес" и "клиент/бизнес" будут существенно отличаться. В модели "клиент/бизнес" оплата обычно осуществляется по кредитной карте. В зависимости от ситуации также могут быть доступны варианты наложенного платежа или накладной. В модели "бизнес/бизнес" могут потребоваться все возможные варианты, включая заказы на приобретение. Для больших закупок, когда могут появиться проблемы инвентаризации и пр., также может возникнуть необходимость соблюдения квот или же отложенного расчета окончательной цены, времени доставки и т. д.
При использовании кредитных карт проверка/оплата может осуществляться как в автономном, так и в подключенном режиме. Онлайновая обработка кредитных карт через Интернет может производиться через такие службы, как Cyber-Cash и HP-Veriphone. При онлайновой обработке происходит защищенная пересылка данных кредитной карты по Сети и возвращается ответ, показывающий, прошла кредитная карта проверку или нет.
Построение отчета
После размещения
заказа покупателю может выдаваться
отчет. В модели "бизнес/бизнес"
отчет может представлять собой
печатную квитанцию, прилагаемую к
заказу на покупку. Для модели "клиент/бизнес"
обычно используется экранная копия
заказа или список, отправленный покупателю
по электронной почте. В обоих
случаях этот процесс легко
Обработка заказа
На этой стадии клиент выходит из игры, а цикл электронной коммерции подходит к концу. Если данные кредитной карты не были обработаны автоматически, обработка заказа начинается с финансовой транзакции. Как правило, на этой стадии действуют стандартные правила ведения бизнеса, словно заказ поступил по телефону или почте. Интернет позволяет информировать клиента о статусе обработки заказа. Например, можно сообщить о том, что заказ был полностью обработан, что все товары имеются в наличии и т. д. Соответствующие методы реализуются на Web-узле.
ПРИМЕЧАНИЕ.
При продаже через Интернет цифровой информации
доставка товара может происходить сразу
же после проверки кредитной карты. В этом
случае покупателю передается необходимая
ссылка и предоставляется доступ к файлам.
Все происходит за один этап.
Исполнение заказа
После получения проверенного заказа его необходимо выполнить. На самом деле этот этап нередко вызывает наибольшие затруднения. В зависимости от специфики вашей деятельности здесь могут применяться самые разные сценарии.
У традиционных
розничных торговцев с
Если заказ исполняется при помощи специальной службы или организации, иногда возникают проблемы интеграции с их системой. Но даже если вы исполняете заказы самостоятельно, могут возникнуть проблемы интеграции между Web-сервером и вашей системой исполнения заказов.
Доставка
Цикл завершается доставкой товаров клиенту. Как и на стадии обработки заказа, клиент может получать информацию о текущем состоянии заказа. В данном случае это могут быть номера транспортных накладных почтовых служб типа UPS или FedEx, по которым клиент следит за ходом доставки.
Таблица 1.1. Функциональные возможности интерфейса управления
|
Однако технология, на базе которой строится интерфейс управления, не обязательно строится на основе технологии Web-страниц. Традиционные средства разработки "клиент/сервер" также могут предоставить средства, необходимые для управления электронным магазином. Единственный потенциальный недостаток такого решения заключается в том, что удаленное расположение серверного комплекса затрудняет реализацию управления магазином на Visual Basic. Конечно, для подключения к базам данных можно использовать такие технологии, как RDS (Remote Data Services), но такое решение по своей гибкости уступает интерфейсу на базе Web-броузера.
Итоги
Электронная коммерция бывает простой,
как ввод данных кредитной карты на форме,
а бывает и очень сложной, как интеграция
систем разных поставщиков при многофазовых
закупках.
Информация о работе Функциональные возможности интерфейса управления электронным магазином