Бизнес-план создания электронного магазина «ЗАКАЗ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:21, творческая работа

Краткое описание

В данном приложении представлен сокращённый вариант реального бизнес-плана, созданного в 1999-2000 гг. и давшего начало предприятию ООО «Электронный магазин «ЗАКАЗ». Из опубликованной версии бизнес-плана исключена информация являющаяся предметом коммерческой тайны, а также частная, специфичная для данного предприятия информация: поставщики, условия поставок, транспортные расходы, налоги, другие виды расходов, расчёт рентабильности и т.п.

Файлы: 1 файл

Бизнес-план интернет-магазина 2.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

     Бизнес-план создания электронного магазина «ЗАКАЗ»

 

     В данном приложении представлен сокращённый вариант  реального бизнес-плана, созданного в 1999-2000 гг. и давшего начало предприятию  ООО «Электронный магазин «ЗАКАЗ». Из опубликованной версии бизнес-плана исключена информация являющаяся предметом коммерческой тайны, а также частная, специфичная для данного предприятия информация: поставщики, условия поставок, транспортные расходы, налоги, другие виды расходов, расчёт рентабильности и т.п. 

     1. Резюме проекта

     Объектом  инвестиций по настоящему проекту является интернет-магазин. Основными покупателями магазина должны стать корпоративные клиенты (сектор В2В). Основной вид деятельности – снабжение корпоративных клиентов товарами офисного ассортимента.

     Обслуживание физических лиц (сектор В2С) является второстепенным в силу ряда факторов:

  • низкий платёжеспособный спрос населения (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга);
  • низкая оснащённость средствами доступа в Интернет;
  • низкая информационная культура и готовность к покупкам через компьютерную сеть;
  • недооценка фактора экономии времени и собственных усилий при покупках в Интернете;
  • многие пользователи выходят в Интернет с работы, за счёт работодателя, или из учебного заведения. Они не готовы к покупкам и не могут являться целевой аудиторией проекта.

     Обратная  ситуация сложилась в секторе  В2В. Здесь сформировался большой потенциальный рынок:

  • большинство коммерческих и государственных организаций, промышленных предприятий, банков подключено к Интернету, а многие – с использованием высокоскоростных каналов доступа;
  • эти организации приобретают товары офисного ассортимента на постоянной основе;
  • они являются платёжеспособными клиентами и осуществляют закупки на крупные суммы;
  • организация работы служб снабжения этих предприятий носит шаблонный, рутинный характер и хорошо поддается алгоритмизации;
  • деятельность отделов снабжения традиционно наименее информационно прозрачна для руководства;
  • в большинстве случаев отсутствие информационной прозрачности ведёт к взятничеству снабженцев и руководители организаций, зная об этом, не имеют эффективных механизмов контроля;
  • распространены случаи нецелевого использования снабженцами автотранспорта предприятий под предлогом поиска товаров, предоставление товарных чеков и счетов от сомнительных фирм и т.п.

     Для реализации преимуществ электронной  коммерции и устранения отмеченных недостатков предприятиям города и области предлагается использовать интернет-магазин «ЗАКАЗ» в качестве покупателей.

     Интернет-магазин  включает в себя:

  1. компьютерную программу;
  2. удалённый бэк-офис, для взаимодействия с клиентами и оперативного пополнения информацией о товарном предложении каталога товаров на сервере;
  3. курьерскую службу.

     Успешной  реализации бизнес-плана будут способствовать следующие факторы, характеризующие состояние рынка, а также особенности самого проекта:

  • наличие достаточного числа потребителей;
  • свободная «ниша» на рынке (согласно анализу данных печатного справочника и сайта-каталога «SamaraWeb» в Самаре нет работающих электронных магазинов в секторе снабжения офисов);
  • наличие квалифицированных специалистов для разработки проекта;
  • новизна услуг по автоматизации закупочной деятельности и, как следствие, возможность собственного формирования рынка и применяемых форм и методов работы компании.

     Большое значение будет иметь тот факт, что к моменту появления активных конкурентов, оказывающих аналогичные услуги, интернет-магазин «ЗАКАЗ» будет уже иметь определённый имидж у потребителей. Таким образом, сильными сторонами данного проекта является выигрыш времени на развитие дела перед потенциальными конкурентами.

     В следствии широты рынка возможные  конкуренты будут возникать и  развиваться за счёт привлечения потенциальных клиентов, а не отбирая покупателей и продавцов у данного предприятия.

     Ожидаемый спрос на данные услуги определяется полным отсутствием на самарском рынке аналогичных услуг.

     Основные  положения проекта состоят в  следующем:

    1. Проект ориентирован, в основном, на имеющийся потенциальный спрос на услуги обеспечения процессов снабжения коммерческих структур и государственных организаций.
    2. Актуальность проекта увеличивается в связи с развитием НТП;
    3. Проект планируется осуществлять в не освоенной другими предприятиями данной сферы географической нише рынка.
    4. По масштабам инвестиций проект относится к категории небольших.

     Необходимо  отметить важность присутствия в  ассортименте интернет-магазина канцтоваров, т.к. они закупаются офисами ежемесячно (их частоту и важность отражает понятие «канцелярский хлеб»). Регулярно закупающие в интернет-магазине канцтовары фирмы будут при возникновении необходимости закупать и товары других ассортиментных групп.

     Принципиально важна также бизнес-модель интернет-магазина, самого доставляющего товар и принимающего за него оплату. Организация предприятия в форме интернет-аукциона или биржи не имеет коммерческой перспективы по следующим причинам:

  • это легко тиражируемые бизнес-модели с низкой пороговой стоимостью вхождения в рынок. После успеха проекта (на который, как в любом новом деле потребуются затраты по продвижению и популяризации) возникнет масса клонов такого предприятия (для создания интернет-аукциона достаточно программы, служба доставки, склад и т.п. не требуются). В ситуации высокой конкуренции взимание комиссии со сделок осуществляемых на интернет-аукционе будет невозможным. Аналогичные интернет-проекты в других секторах взимают небольшую абонентскую плату за доступ к сервису;
  • финансовый поток в бизнес-моделях интернет-аукциона или биржи идет напрямую от покупателя к продавцу. В итоге основной доход и прибыль «оседают» у поставщиков реального товара;
  • интернет-проект не сможет обеспечить единого уровня сервиса (одни продавцы доставляю товар, другие нет, кто-то практикует скидки, а кто-то нет и т.п.).
  • один недобросовестный поставщик может подорвать авторитет всей торговой площадки. Он предложит минимальные цены и привлечет основную массу покупателей, но не сможет выполнить заранее заявленные условия.
 

     2. План маркетинга

     2.1. Анализ положения дел в отрасли

     В настоящее момент рынок товаров  офисного ассортимента в Самаре раздроблен. Не существует фирмы, контролирующей большую его часть. Ассортиментный перечень большинства фирм скуден и существует практика, когда, получив заказ, они выкупают часть товара у конкурентов, увеличивая этим конечную цену для потребителя.

     Кроме того, отдельно поставляются:

  • канцтовары;
  • офисная мебель;
  • офисная техника;
  • компьютеры и расходные материалы к ним;
  • чистящие и моющие для офисов и т.п.

     Клиенты канцелярских фирм часто добавляют  к стандартным ежемесячным заявкам  просьбы поставить товары компьютерного  ассортимента, мебель, телефонные аппараты, счетчики для денег, бытовые товары (например, холодильник или микроволновую печь) и т.п. В большинстве случаев они получаю отказ с объяснением того, что канцелярская фирма этим не занимается. Но ряд канцелярских фирм стали вводить отдельные непрофильные товары в свой ассортимент по завышенным ценам.

     В сложившейся ситуации фирма, которая  сможет предложить полный ассортимент данных товаров с быстрой доставкой и возможностью автоматизации снабжения, способна потеснить существующих поставщиков на уже поделённом рынке снабжения офисов.

     Вариант низкобюджетной реализации такого проекта:

  1. заключение договоров с оптовыми поставщиками товаров данного ассортимента, в которых будут оговорены скидки для интернет-магазина. Интернет-магазин будет аккумулировать спрос посредством веб-сайта и силами собственной курьерской службы снабжать потребителей со складов оптовых поставщиков;
  2. интернет-магазин постепенно забирает клиентскую базу у офлайновых конкурентов и увеличивает объёмы товарооборота;
  3. дальнейшее развитие связано с инвестициями в организацию собственного складского комплекса и товарных запасов. Для этого желательно: провести слияние с офлайновым оптовым поставщиком, либо привлечь на региональный рынок крупного федерального контрагента, либо взять кредит.

     При подготовке бизнес-плана была исследована  работа отделов снабжения крупных  предприятий. Ниже приводится описание работы типичного отдела снабжения. В таком отделе работает несколько человек, в их распоряжении может находиться несколько компьютеров.

     Заявки  на снабжение удалённых подразделений  предприятия поступают в отдел снабжения на бумаге. Эти заявки в ручную собираются в ведомость в форме таблицы (по горизонтали могут идти товарные подгруппы, по вертикали структурные подразделения предприятия: отделы, филиалы и т.п.).

     Типичный  рабочий день традиционного отдела снабжения выглядит следующим образом:

  1. с утра сотрудники играют на компьютерах в игры (компьютеры не подключены к Интернету и используются для игр или как печатные машинки);
  2. неожиданно возникает потребность в нестандартной офисной принадлежности, например в особом усиленном степлере (неожиданно потому, что учёт и прогнозирование потребностей офиса не ведётся – такую услугу может представить только интернет-магазин);
  3. сотрудники службы снабжения достают общие тетради (одна тетрадь на каждую товарную группу), в которых записываются координаты всех, кто поставлял предприятию товары за последние годы, и начинают обзванивать поставщиков (у них нет компьютерной БД поставщиков);
  4. в тетрадях данные о поставщиках устаревают, у части поставщиков уже сменились телефоны, часть закрылась, где-то в данный момент оказывается обеденный перерыв или санитарный день, телефоны тех предприятий, которые активно работают в сфере поставок канцелярских товаров для офиса заняты в течение всего рабочего дня;
  5. на помощь приходят газеты бесплатных объявлений – обзваниваются телефоны фирм рекламирующих канцелярские товары;
  6. не дозвонившись, снабженец берёт машину предприятия и едет в офисы наиболее крупных фирм-поставщиков, но там ему отвечают, что поставки таких степлеров не было уже месяц;
  7. из офиса предприятия звонят на мобильный телефон снабженца и требуют срочно привезти степлер;
  8. наконец в офисе одной из фирм поставщиков (назовем её «К») снабженцу сообщают, что такой товар есть у них на складе (склад находится на другом конце города);
  9. в офисе фирмы К снабженцу выписывают счёт на оплату, стандартная процедура подразумевает, что после оплаты (1-2 дня) фирма К доставит товар в офис покупателя силами собственной курьерской службы в течении недели (но у К бывают случаи задержки до месяца, плюс при использовании курьеров возможна пересортица – доставка не того, что заказано);
  10. такого времени у снабженца нет, со счётом он возвращается в офис и просит бухгалтерию срочно перечислить деньги (система «Клиент-Банк» в бухгалтерии не используется, и платёжные поручения отвозятся в банк раз в день, специально выделенным для этого бухгалтером, как правило, утром);
  11. бухгалтерия идет на встречу и отправляет бухгалтера в банк во второй раз за этот день;
  12. получив от бухгалтера копию проведённого банком платёжного поручения и взяв в бухгалтерии доверенность на получение товара со склада фирмы К снабженец возвращается в офис фирмы К;
  13. в офисе фирмы К снабженцу выписывают счёт-фактуру и накладную на получение товара со склада;
  14. снабженец едет через весь город на склад фирмы К и только там узнаёт, что усиленные степлеры закончились на складе уже три недели назад (у фирмы К старая, часто дающая «сбои» учётная система и в офисе не знают, что творится на складе);
  15. снабженец возвращается в офис фирмы К, там ему сообщают, что возможно степлер поступит со следующей поставкой, через неделю или две (поверить в такие обещания может только абсолютно наивный и неопытный снабженец);
  16. снабженец инициирует процедуру возврата средств и возвращается в свой офис, рабочий день закончен;
  17. на следующий день нужно будет составить официальное письмо с просьбой вернуть деньги и отвести его в офис фирмы К, после чего вернуться к пункту 3.

     Описанная схема наглядно демонстрирует низкую эффективность использования труда сотрудников службы снабжения, средств связи, автотранспорта, компьютерной техники при традиционной организации снабжения. 

     2.2. Результаты маркетингового исследования

     В рамках данного проекта был проведён анализ уровня ежемесячных затрат на канцелярские товары, расходные материалы и т.п. ряда предприятий. Результаты исследования представлены в таблице 1.

     Таблица 1

Организация Усредненный объем расходов (руб. в мес.) Фирма поставщик, условия поставки

     Все эти и ряд других предприятий могут перевести деятельность своих служб снабжения, АХО и т.п. в электронный режим без дополнительных затрат.

     Кроме преимуществ автоматизированного  учёта и анализа динамики и  структуры сбыта (согласно договору о сотрудничестве с предприятиями-поставщиками) интернет-магазин берёт на себя обязательства предоставления периодических отчётов и аналитических данных о конъюнктуре рынка для предприятий потребителей. Дополнительно в рамках магазина реализован ряд алгоритмов, позволяющих повысить объёмы товарооборота:

  • механизм корпоративного заказа;
  • программный «робот снабженец» (на основе технологии веб-служб);
  • механизм сохранения в памяти предыдущих заказов клиента (позволяет покупателю, не тратя времени на выбор товаров, продублировать предыдущий заказ, что эффективно в случае с заказами в десятки и сотни ассортиментных позиций, характерными для средних и крупных предприятий).

     Автоматизация закупок позволяет избавить службу снабжения от рутинных операций. Самостоятельно провести автоматизацию предприятия-потребители не могут в силу:

  • инертности мышления;
  • отсутствия квалифицированных кадров;
  • относительно небольшого объема закупок, обуславливающего невысокий экономический эффект от их автоматизации (отдельные потребители не могут получить экономию на масштабе).

     По  данным сайта-каталога «SamaraWeb» в  Самаре нет работающих электронных магазинов в секторе продажи офисных товаров. Характеристика представленных в каталоге магазинов приведена в таблице 2.

Информация о работе Бизнес-план создания электронного магазина «ЗАКАЗ»