Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:04, лекция
Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».
(Питер Ф. Друкер. «Задачи менеджмента в 21 веке»)
Маркетинг - это деятельность, охватывающая цикл работ по исследованию рынка, прогнозированию спроса, планированию и обновлению ассортимента, ценообразованию и распределению продукта, его складированию и транспортировки, по продажи товара и ее стимулированию и продвижению товара на рынок, направленная на удовлетворение потребностей покупателей и общества в целом.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава I. Основные функции маркетинга………………………………………...6
1.1. Аналитическая функция маркетинга…………………………………….7
1.2. Производственная (созидательная) функция маркетинга…………….10
1.3. Сбытовая функция (функция продаж)…………………………………13
1.4. Функция управления и контроля……………………………………….15
Глава II. Типичные ошибки системы маркетинга……………………………..18
2.1. Ошибки системного характера…………………………………………19
2.2. Ошибки функционального характера………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемых источников……………………………………………..29
Глава II. Типичные ошибки системы маркетинга
Слово «маркетинг», так внезапно, ворвавшееся в российский деловой лексикон в начале девяностых годов, стало привычным, практически обиходным. Не иметь отдел маркетинга на предприятии стало просто неприлично. К сожалению, можно констатировать, что на многих российских предприятиях от настоящего маркетинга имеется только табличка «отдел маркетинга», за которой скрывается практически не изменившийся ни по составу, ни по существу работы отдел договоров и поставок (то есть, кондовый отдел сбыта).
Сменить табличку на двери отдела - просто. Перестроить деятельность и организационные основы предприятия в соответствии с концепцией маркетинга, построить на предприятии систему маркетинга, запрограммированную на эффективную производственно-сбытовую деятельность - непросто.
Многие предприятия, работающие на рынках товаров народного потребления, переориентировали свою систему управления на функцию маркетинга, создав так называемую маркетинг-ориентированную систему управления.
Однако на пути создания системы маркетинга менеджмент предприятия поджидают ошибки, приводящие к формированию крайне неэффективной системы или снижающие ее эффективность.
Ошибки,
допускаемые менеджерами
Все ошибки можно разделить на две больших группы: ошибки системного и ошибки функционального характера. Причем, к сожалению, на предприятиях нередко два этих типа ошибок наслаиваются друг на друга.
2.1. Ошибки системного характера
Ошибки системного характера, в основном, связаны с недооценкой роли функции маркетинга или несовершенной интеграцией системы маркетинга в систему управления предприятием.
До сих пор среди руководителей распространено мнение, что маркетинг - это вспомогательная функция, обслуживающая производство. Типичное мнение, отражающее подобную точку зрения – «отдел маркетинга должен продавать то, что предприятие производит». На предприятии, где эта управленческая установка доминирует, служба маркетинга находится в зависимом положении линейно-функционального подразделения, которое не имеет управленческих полномочий повлиять на объемы и структуру выпуска продукции и ресурсов, на то, чтобы оказать необходимое воздействие на рынок. Начальник службы маркетинга такого предприятия находится на одном уровне управления, например, с «начальником транспортного цеха» (ответственности много, полномочий - практически никаких). Доминанта производственной системы проявляется на таких предприятиях и в том, что должности менеджеров и специалистов по маркетингу нередко занимают технические специалисты (инженеры, технологи) или экономисты и бухгалтеры. В результате в штатном расписании предприятия появляются неуклюжие должности вроде «инженера по маркетингу» или «экономиста по рекламе».
Наиболее
эффективной формой организации
маркетинга на предприятии в современных
условиях является штабная организационная
структура, возглавляемая руководителем,
занимающим пост заместителя первого
руководителя организации или вице-
Но даже при правильном позиционировании службы маркетинга предприятия в системе управления нередко распределение функций между подразделениями и сотрудниками не отвечает целям и задачам, которые компания преследует на рынке, а потому система маркетинга действует неэффективно. Здесь существуют два рода ошибок. В первом случае система маркетинга, нередко многочисленная по человеческим ресурсам, функционально раздроблена между отдельными излишне специализированными подразделениями и сотрудниками (как бы «растаскивается»). В итоге - каждый сотрудник системы маркетинга делает свое узкое дело, а «за дикцию» (то есть, за конечный результат) из-за плохой координации усилий, «никто не отвечает».
Второй типичной ошибкой организационного планирования маркетинга является, наоборот, недостаточный уровень специализации сотрудников на решении ограниченного круга задач. Например, автору статьи доводилось видеть на одном из крупных российских хладокомбинатов менеджеров по сбыту мороженого в должностные обязанности которых, помимо собственно продаж мороженого, входило исследование рынка и потребителей, планирование продаж, разработка рекламы и функции логистики. Естественно, что ни одна из перечисленных функций эффективно не выполнялась.
В основе разрешения проблемы организационного планирования системы маркетинга, как, впрочем, и иных маркетинговых задач, лежит объективная информация.
Прежде
всего, руководство предприятия
должно четко представлять себе, какие
цели преследует предприятие во внешней
маркетинговой среде (на рынке) и в развитии
внутренней среды предприятия на отдаленную
перспективу (примерно на срок 5-7 лет),
на среднесрочную перспективу (2-4 года)
и ближайшую перспективу (до 1 года). В зависимости
от поставленных целей и результатов анализа
внешней и внутренней среды предприятие
может выработать ту или иную бизнес-стратегию
предприятия и, как одну из ее составляющих
- стратегию маркетинга. Следует обратить
внимание на то, что анализу должен подвергнуться
не только рынок и деятельность существующей
службы маркетинга, но и иные компоненты
среды, такие как политические, правовые,
технологические, социальные факторы,
а также конкуренты, поставщики и иные
внешние контактные аудитории.
Только после этого может быть создана
организационная система маркетинга,
адекватная достижению поставленных целей
и выполнению стратегии.
2.2. Ошибки функционального характера
Ошибки функционального характера в системе маркетинга предприятия связаны с тем, что маркетинг не выполняет или недостаточно эффективно выполняет следующие свои важнейшие функции:
1.
Аналитическая функция (
2.
Производственная функция (
3. Сбытовая функция (функция продаж) - обеспечивает планирование и функционирование системы распределения и товародвижения, системы формирования спроса и стимулирования сбыта, ценовую политику предприятия. Наиболее часто встречающейся системно-функциональной ошибкой в организации сбытовой функции маркетинга является полная организационная изоляция функции продаж от других функций маркетинга предприятия, ее выхолащивание в одиозный прямой маркетинг (бессистемная «долбежка» потенциальных клиентов факсами, звонками по телефону, рекламным «спамом» по электронной и обычной почте). На некоторых предприятиях отдел сбыта (реализующий единственную функцию продаж) и отдел маркетинга (реализующий все другие функции маркетинга) превращаются во враждебно настроенных конкурентов, взаимно обвиняющих друг друга в провале маркетинга предприятия («мы деньги зарабатываем, а вы их тратите на бесполезную рекламу» – «если бы вы продавали больше, тогда бы мы смогли сделать более качественную рекламу, а того, что зарабатываете вы едва хватает на дешевенькие буклеты» и т. д.). "Венцом" подобного подхода является установление параллельных должностей начальника отдела маркетинга и начальника отдела сбыта, подчиняющихся первому руководителю организации. Другая крайность - установление "плана" по привлечению клиентов для всех сотрудников службы маркетинга, включая специалиста по разработке упаковки. Что же касается типичных функциональных ошибок в организации сбытовой функции, то их перечень может занять несколько сотен страниц, начиная с неверного выбора способа распределения продуктов и партнеров в цепочке товародвижения, заканчивая неправильно установленной ценой на товар.
4.
Функция планирования, организации
и контроля маркетинга. В плане
этой функции маркетинг
Резюмируя
перечисление возможных ошибок маркетинга,
можно сказать: числа им не счесть,
от них не застраховано ни одно предприятие,
но общее у всех ошибок одно - все
они снижают эффективность
Предположим, менеджмент предприятия осознал, что несовершенный маркетинг - одна из зон уязвимости предприятия и «надо что-то менять в маркетинге». Тут возникает вероятность совершения другой серьезной ошибки - не имея результатов объективного анализа, должного уровня компетентности для того, чтобы правильно спланировать новации, но, имея большое желание «крушить и ломать», первый руководитель организации начинает проводить организационные, процедурные, кадровые и иные изменения в системе маркетинга на свой страх и риск, нередко занимаясь при этом простым экспериментаторством («я тут прочитал интересную статью в журнале об организации службы маркетинга, давайте попробуем ту схему, которая там описана»).
Другая крайность того же порочного подхода - требовать от сотрудников службы маркетинга немедленного (но при этом объективного) анализа причин маркетинговых просчетов предприятия и предложений относительно того, «как все изменить к лучшему», желательно, не тратя на изменения ни копейки. При этом руководитель нередко забывает, что низкий уровень компетентности сотрудников системы маркетинга, их консерватизм, пассивность являются одной из главных причин неэффективного маркетинга. Естественно, что в этой ситуации не может быть никакой речи об объективности анализа и адекватности новаций, предложенных такими работниками.
Третий вариант развития ситуации по порочному пути - просто оставить все как есть, ничего, по сути, не меняя. Типичные мотивации подобного подхода: нет средств на организационные изменения, нет сотрудников, способных осуществить новации, у высших менеджеров нет времени детально разобраться с проблемами маркетинга.
Прогноз
развития ситуации при любом из описанных
порочных подходов к преодолению
ошибок системы маркетинга неблагоприятен:
это либо наслоение новых ошибок на уже
имеющиеся, дестабилизация службы маркетинга
из-за постоянных экспериментов (в первом
случае), либо продолжение кризиса маркетинга
(во втором и в третьем случаях), причем,
как правило, это длится не особенно долго
- до покупки вконец обнищавшего предприятия
успешным конкурентом.