Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:01, курсовая работа
Цель работы – изучение методологии позиционирования и дифференциации товара на рынке.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу позиционирования и дифференциации товара на рынке;
2. Описать процесс позиционирования и дифференциации на рынке;
3. Выявить проблемы разработки стратегии позиционирования;
4. Определить позицию товаров торговой марки «Простоквашино».
1.
Провести сегментацию
2.
Определить, какие сегменты целесообразно
рассматривать в качестве
3. Выявить, какие требования целевые потребители предъявляют к продукту и чем они руководствуются, осуществляя свой выбор.
4.
Разработать продукт (продукты)
5. Оценить позиции конкурирующих продуктов на выбранных рыночных сегментах, глядя на них глазами целевых потребителей.
6.
Выбрать стратегии, которые
7.
Полностью разработать
8.
Оценить возможный объем
Результаты данных исследований используются при планировании маркетинга.
Таким образом, в пользу проведения сегментации говорит следующее:
1.
Обеспечивается лучшее
2.
Достигается лучшее понимание
природы конкурентной борьбы
на конкретных рынках. Исходя
из знания данных
3.
Представляется возможность
4.
Энергия сотрудников
5.
При разработке планов
2.
Стратегии позиционирования
2.1
Разработки и представление
стратегии позиционирования
Любая
маркетинговая стратегия
Позиционирование
– это действия по разработки предложения
компании и ее имиджа, направленные на
то, чтобы занять обособленное положение
в создании целевой группы потребителей.
Конечным результатом позиционирования
является успешное создание ориентированного
на потребителя заявления о ценности продукта
– простого и четкого утверждения, объясняющего,
почему целевой аудитории следует покупать
этот товар. Таблица 1 показывает, как три
компании – Perdue, Volvo и Domino’s – определили
их заявления о ценности для целевых групп
потребителей в терминах полезности и
цены.[7]
Таблица 1
Компания и продукт | Целевые потребители | Выгоды | Цена | Ценностное предложение |
Perdue (мясо цыплят) | Любители куриного мяса | Нежность | Премия к цене – 10% | Нежное мясо при сравнительно небольшой наценке |
Volvo (легковые автомобили) | Зажиточные семьи, придающие особое значение безопасности | Долговечность и безопасность | Премия к цене – 20% | Самый безопасный и надежный легковой автомобиль |
Domino’s (пицца) | Любители традиционной пиццы | Быстрая доставка и высокое качество | Премия к цене – 15% | Вкусная горячая пицца, доставляемая в течение получаса, за умеренную цену |
2.2 Позиционирование по Э. Райсу и Дж. Трауту
Немалый вклад в популяризацию термина позиционирование внесли известные специалисты в области рекламы Эл Райс и Джек Траут. Они рассматривают позиционирование как творческий процесс выделения достоинств уже существующего продукта!
Позиционирование начинается с продукта, товара, услуги, компании, организации или даже личности. Но позиционирование не относится к вашим действиям по отношению к продукту. Позиционирование – это ваше воздействие на образ мыслей потенциальных потребителей. Вы позиционируете товар в сознании потенциальных потребителей.
Э. Райс и Дж. Траут считают, что хорошо известные продукты обычно занимают четко обособленные позиции в сознании потребителей. Так, Hertz воспринимается ими как крупнейшее в мире агентство по прокату автомобилей, компания Coca-Cola – известный поставщик прохладительных напитков, а “Porsche” – один из лучших спортивных автомобилей. Конкурентам очень не просто повлиять на устоявшееся мнение потребителей, и соперничающие компании имею возможность использовать только одну из четырех возможных стратегий.
Первая стратегия состоит в упрочении своего текущего положения в сознании потребителей. Так, агентство Avis, занимающее второе место в прокате автомобилей, сделало это своей сильной стороной: «Мы – вторые. Мы стараемся больше других». А для позиционирования прохладительного напитка “7UP” используется его отличие от напитков на основе колы. Поэтому он рекламируется как «Не кола».
Вторая стратегия состоит в том, чтобы найти и занять позицию, которую признало бы достаточное количество покупателей. Так, например, в рекламе шоколада “Three Musketeers” производитель использует тот факт, что в нем содержится на 45% меньше жиров, чем в любой другой плитке шоколада. Маркетологи United Jeresey Bank заметили, что крупные кредитные институты долго оформляют выдачу ссуд, и позиционировали свой банк как «оперативный».
Третья стратегия заключается в депозиционированиии или репозиционировании конкурента в сознании потребителя. Большинство американских потребителей посуды считают, что посуда компаний Royal Doulton и Lenox производится в Великобритании, но первая депозиционировала конкурента, сделав достоянием гласности тот факт, что штаб-квартира соперника находится в Нью-Джерси. BMW пытается депозиционировать Mercedes Benz, предлагая следующее сравнение: «Автомобиль для сидения и автомобиль для вождения». Popeye предлагает острых цыплят и заявляет о своем намерении «спасти Америку от пресной курятины» (камень в огород KFC). В известном рекламном ролике сети закусочных Wendy его героиня 70-летняя Клара, глядя на конкурирующий гамбургер, задается вопросом: «А где говядина?» Очевидно, что задача такого ролика – зародить в сознании потребителей сомнения в качестве продукции лидера рынка ресторанов быстрого обслуживания.[11]
Э. Райс и Дж. Траут подчеркивают, что похожие торговые марки могут добиться определенных различий в восприятии даже в испытывающем очевидные информационные нагрузки обществе, члены которого просто игнорируют большинство рекламных обращений. Нередко торговые марки располагаются в сознании в виде товарной лестницы, например: “Coke”/”Pepsi”/”RC Cola”, или “Hertz”/”Avis”/”National”. Первая из марок запоминается лучше, вторая, что наиболее вероятно, достигнет не более половины объема продаж, а третья – не более 50% объема реализации второй.
Каждый из нас легко запоминает первый номер. Например, на вопрос: «Кто был первым человеком, полетевшим в космос?», мы отвечаем: «Юрий Гагарин». Но на вопрос: «Кто сделал это вторым?» следует долгое молчание. Вот почему компании-поставщики ожесточенно борются именно за первые места. Позиция «крупнейшей на мировом рынке» может принадлежать только одной марке. Однако фирма способна достичь первенства в определенном сегменте рынка, если ей удастся найти значимую характеристику продукта, по которой данная марка будет уверенно лидировать. Например, “7UP” – “Не кола” номер один, “Porsche” – лучший в мире небольшой спортивный автомобиль, “Dial” – лучшее в мире дезодорирующее мыло.
Четвертая стратегия – стратегия эксклюзивного клуба. Например, компания может использовать утверждение, что она входит в Большую тройку. Идея Большой тройки пришла в голову руководству третьей по масштабам автомобильной компании США Chrysler (лидер рынка никогда не применяет этот прием). Смысл утверждения в том, что члены клуба – «лучшие из луших».
Э.
Райс и Дж. Трут занимаются исследованиями
стратегий коммуникации для позиционирования
и репозиционирования торговой марки
в сознании потребителей. И все же они
полагают, что условием удачного позиционирования
является проработка компаний всех материальных
аспектов продукта, его цены, распределения
и продвижения, призванных обеспечить
реализацию принятой стратегии борьбы
за места в сознании потребителей.[12]
2.3 Позиционирование по М. Триси и Ф. Виерсема
Консультанты Майкл Триси и Фред Виерсема предложили схему позиционирования под названием «дисциплины ценности». В своей отрасли организация может стремиться стать фирмой с лидирующим товаром, фирмой с наивысшей функциональной эффективностью или фирмой, наиболее близкой к покупателю. В основу этого деления положена идея о том, что любой рынок состоит из трех типов покупателей. Одним нравятся фирмы, лидирующие в технологическом отношении (товарное лидерство), другие ценят надежную работу (функциональное превосходство), третьи ожидают быстрейшего удовлетворения своих индивидуальных потребностей (близость к покупателю).
Согласно наблюдениям М. Триси и Ф. Виерсема, в подавляющем большинстве случаев компания не может быть лучшей сразу в трех или даже двух ипостасях. Во-первых, для этого не хватит никаких денег, во-вторых, каждая дисциплина ценности требует собственного стиля менеджмента и инвестиций. Так, McDonald’s обладает высочайшей функциональной эффективностью, но не может готовить гамбургеры индивидуально для каждого покупателя: это замедлило бы работу. Не может McDonald’s и быть лидером в отношении новых товаров, потому что каждое дополнительное блюдо вносит сумятицу в ее отлаженные операции. Даже в крупных компаниях наподобие General Electric каждое подразделение должно придерживаться своей дисциплины ценности. В GE подразделение по выпуску бытовой техники преследует цель функционального превосходства, подразделение конструкционных пластмасс стремится быть ближе к покупателю, а перед подразделением по производству реактивных двигателей стоит задача лидерства в товарной категории.
Для достижения успеха М. Триси и Ф. Виерсема предлагают компаниям соблюдать следующие четыре правила:
2.4
Проблемы разработки
стратегии позиционирования
Стратегия позиционирования включает три основные фазы:
1) определение текущей позиции.
2)выбор желаемой позиции.
3)разработка
стратегии для достижения
Стратегия
позиционирования – это также
концепция представления
Как было отмечено выше, разработке стратегии позиционирования предшествует сегментирование рынка, поскольку потребители относящиеся к разным сегментам рынка имеют иной образ идеального товара, иной образ себя. В товаре они ценят различные характеристики. В связи с этим, компании позиционируют себя для каждого отдельно взятого сегмента.