Дифференциация и позиционирование товара на целевом рынке на примере торговой марки «Простоквашино»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение методологии позиционирования и дифференциации товара на рынке.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу позиционирования и дифференциации товара на рынке;
2. Описать процесс позиционирования и дифференциации на рынке;
3. Выявить проблемы разработки стратегии позиционирования;
4. Определить позицию товаров торговой марки «Простоквашино».

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

    1. Провести сегментацию конкретного  рынка. 

    2. Определить, какие сегменты целесообразно  рассматривать в качестве целевых. 

    3. Выявить, какие требования целевые потребители предъявляют к продукту и чем они руководствуются, осуществляя свой выбор.

    4. Разработать продукт (продукты), который в максимальной степени  удовлетворяет этим запросам  и ожиданиям. 

    5. Оценить позиции конкурирующих  продуктов на выбранных рыночных сегментах, глядя на них глазами целевых потребителей.

    6. Выбрать стратегии, которые дифференцируют  продукт (продукты) от продуктов  конкурентов и соответствуют  ожиданиям целевых потребителей.

    7. Полностью разработать комплекс  маркетинга в соответствии с результатами позиционирования и выбранными стратегиями дифференциации.

    8. Оценить возможный объем продаж  выбранных продуктов на целевых  рынках. [8]

    Результаты  данных исследований используются при  планировании маркетинга.

    Таким образом, в пользу проведения сегментации говорит следующее:

    1. Обеспечивается лучшее понимание  не только нужд потребителей, но и того, что они из себя  представляют (их личностные характеристики, особенности поведения на рынке  и т.п.). В результате этого продукты  лучше соответствуют требованиям рынка.

    2. Достигается лучшее понимание  природы конкурентной борьбы  на конкретных рынках. Исходя  из знания данных обстоятельств,  легче выбирать рыночные сегменты  для их освоения и определять, какими характеристиками должны  обладать продукты для завоевания преимуществ в конкурентной борьбе.

    3. Представляется возможность концентрировать  ограниченные ресурсы и организационные  возможности на наиболее выгодных  направлениях их использования. 

    4. Энергия сотрудников маркетинговых  и сбытовых служб направляется на наиболее перспективных потребителей.

    5. При разработке планов маркетинговой  деятельности учитываются особенности  отдельных рыночных сегментов,  в результате чего достигается  высокая степень ориентации инструментов  маркетинговой деятельности, в частности рекламы, на требования конкретных рыночных сегментов.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Стратегии позиционирования 

    2.1 Разработки и представление  стратегии позиционирования 

        Любая маркетинговая стратегия базируется на «трех китах»: сегментировании, целевом подходе и позиционировании. Компания выявляет различные потребности и группы потребителей, выбирает из них целевые – те группы и потребности, что она может удовлетворить лучше других, а затем позиционирует свое предложение так, чтобы его отличия и имидж компании были понятны целевой аудитории. Если позиционирование про водиться неудачно, потребители не понимают, чего им ждать от предложения. Эффективное позиционирование задает тон всему остальному маркетинговому планированию и дифференцированию.

        Позиционирование – это действия по разработки предложения компании и ее имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное положение в создании целевой группы потребителей. Конечным результатом позиционирования является успешное создание ориентированного на потребителя заявления о ценности продукта – простого и четкого утверждения, объясняющего, почему целевой аудитории следует покупать этот товар. Таблица 1 показывает, как три компании – Perdue, Volvo и Domino’s – определили их заявления о ценности для целевых групп потребителей в терминах полезности и цены.[7] 
     
     

        Таблица 1

    Компания  и продукт     Целевые потребители     Выгоды     Цена     Ценностное  предложение
    Perdue (мясо цыплят)     Любители  куриного мяса     Нежность     Премия  к цене – 10%     Нежное  мясо при сравнительно небольшой наценке
    Volvo (легковые автомобили)     Зажиточные  семьи, придающие особое значение безопасности     Долговечность и безопасность     Премия  к цене – 20%     Самый безопасный и надежный легковой автомобиль
    Domino’s (пицца)     Любители  традиционной пиццы     Быстрая доставка и высокое качество     Премия  к цене – 15%     Вкусная горячая пицца, доставляемая в течение  получаса, за умеренную цену
 
 

    2.2 Позиционирование по Э. Райсу и Дж. Трауту

        Немалый вклад в популяризацию термина  позиционирование внесли известные специалисты в области рекламы Эл Райс и Джек Траут. Они рассматривают позиционирование как творческий процесс выделения достоинств уже существующего продукта!

        Позиционирование  начинается с продукта, товара, услуги, компании, организации или  даже личности. Но позиционирование не относится к вашим действиям по отношению к продукту. Позиционирование – это ваше воздействие на образ мыслей потенциальных потребителей. Вы позиционируете товар в сознании потенциальных потребителей.

        Э. Райс и Дж. Траут считают, что хорошо известные продукты обычно занимают четко обособленные позиции в сознании потребителей. Так, Hertz воспринимается ими как крупнейшее в мире агентство по прокату автомобилей, компания Coca-Cola – известный поставщик прохладительных напитков, а “Porsche” – один из лучших спортивных автомобилей. Конкурентам очень не просто повлиять на устоявшееся мнение потребителей, и соперничающие компании имею возможность использовать только одну из четырех возможных стратегий.

        Первая  стратегия состоит в упрочении своего текущего положения в сознании потребителей. Так, агентство Avis, занимающее второе место в прокате автомобилей, сделало это своей сильной стороной: «Мы – вторые. Мы стараемся больше других». А для позиционирования прохладительного напитка “7UP” используется его отличие от напитков на основе колы. Поэтому он рекламируется как «Не кола».

        Вторая  стратегия состоит в том, чтобы найти и занять позицию, которую признало бы достаточное количество покупателей. Так, например, в рекламе шоколада “Three Musketeers” производитель использует тот факт, что в нем содержится на 45% меньше жиров, чем в любой другой плитке шоколада. Маркетологи United Jeresey Bank заметили, что крупные кредитные институты долго оформляют выдачу ссуд, и позиционировали свой банк как «оперативный».

        Третья  стратегия заключается в депозиционированиии или репозиционировании конкурента в сознании потребителя. Большинство американских потребителей посуды считают, что посуда компаний Royal Doulton и Lenox производится в Великобритании, но первая депозиционировала конкурента, сделав достоянием гласности тот факт, что штаб-квартира соперника находится в Нью-Джерси. BMW пытается депозиционировать Mercedes Benz, предлагая следующее сравнение: «Автомобиль для сидения и автомобиль для вождения». Popeye предлагает острых цыплят и заявляет о своем намерении «спасти Америку от пресной курятины» (камень в огород KFC). В известном рекламном ролике сети закусочных Wendy его героиня 70-летняя Клара, глядя на конкурирующий гамбургер, задается вопросом: «А где говядина?» Очевидно, что задача такого ролика – зародить в сознании потребителей сомнения в качестве продукции лидера рынка ресторанов быстрого обслуживания.[11]

        Э. Райс и Дж. Траут подчеркивают, что  похожие торговые марки могут  добиться определенных различий в восприятии даже в испытывающем очевидные информационные нагрузки обществе, члены которого просто игнорируют большинство рекламных обращений. Нередко торговые марки располагаются в сознании в виде товарной лестницы, например: “Coke”/”Pepsi”/”RC Cola”, или “Hertz”/”Avis”/”National”. Первая из марок запоминается лучше, вторая, что наиболее вероятно, достигнет не более половины объема продаж, а третья – не более 50% объема реализации второй.

        Каждый  из нас легко запоминает первый номер. Например, на вопрос: «Кто был первым человеком, полетевшим в космос?», мы отвечаем: «Юрий Гагарин». Но на вопрос: «Кто сделал это вторым?» следует долгое молчание. Вот почему компании-поставщики ожесточенно борются именно за первые места. Позиция «крупнейшей на мировом рынке» может принадлежать только одной марке. Однако фирма способна достичь первенства в определенном сегменте рынка, если ей удастся найти значимую характеристику продукта, по которой данная марка будет уверенно лидировать. Например, “7UP” – “Не кола” номер один, “Porsche” – лучший в мире небольшой спортивный автомобиль, “Dial” – лучшее в мире дезодорирующее мыло.

        Четвертая стратегия – стратегия эксклюзивного клуба. Например, компания может использовать утверждение, что она входит в Большую тройку. Идея Большой тройки пришла в голову руководству третьей по масштабам автомобильной компании США Chrysler (лидер рынка никогда не применяет этот прием). Смысл утверждения в том, что члены клуба – «лучшие из луших».

        Э. Райс и Дж. Трут занимаются исследованиями стратегий коммуникации для позиционирования и репозиционирования торговой марки в сознании потребителей. И все же они полагают, что условием удачного позиционирования является проработка компаний всех материальных аспектов продукта, его цены, распределения и продвижения, призванных обеспечить реализацию принятой стратегии борьбы за места в сознании потребителей.[12] 

        2.3 Позиционирование по М. Триси и Ф. Виерсема

        Консультанты  Майкл Триси и Фред Виерсема предложили схему позиционирования под названием  «дисциплины ценности». В своей  отрасли организация может стремиться стать фирмой с лидирующим товаром, фирмой с наивысшей функциональной эффективностью или фирмой, наиболее близкой к покупателю. В основу этого деления положена идея о том, что любой рынок состоит из трех типов покупателей. Одним нравятся фирмы, лидирующие в технологическом отношении (товарное лидерство), другие ценят надежную работу (функциональное превосходство), третьи ожидают быстрейшего удовлетворения своих индивидуальных потребностей (близость к покупателю).

        Согласно  наблюдениям М. Триси и Ф. Виерсема, в подавляющем большинстве случаев компания не может быть лучшей сразу в трех или даже двух ипостасях. Во-первых, для этого не хватит никаких денег, во-вторых, каждая дисциплина ценности требует собственного стиля менеджмента и инвестиций. Так, McDonald’s обладает высочайшей функциональной эффективностью, но не может готовить гамбургеры индивидуально для каждого покупателя: это замедлило бы работу. Не может McDonald’s и быть лидером в отношении новых товаров, потому что каждое дополнительное блюдо вносит сумятицу в ее отлаженные операции. Даже в крупных компаниях наподобие General Electric каждое подразделение должно придерживаться своей дисциплины ценности. В GE подразделение по выпуску бытовой техники преследует цель функционального превосходства, подразделение конструкционных пластмасс стремится быть ближе к покупателю, а перед подразделением по производству реактивных двигателей стоит задача лидерства в товарной категории.

        Для достижения успеха М. Триси и Ф. Виерсема предлагают компаниям соблюдать следующие четыре правила:

  1. Становиться лучшими в одной из трех дисциплин ценности.
  2. Добиваться удовлетворительного уровня по двум другим дисциплинам.
  3. Продолжать совершенствовать свою позицию в главной дисциплине, чтобы не уступить свое место конкуренту.
  4. Повышать эффективность в двух других дисциплинах, потому что конкуренты постоянно поддерживают рост ожиданий потребителя.[14]
 
 

    2.4 Проблемы разработки стратегии позиционирования 

    Стратегия позиционирования включает три основные фазы:

    1) определение текущей позиции.

    2)выбор  желаемой позиции.

    3)разработка  стратегии для достижения желаемой  позиции. [1] 

    Стратегия позиционирования – это также  концепция представления отличительных  свойств, характеристик данного  магазина/товара целевой аудитории. Она позволяет подчеркнуть отличительные особенности товара, торговой марки и достичь за счет этого преимуществ в конкурентной борьбе.

    Как было отмечено выше, разработке стратегии  позиционирования предшествует сегментирование  рынка, поскольку потребители относящиеся к разным сегментам рынка имеют иной образ идеального товара, иной образ себя. В товаре они ценят различные характеристики. В связи с этим, компании позиционируют себя для каждого отдельно взятого сегмента.

Информация о работе Дифференциация и позиционирование товара на целевом рынке на примере торговой марки «Простоквашино»