Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:30, курс лекций
Внешняя и внутренняя среда организации. Корпоративная стратегия предприятия. Особенности выбора стратегии развития малых, средних и крупных фирм. Управление маркетингом на функциональном уровне: сегментирование и позиционирование. Управление маркетингом на инструментальном уровне. Управление комплексом маркетинга.
Корпоративная стратегия предприятия
Стратегическое управление – это деловая концепция организации на заданную перспективу, представленная в виде долгосрочной программы действий, которые способны реализовать эту концепцию и обеспечить предприятию конкурентное преимущество.
Стратегия – интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей организации.
Стратегия как единство пяти P:
Plan – план – некоторый набор курсов действий исходя из сложившейся ситуации.
Pattern – образец – отражает стиль руководства
Position – позиционирование – конкурентное преимущество фирмы относительно фирм-соперников
Perspective – перспектива – идеология развития
Play – приём – отвлекающий манёвр, стратегия должна быть понятна для своих сотрудников, но не понятна для конкурентов
Цель стратегического управления – объединение 3 процессов: получение ресурсов из внешней среды, преобразование ресурсов в продукт и реализация продуктов во внешней среде.
Объектом является всё подразделение в целом.
Этапы процесса стратегического управления:
Корпоративные стратегии включают в себя: стратегии развития, конкурентные стратегии и портфельные стратегии.
Базовые стратегии развития бизнеса:
Модели выбора стратегии
- матрица Томпсона и Стрикленда
Сильная/слабая конкурентная позиция в отрасли
Быстрый/медленный рост в отрасли
- матрица Ансоффа
Старый/новый продукт
Старый/новый 
рынок 
Базовые конкурентные стратегии – направлены на обеспечение конкурентных преимуществ относительно фирм-конкурентов.
Классификация по Портеру (базируется на конкурентных преимуществах фирмы): лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование.
Классификация по Котлеру (в зависимости от занимаемой доли на рынке): лидер (около 40% рынка; расширение первичного спроса за счёт маркетинговых усилий; оборонительная стратегия – лицензирование, создание барьеров для конкурентов; наступательная стратегия – увеличение доли рынка за счёт максимального использования эффекта опыта; стратегия демаркетинга – компания сокращает производство, может спровоцировать рост спроса на продукцию); претендент на лидерство (бросающий вызов, около 30% рынка; фронтальная атака – атакуем со всех сторон, используем все возможные средства против лидера, без исследования слабых сторон конкурента; фланговая атака – предполагает борьбу с лидером на той линии, где он слаб, либо плохо защищён); последователь (20% рынка; копирует все действия лидера); специалист (нишер, 10% рынка; соответствует стратегии фокусирования, направляет деятельность на один сегмент).
Метод портфельного анализа и портфельные стратегии.
Портфель предприятия – совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений, принадлежащих одному владельцу.
Портфельный анализ – инструмент, с помощью которого руководитель оценивает и выявляет те хозяйственные подразделения, которые требуют вложения финансовых средств.
Этапы:
Составляющие портфельного анализа:
- вектор роста (масштаб и направление будущей деятельности: продукт и рынок – основные компоненты)
- конкурентное преимущество (в чём достигаем или в чём хотим достигнуть)
- синергизм 
(получение дополнительного 
- стратегическая 
гибкость портфеля (наличие у 
предприятия возможности 
Матрица БКГ (дикие кошки, звёзды, дойные коровы, собаки)
После определения места товара в матрице БКГ необходимо выбрать стратегию для каждой из товарных групп. Виды стратегий в зависимости от доли рынка
| Цель фирмы | Вид стратегии | Целесообразность использования | 
| Завоевание или расширение доли рынка | Атакующий | Характерна для звёзд 
  и диких кошек. 
   Внедрение нового товара; фирмы-конкуренты теряют позиции и у нас есть возможность увеличить свою долю; доля на рынке ниже необходимого минимума; производство может окупиться только при значительном объёме продаж.  | 
| Сохранение имеющейся доли рынка | Оборонительный | Характерна для коров, 
  собак.
   Используется при удовлетворительной позиции фирмы; нехватка средств на атакующую стратегию; предприятие боится проводить атакующую стратегию из-за ответных мер конкурентов.  | 
| Уход с рынка | Отступление | Характерен для собак 
  и некоторых диких кошек.
   Постепенное сворачивание деятельности фирмы; ликвидация бизнеса.  | 
Матрица МакКинси
Сильные стороны 
компании, Характеристики рынка. 
Особенности 
выбора стратегии 
развития малых, средних 
и крупных фирм 
 
 
| Продукт малой фирмы | |||
| Подобный | Оригинальный | ||
| Форма существующей фирмы | Независимая от крупной фирмы | «Ложный гриб». Стратегия кооперации | «Премудрый пескарь». Стратегия оптимального размера | 
| Связанная с крупной фирмой | «Хамелеон». Стратегия использования преимуществ крупной фирмы (франчайзинг) | «Жалящая пчела». Стратегия участия в продукте крупной фирмы. | |
Средние фирмы
| Темп роста ниши | |||
| Умеренный | Ускоренный | ||
| Темп роста фирмы | Умеренный | Стратегия сохранения | Поиск фирмы-захватчика | 
| Ускоренный | Выход за рамки ниши | Лидерство в нише | |
Крупные фирмы
| Степень диверсификации | ||||
| Низкая | Средняя | Чрезмерная | ||
| Темп роста фирмы | Высокая | «Гордые львы» | ||
| Средняя | «Могучие слоны» | |||
| Низкая | «Неповоротливые бегемоты» | |||
Оценка конкурентоспособности организации и товаров
Конкуренция – это соперничество предприятий на рынке за внимание потребителей.
Конкурентный анализ – анализ конкурентной ситуации и оценка конкурентных преимуществ предприятия с его соперниками.
Конкурентоспособность организации – способность предприятия конкурировать со своими соперниками.
Критерии 
конкурентоспособности 
Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных характеристик, которые выгодно его отличают от товаров-аналогов.
Критерии конкурентоспособности товара:
а) По Голубкову – 4Р: продукт и его критерии качества, цена, доведение продукта до потребителей, продвижение продуктов
б) По Фатхудинову: относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологии, метод продаж, известность
в) Подход 3: потребительские свойства данного товара и товаров-конкурентов, маркетинговая поддержка данного товара и товаров-конкурентов, характеристики целевых рынков на которых осуществляется конкурентная борьба, свойства потребителей за которых ведётся борьба
г) Подход 4: 
полезный эффект от потребления продукции 
(фактическая способность 
Методы оценки 
конкурентоспособности 
Imn – индекс технических параметров
I 
э.п. – индекс экономических 
параметров 
Wi – коэффициент значимости параметра
gi  
- относительный параметр 
качества 
Fo – значение параметров оцениваемого товара
Fэ 
– значение параметров 
эталонного товара 
 
 
Рп.о. – цена потребления оцениваемого товара
Рп.э. 
– цена потребления 
эталонного товара 
Рп.р. – продажная цена
М – цена потребления
Бенчмаркинг – методика сопоставления эффективности хозяйственно деятельности исследуемого предприятия и предприятия-лидера