Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:30, курс лекций
Внешняя и внутренняя среда организации. Корпоративная стратегия предприятия. Особенности выбора стратегии развития малых, средних и крупных фирм. Управление маркетингом на функциональном уровне: сегментирование и позиционирование. Управление маркетингом на инструментальном уровне. Управление комплексом маркетинга.
Целеполагание в управлении маркетингом.
Целеполагание – это процесс конверсии направлений бизнеса в специфический ряд целей.
Процесс целеполагания (этапы):
Критерии, предъявляемые к миссии (по Ф.Котлеру):
- в миссии должно быть: история организации, её место на рынке, стиль деятельности
- категория клиентов
- удовлетворяемая потребность
- позволяет
ли миссия объединить
- хорошо
ли определена общественная
Основные
компоненты, определяющие содержание
миссии организации: Продукты или услуги;
категории целевых
Миссия позволяет:
Миссия ориентируется прежде всего на потребителя.
Видение – образное представление смысла деятельности и перспектив организации (ставит определённые сроки).
Цель – это конечное состояние, желаемый результат, который стремится достичь любая компания.
Выделяют 7 областей, в рамках которых ставятся стратегические цели:
а) положение на рынке (доля на рынке, какие сегменты обслуживать)
б) инновации (разработка новых видов товаров и т.п.)
в) маркетинг
г) производство (снижение издержек, повышение качества, снижение с/с)
д) финансы (поддержание определённого уровня показателей)
е) управление персоналом (сохранение коллектива и т.п.)
ж) менеджмент (стиль управления на предприятии).
SMART - международный стандарт постановки целей и задач.
Specific – конкретность (кто вовлечён в выполнение, что необходимо выполнить, временные периоды; объём цели не более 5-10 слов)
Measurable – измеримость (возможность измерения степени достижимости целей в количественных показателях)
Achievable – достижимость
Relevant – релевантность (адекватность; отсутствие неконтролируемых сотрудником факторов на поставленную цель)
Time bound – временные сроки (любая цель должна быть определена во времени)
Внешняя и внутренняя среда организации
Внешняя:
Характеристики внешней среды:
Пять сил Портера:
Барьерами для входа в отрасль является: в отрасли есть экономия на масштабах производства, товары или услуги в отрасли дифференцированы, потребность в капиталовложениях, издержки переключения, доступ к каналам распределения, правительственная политика, издержки независящие от масштабов деятельности.
Давление товаров-заменителей (субституты): есть ли товар-заменитель и с какой лёгкостью потребитель может его заменить.
Способность
покупателя добиваться снижения цены:
при закупках в больших объёмах;
низкий доход потребителя; потребитель
заинтересован в экономии средств;
покупка стандартных товаров, в
цену которых входит плата за доставку
и обслуживание; потребители не несут
издержки переключения; когда потребитель
сам может производить
Способность поставщиков повышения цены: поставщик является доминирующим, поставщикам не надо бороться с товарами-заменителями, существенная часть продаж поставщика не зависит от конкретного потребителя, продукция поставщика уникальна или попытка поиска аналогичного связанна с высокими издержками для потребителя, поставщики создают угрозу интеграции друг с другом.
Соперничество внутри отрасли: конкуренция усиливается тогда, когда в отрасли работают много фирм, либо эти фирмы примерно одинаковы по величине (нет явного лидера); отрасль развивается медленно; у фирмы высокие постоянные издержки; фирмы несут большие издержки на хранение продукции; продукты или услуги покупатели воспринимают как имеющиеся в изобилии и в разных вариантов, а издержки переключения не существенные; у конкурентов разное происхождение, стратегии и люди; серьёзные препятствия ухода из отрасли (дорогое узкоспециализированное оборудование; наличие трудовых договоров, разрыв которых обойдётся очень дорого; эмоциональная приверженность менеджеров к данному бизнесу).
Анализ внутренней среды предприятия.
Внутренняя среда: производство, маркетинг, финансы, организационная структура, управление персоналом.
Анализ внутренней среды направлен на выявление сильных и слабых сторон организации и позволяет определить её потенциал.
5 блоков анализа:
Методики:
- 7S McKinsey:
Strategy – стратегия (избранный путь для дальнейшего развития организации, план, составленный в целях получения устойчивых конкурентных преимуществ.)
Structure – структура (рамки, в которых координируются деятельность членов организации)
Systems – системы (формальные и неформальные процедуры, включая управляющие повседневной деятельностью системы компенсаций, управления информацией, и распределение капитала)
Style – стиль (лидерский подход высшего руководства к делу и общепроизводственный подход организации)
Skills – сноровка, навыки (то, что компания делает лучше всего, отличительные способности и возможности компании)
Staff – кадры, сотрудники
Shared values – совместные ценности (руководящая концепция, принцип ценностей и стремлений организации)
Для достижения
эффективности организация
- Цепочка ценностей Портера:
Вспомогательные виды деятельности | Инфраструктура компании | Маржа прибыли | ||||
Управление человеческими ресурсами | ||||||
Развитие технологии | ||||||
Материально-техническое обеспечение | ||||||
Основные виды деятельности | Внутренняя логистика | Производство | Внешняя логистика | Маркетинг и продажи | Сервис | Маржа прибыли |
Портер установил, что на каждом этапе хоз. деятельности создаются свои ценности, которые признаются и оплачиваются потребителями, тем самым он обосновал принципы создания конкурентных преимуществ предприятия.
Внутренняя логистика – все виды деятельности, связанные с приёмкой, хранением, сортировкой и контролем продукции поставщиков.
Производство – процесс по превращению сырья в конечный продукт
Внешняя логистика – доставка товара до потребителя (обработка заказов, транспортировка и т.д.)
Маркетинг и продажи – все виды деятельности, имеющие отношения к усилиям по продажам.
Сервис - доставка, сборка, монтаж и т.д.
Материально-техническое обеспечение – все операции с поставщиками и подрядчиками.
Развитие технологии – НИОКР
Управление
человеческими ресурсами –
Инфраструктура компании – виды деятельности, касающиеся управления предприятием.
Основные
и вспомогательные виды деятельности
объединены в единую систему, которая
стремится к повышению
Способы снижения затрат:
- SNW анализ
Позволяет определить сильные, слабые и нейтральные стороны.
Элементы внутренней среды: общая стратегия, бизнес-стратегия, оргструктура, финансы, конкурентоспособность продуктов, дистрибуция, информационные технология, лидерство, уровень производства, уровень маркетинга, торговая марка, персонал, репутация на рынке, отношения с органами госвласти, инновации, сервис, вертикальная интеграция, стратегические альянсы, корпоративная культура.
Комплексный анализ внешней и внутренней среды организации (SWOT-анализ)