Категория рода имён существительных

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – системное описание теории категории рода имён существительных на научном и методическом уровне.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
– описать основные достижения русской морфологии в разработке теории категории рода имён существительных;
– проанализировать современное состояние теории рода имён существительных в учебно-методической литературе;
– выявить семантические, синтаксические и стилистические особенности употребления категории рода имён существительных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. РОД СКЛОНЯЕМЫХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ……..
1.1. Колебания в роде имён существительных …………………………
1.2. Род существительных с основой на парный мягкий согласный ……
1.3. Род личных имён существительных …………………………………
1.4. Род имён существительных, обозначающих животных …………….
1.5. Род имён существительных с суффиксами
субъективной оценки ……………………………………………………………
1.6. Род составных и слитных имён существительных ………………….
РАЗДЕЛ 2. РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ……………………………………………………….
2.1. Род неодушевленных несклоняемых существительных…………….
2.2. Род сложносокращенных слов (аббревиатур)………………………..
2.3. Род несклоняемых имён собственных ………………………………..
2.4. Род несклоняемых существительных, обозначающих животных ….
2.5. Род несклоняемых существительных, являющихся
обозначением лиц…………………………………………………………………
2.6. Род имён существительных в школьном изучении ………………..
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
3
5
5
6
7
14

16
17

19
19
21
22
23

23
24
28
31

Файлы: 1 файл

Категоря рода имени существительного.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

    В мужском и женском роде употребляются слова: мой/моя визави (тот, кто напротив), твой/твоя протеже, а в мужском и среднем – инкогнито приехал/приехало.

 

2.6. Род имён существительных в школьном изучении

 

Изучение русского языка в школе способствует развитию логического мышления учащихся. В ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать языковые факты, учатся приводить нужные примеры, доказательства, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; составлять план высказывания, тезисы; строить логически правильное и композиционно завершённое высказывание; готовить конспекты [25, с.4].

В программе для общеобразовательных  учебных заведений с русским  языком обучения реализован линейноступенчатый принцип расположения материала. В  программу входят сведения о языке, повторение пройденного в предыдущих классах, грамматика и правописание, развитие связной речи, повторение пройденного в конце года.

Основная цель обучения – достижение свободного владения русским языком во всех видах речевой  деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельностной компетенции [25, с.3].

Данная цель достигается при реализации следующих задач:

- формирование языковой  компетенции, включающей в себя  знания о системе языка и  базовые умения (грамматические, стилистический и др.);

- становление речевой  компетенции: расширение словарного  запаса учащихся, развитие грамматического  строя их речи, совершенствование  умений и навыков во всех  видах речевой деятельности и  в разных сферах общения;

- достижение коммуникативной  и социокультурной компетенции – способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты в общении с другими людьми.

В процессе реализации вышеуказанных  задач становится возможным формирование деятельностной компетенции, развитие творческих способностей [25, с.3].

В шестом классе на изучение имени существительного отводится 7 часов. Тема «Род имён существительных» входит в раздел «Морфология. Орфография». Между курсом «Морфология» в начальной и основной школе существует преемственность. Так, в начальной школе учащиеся должны были уже усвоить значение имени существительного, род существительных и их изменение по падежам и числам, а также принципы склонения [9, с.77]. Имя существительное в начальной школе изучается по принципу ступенчатого расположения материала. Учащиеся должны получить ясное представление об основных грамматических категориях, свойственных данной части речи, о средствах выражения этих категорий, о важнейших случаях словообразования имён существительных, а также приобрести умения в правильном употреблении падежных форм и категории рода и числа имён существительных. Кроме того, активный словарный запас учащихся должен значительно пополниться существительными, обозначающими отвлечённые понятия [9, с.76]. Так как в начальной школе учащиеся ознакомились с системой частей речи, их основными признаками и категориями, у учащихся сформировались навыки употребления частей речи. Таким образом, база для введения в 6 – 7 классах нового аспекта – изучение частей речи с точки зрения их функций в различных условиях общения, а также формирование умений и навыков коммуникативно оправдано использовать языковые средства в речи [17, с.208].

В ходе изучения имени  существительного у учащихся должны сформироваться следующие умения:

- умение распознавать  части речи;

- умение определять  грамматические признаки частей  речи;

- умение образовывать  и употреблять части речи;

- умение проводить  морфологический разбор.

Авторы учебника русского языка для 6-го класса [2] предлагают задания различного характера по теме «Род несклоняемых имен существительных», например:

- определение рода  несклоняемых существительных (упр.85, 88) [2, с.70, 72] ;

- развитие логического  мышления, умения анализировать (упр.89, 91) [2, с.73];

- делать выводы, применять  знания на практике (упр. 87) [2, с.72];

- повторение и закрепление  пройденного материала (упр.86, 90) [2, с.71, 72];

- развитие устной и  письменной речи (упр.84) [2, с.70] ;

- воспитание творческого  воображения (упр. 92) [2, с.73].

В школьном учебнике преобладают  комбинированные, аналитико-синтетические упражнения, цель которых – научить узнавать имена существительные, классифицировать их по одному признаку (роду) и практически применять полученные знания о роде имён существительных. В упражнениях, как правило, присутствуют и элементы повторения. Многие задания направлены на развитие речи учащихся.

Отсюда следует, что  у учащихся в ходе изучения темы были сформированы следующие навыки:

- представление о  роде имён существительных, правильное  употребление рода имен существительных в речи;

- развитие орфографической  зоркости, связной речи, логического мышления; сформирована информационная компетентность (умение работать с дополнительной литературой: словарями, справочниками);

- развитие логического  мышления, умения анализировать;

- умение делать выводы, применять знания на практике;

- развитие устной  и письменной речи;

- воспитание творческого  воображения;

- воспитание доброго  отношения к близким, природе,  аккуратность письма, интерес к  предмету.

Система работы по изучению рода имён существительных в школе позволяет сделать следующие выводы:

1. Особое значение  уделить использованию таких  приемов, которые способствовали  бы развитию как логического  мышления (поисковые приемы), так  и интереса к урокам языка.

2. Большое значение  имеет тематическая организация материалов, что способствует обучению через воспитание.

3. Использование инновационных технологий развивает творческие способности учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

  У существительных род – постоянная, независимая грамматическая категория. Все существительные, за исключением существительных только множественного числа (весы, чернила, макароны, сутки), имеют род. Каждое существительное принадлежит к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему. Род существительных определяется по морфологическим признакам, по значению, регулярно выражается синтаксически. Морфологически род выражается окончаниями существительных в единственном числе. При этом ещё учитывается конечный согласный основы.

Категория рода связана с категорией одушевлённости существительных, особенно у существительных со значением лица, родовые формы имеют значение: существительные мужского рода обозначают лиц мужского пола, существительные женского рода – лиц женского пола. Довольно часто существительные женского рода образуются с помощью суффиксов от существительных мужского рода.

По значению, вопреки  морфологической форме, относятся к мужскому роду существительные с флексией -а/-я. По традиции к мужскому роду относятся также некоторые слова с окончанием -а/-я, обозначающие профессию, должность, звание, а также слово с окончанием –е – подмастерье. Существительные с суффиксом оценки –ишк-, -ищ-, -ушк- сохраняют род тех существительных, от которых они образованы, несмотря на имевшиеся у них окончания –а, -о, -е. Пережиточными формами среднего рода (исключением среди современных существительных среднего рода) являются десять существительных на –мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, семя, стремя, темя) и существительное дитя. К мужскому роду относится слово путь, которое в родительном падеже единственного числа имеет окончание –и (нет иного пути).

Синтаксически род выражается очень последовательно: формами  согласуемых прилагательных и других родоизменяемых слов (причастий, местоимений-прилагательных, порядковых числительных). В связи с этим в школе для определения рода рекомендуется подстановка словоформ мой, моя, моё: моя фамилия, мой шампунь, моё кашне. Однако следует иметь ввиду, что само употребление форм согласуемых слов зависит от рода существительных. В некоторых случаях род существительных приходится запоминать, в трудных случаях о роде надо справляться в словарях.

Среди существительных  со значением лица выделяется группа существительных общего рода. Они  могут обозначать лиц и мужского, и женского пола. Конкретный род их (мужской или женский) определяется по контексту. Он выражается только синтаксически – формами согласуемых слов. Слова общего рода обозначают людей по их качествам, свойствам, чаще отрицательным. К ним относятся существительные с окончанием –а/-я. К существительным общего рода относятся и личные имена типа Саша, Шура, Женя, Валя, так как ими можно называть лиц и мужского, и женского пола. Употребление слов общего рода характерно для разговорной речи.

От слов общего рода надо отличать слова мужского рода типа врач, директор, инженер, кондуктор, инструктор, которыми обозначают лиц обоего пола по профессии, должности, роду занятий, социальному положению. Их мужской род выражается в формах согласования прилагательных и других родоизменяемых слов в составе словосочетаний: Иванова – опытный врач. Употребление названных слов свойственно нейтральной речи и официальному стилю.

Род несклоняемых фамилий  и имён определяется по полу их носителя. Выражается синтаксически. Личные несклоняемые имена существительные со значением профессии, рода деятельности, социального положения – мужского рода.

Несклоняемые существительные, являющиеся названиями животных, относятся  к мужскому роду. Однако, если хотят подчеркнуть особь женского пола, то синтаксически род выражается женский. Из общего правила есть исключение: иваси (род сельди), цеце (вид мухи) не мужского, а женского рода.

Несклоняемые неодушевлённые существительные обычно относятся  к среднему роду. К словам мужского рода среди неодушевлённых несклоняемых существительных относятся: а) названия ветров; б) названия языков; в) отдельные названия вещественных существительных. К существительным женского рода относятся в русском языке слова: авеню (название широкой улицы), мацони (простокваша), кольраби (сорт капусты).

Некоторые существительные испытывают колебания в роде, например: жираф – жирафа.

Основным отличием категории рода существительных от рода прилагательных и других согласуемых слов является неизменяемость существительных по родам и изменяемость прилагательных. Существительные принадлежат к определённому роду, а прилагательные изменяются по родам в зависимости от того, при каком существительном употребляются.

В заключение подчеркнём, что будучи грамматической категорией, обладающей знаковой природой, род наделен такими общими свойствами, как семантика, синтактика и прагматика, и лингвистическое описание этой категории невозможно без анализа взаимодействия и соотношения этих аспектов. Для рода личных существительных, в отличие, скажем, от признаковых частей речи, на первый план выходят семантика и прагматика, хотя, конечно, и сочетаемостные возможности родовых форм существительных не могут совершенно исключаться из характеристики.

Категория рода чрезвычайно  важна для формирования грамматического  своеобразия имени существительного, и она тесно связана с другими его категориями, прежде всего - с одушевленностью и числом. Эта связь проявляется не только и не столько в единой системе флексий, а в тех соответствиях, которые обязательны для выражения общих смыслов.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абакшина Г. М. Какого рода «вагон-библиотека»? // Русская речь. – 1981. – №2. – С. 60–63.

2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М.: Наука, 1976. – 384 с.

2. Быкова Е.И. Русский язык. Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз. обучения/ Е.И. Быкова, Л.В. Давидюк, В.И. Стативка – К.: Пед. Пресса, 2006 – 272 с.

3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке М.: Логос, 2003 -  304 с.

4. Василькова Н.Н. Самая модная водитель или водительница? // Русская речь. – 1983. – №3. – С. 154–155.

5. Васченко В. Грамматическая категория общего рода в русском языке // Вопросы языкознания. – 1984. – № 5. – С. 60–68.

6. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996 – 411 с.

7. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Наука, 1986. – 640с.

8. Горбачевич К. С. Нормы современного русского языка. М.: Просвещение, 1978. - 240 с

9. Дудников А.В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1997 – 304 с.

    10. Дурново Н.Н. Грамматический словарь. М.: Флинта, 2001 – 184с.

11. Еськова Н.А. Склонение фамилий и личных имён в русском языке // Русский язык в школе – 1991. – №4. – С. 56–60.

12. Зализняк A.A. К вопросу о грамматической категории рода и одушевленности в   современном русском языке // Вопросы языкознания – 1964. – №4 – С. 25-40.

13. Земская Е. О соотносительности однокоренных существительных мужского и женского рода со значением лица // Русский язык в национальной школе – 1970. – № 5. – С. 4–10.

14. Ильченко О.С. Одушевлённость существительного и реконструкция наивной картины мира// Русская словесность – 2004 – №5 –  С. 36 – 39.

15. Ицкович В.А. Существительные одушевлённые и неодушевлённые в современном русском языке (норма и тенденция) // Вопросы языкознания. – 1980. – № 4. – С. 84–96.

16. Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Словарь-справочник/ Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А.  - М .: Просвещение, 2004. — 303 с.

17. Методика навчання  української мови в середнiх освiтнiх закладах за редакцією М.I. Понтилюк. – К.: Ленвiт, 2004 – 400 с.

18. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском языке. – М.: Наука, 1971. – 298 c.

19. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Просвещение, 1978. - 240 с

20. Приорова И.В. Несклоняемые имена существительные в аспекте речевой грамотности// Русская словесность – 2004 – №6 – С. 70 – 72.

21. Рахманова Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. Для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика»/Л.И.Рахманова, В.Н.Суздальцева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 464 с.

Информация о работе Категория рода имён существительных