Японская модель управления материальными ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Экономика данной страны – одна из самых развитых экономик в мире. Об этом свидетельствую многие факторы: например, по размеру ВВП и объёму промышленного производства Япония входит в тройку лучших стран мира. Всё это не может не свидетельствовать о том, что японская модель управления материальными ресурсами работает и даёт положительный результат.
Поэтому целью курсовой является изучение конкретной модели хотя бы с теоретической стороны, включая сбор информации о предпосылках формирования систем управления материальными потоками в данной стране и их отличительных особенностях, чтобы понять: что же позволяет японской экономике развиваться столь стремительно?

Оглавление

Введение с.3
Формирование японской модели управления материальными ресурсами
Сущность систем управления материальными потоками с. 4-8
Традиционно-культурные корни японской модели управления материальными ресурсами с.8-11
Логистика в Японии: история и современный этап развития с.11-15
Особенности японской модели управления материальными ресурсами
Логистическая концепция «just-in-time» с.16-20
Система управления материальными потоками KANBAN с.20-23
Взаимосвязь между фирмами-поставщиками и заказчиками с.23-27
Заключение с.28
Список используемых ресурсов с.29

Файлы: 1 файл

Титульник+план.docx

— 74.37 Кб (Скачать)

     С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, предпочтительно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары как у поставщиков-изготовителей на стабильной договорной основе, так и у оптовых посредников при экономической и организационной выгодности этих закупок.

     Основной формой хозяйственных связей с поставщиками товаров является договор поставки товаров. Закупка сельскохозяйственной продукции у изготовителей может осуществляться на основе договора контрактации. В системе хозяйственных взаимоотношений с поставщиками могут также использоваться заявки и заказы покупателей14.

     После небольшой  преамбулы следует перейти непосредственно  к особенностям организации процесса данного взаимодействия в «стране восходящего солнца», которая – что вполне ожидаемо –  является весьма самобытной и в какой-то мере специфичной.

     Итак, отношения между фирмами-заказчиками и их подрядчиками в Японии строятся путем установления тесных связей между изготовителями конечной продукции и поставщиками, объединенными общей целью - максимальное снижение издержек производства при обеспечении высокого качества. При этом некоторые компании (в том числе и автомобильные) пользуются услугами иногда лишь одной подрядной фирмы, обеспечивающей поставки определенной детали или узла. Это облегчает укрепление тесного сотрудничества за счет обмена информацией, координации производственных процессов, осуществления поставок по системе "точно в срок" и т. д. 

     Расширение в отдельных случаях числа подрядчиков за счет новых фирм обычно возможно тогда, когда они предлагают новые технологии или новые продукты, которые позволят изготовителю конечной продукции расширить и усовершенствовать свое производство. Но отказ от услуг прежних поставщиков - случай в Японии экстраординарный. Как правило, изготовители машин и оборудования поддерживают долговременные отношения с поставщиками, что открывает им доступ почти ко всей информации, которой располагают поставщики.

     Характерной чертой крупных японских фирм-изготовителей конечной продукции является их тесное сотрудничество со своими поставщиками при разработке новой продукции. Партнеры могут также регулярно обмениваться информацией или же компания-поставщик может иметь право пользоваться исследовательскими лабораториями фирмы-заказчика. Японские фирмы-поставщики комплектующих изделий вкладывают значительные средства в разработку новых продуктов и в повышение эффективности производственных процессов. Компании-изготовители промышленной продукции и их поставщики нередко создают совместные рабочие группы для решения конкретной проблемы, что способствует лучшему пониманию производственных процессов фирмы-изготовителя конечной продукции.

     Японские фирмы-заказчики осуществляют выбор поставщиков, руководствуясь в значительной степени совместимостью оборудования. Выбор поставщика зачастую производится не на ценовой основе, а на основе совместимости оборудования и его возможностей. Обычно для японских предприятий-поставщиков характерно хорошо продуманное размещение станков, обеспечивающее удобный доступ к ним. Как правило, каждый производственный процесс осуществляется одним рабочим, обслуживающим до восьми станков.

     Японские изготовители конечной продукции предпочитают иметь дело с подрядчиками, проводящими политику "ноль дефектов" и способными осуществлять поставку комплектующих изделий по системе "точно в срок". Большинство японских подрядных фирм работают по этой системе уже давно (более 15 лет) и она стала для них нормой15.

     Обобщая информацию, указанную выше, а также представления о менталитете японцев и их стремлении к постоянному совершенствованию, можно, кроме всех прочих, выделить следующие принципы, согласно которым осуществляется взаимодействие между сторонами в процессе приобретения материальных ресурсов:

  • уважай своих партнеров и поставщиков, относись к ним, как к равноправным участникам общего дела
  • создавай для партнеров условия, стимулирующие их рост и развитие. Тогда они поймут, что их ценят. Ставь перед ними сложные задачи и помогай решать их.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Таким образом, по завершении работы над данной  темой можно сделать следующие  выводы:

  • Несмотря на то, что Япония знаменита своими разработками и активным внедрением, а также использованием инновационных технологий, в японской системе управлениями запасами имеет место не только почитание традиций, но и ориентация на принципы таких учений, как конфуцианство и дзен. Для японцев, кроме того, характерен культ труда и превращение службы в религиозный идеал.
  • Для страны характерна высокоразвитая система логистики, и даже движение транспорта, организующего пассажирские перевозки, осуществляется там по чрезвычайно интенсивному графику, причём такое явление, как задержка транспорта – скорее исключение, чем правило.
  • Появившаяся в Японии и остающаяся там наиболее широко используемой логистическая концепция «just-in-time», несмотря на вполне ожидаемые минусы, поощряет ускорение производственного процесса без потери качества (при минимизации дефектов) и способствует экономии денежных средств на содержание запасов (высвободившиеся средства можно вкладывать в модернизацию производства).
  • Организация эффективного взаимодействия и максимальной коммуникации между сотрудниками и службами, строгий контроль качества производства, его рациональность и сбалансированность, – всё это не мифы, а всего лишь результаты действия японской системы KANBAN (практически неразрывно связанной с JIT), которая популярна во всём мире.
  • Для японской организации взаимосвязи между поставщиками и заказчиками особо характерно подчинение их интересов общей цели, тесное сотрудничество при разработке новой продукции, а также высокая степень приверженности одной конкретной фирме – отказ от взаимных услуг происходит только в исключительных ситуациях.

     На мой взгляд, всё вышеперечисленное в очередной  раз свидетельствует о том, что  управление материальными ресурсами  на основе японской модели  более чем эффективно. Другой  вопрос, что применение её в  среде, отличающейся и культурным контекстом, и особенностями организации производства представляет определённые трудности. И всё же оставлять без внимания подобные приёмы, по моему мнению, весьма опрометчиво.

 

 

Список используемых ресурсов

  1. Вахрушев В., Принципы японского управления. М.: «ФОЗБ», 2010. С. 228
  2. Гаджинский А.,  Логистика.  20-е изд. М.: «ИВЦ Маркетинг», 2012, С.484
  3. Миротин Л., Ташбаев Ы., Порошина О., Эффективная логистика. М.:«Экзамен», 2010, С. 390
  4. Платонов А., Деревянное растение. М.: «Правда», 1990, С.119
  5. Родионова В., Управление материальными потоками в производстве. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2010, С.316
  6. Ельдештейн Ю., Логистика: электронный учебно-методический комплекс / Ю.М. Ельдештейн – С.78 [Электронный ресурс] - Режим доступа: Сайт ФГОУ ВПО КГАУ: http://www.kgau.ru
  7. «Коносукэ Мацусита: ключевой фактор успеха -  забота о сотрудниках». [Электронный ресурс] . URL: http://td.poligrafiyaunas.ru/journal/2013/19/konosuke-maczusita.html
  8. «Логистика Японии». [Электронный ресурс]. URL: http://soyuzcargo.ru/ru/news/articles/461/
  9. Статья «Опыт логистики в Японии на транспорте». [Электронный ресурс]. URL: http://cetaf.ucoz.ru/opyt_logistiki_na_transporte_v_japonii.pdf
  10. «Организация хозяйственных связей с поставщиками и покупателями». [Электронный ресурс]. URL: http://www.economicwealth.ru/wels-773-1.html
  11. «Управление запасами». [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-43-2/108.htm
  12. «Just-in-time». [Электронный ресурс] .URL: http://www.kpms.ru/General_info/Just_in_Time.htm

 

1 Ельдештейн Ю., Логистика: электронный учебно-методический комплекс / Ю.М. Ельдештейн - 508 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Сайт ФГОУ ВПО КГАУ: http://www.kgau.ru

 

2 Гаджинский А.,  Логистика.  20-е изд. М.: «ИВЦ Маркетинг», 2012, С.28, 71-87

 

3 Родионова В., Управление материальными потоками в производстве. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2010, С.228

 

4 «Управление запасами». [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-43-2/108.htm

5 Платонов А., Деревянное растение. М.: «Правда», 1990, С.6

6 «Коносукэ Мацусита: ключевой фактор успеха -  забота о сотрудниках». [Электронный ресурс] . URL: http://td.poligrafiyaunas.ru/journal/2013/19/konosuke-maczusita.html

7 «Логистика Японии». [Электронный ресурс]. URL: http://soyuzcargo.ru/ru/news/articles/461/

8 Статья «Опыт логистики в Японии на транспорте». [Электронный ресурс]. URL: http://cetaf.ucoz.ru/opyt_logistiki_na_transporte_v_japonii.pdf

9 «Логистика Японии». [Электронный ресурс]. URL: http://soyuzcargo.ru/ru/news/articles/461/

10 Статья «Опыт логистики в Японии на транспорте». [Электронный ресурс]. URL: http://cetaf.ucoz.ru/opyt_logistiki_na_transporte_v_japonii.pdf

 

11 Миротин Л., Ташбаев Ы., Порошина О., Эффективная логистика. М.:«Экзамен», 2010, С. 265-270

12 «Just-in-time». [Электронный ресурс] .URL: http://www.kpms.ru/General_info/Just_in_Time.htm

13 Вахрушев В., Принципы японского управления. М.: «ФОЗБ», 2010. С. 125-127

14 «Организация хозяйственных связей с поставщиками и покупателями». [Электронный ресурс]. URL: http://www.economicwealth.ru/wels-773-1.html

15 «Организация хозяйственных связей с поставщиками и покупателями». [Электронный ресурс]. URL: http://www.economicwealth.ru/wels-773-1.html

 

 


Информация о работе Японская модель управления материальными ресурсами