Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 21:17, курсовая работа
Экономика данной страны – одна из самых развитых экономик в мире. Об этом свидетельствую многие факторы: например, по размеру ВВП и объёму промышленного производства Япония входит в тройку лучших стран мира. Всё это не может не свидетельствовать о том, что японская модель управления материальными ресурсами работает и даёт положительный результат.
Поэтому целью курсовой является изучение конкретной модели хотя бы с теоретической стороны, включая сбор информации о предпосылках формирования систем управления материальными потоками в данной стране и их отличительных особенностях, чтобы понять: что же позволяет японской экономике развиваться столь стремительно?
Введение с.3
Формирование японской модели управления материальными ресурсами
Сущность систем управления материальными потоками с. 4-8
Традиционно-культурные корни японской модели управления материальными ресурсами с.8-11
Логистика в Японии: история и современный этап развития с.11-15
Особенности японской модели управления материальными ресурсами
Логистическая концепция «just-in-time» с.16-20
Система управления материальными потоками KANBAN с.20-23
Взаимосвязь между фирмами-поставщиками и заказчиками с.23-27
Заключение с.28
Список используемых ресурсов с.29
Конечно, как и любая производственная система, JIT обладает и определенными преимуществами, и недостатками. К первым относится:
А наиболее очевидными и серьёзными недостатками «just-in-time» являются:
Таким образом, можно сделать вывод, что «Just-in-time» — это современная концепция построения логистических систем в производстве и снабжении, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звено производственной системы в них нуждается, с целью минимизации затрат, связанных с запасами.
2.2 Система управления материальными потоками KANBAN
Данная система разработана корпорацией «Toyota Motor» (что в переводе с японского означает «карта»). Система KANBAN представляет собой первую реализацию «тянущих» логистических систем в производстве, на внедрение которой от начала разработки у фирмы «Toyota» ушло около 10 лет.
Ключевыми факторами внедрения этой системы явились:
• рациональная организация и сбалансированность производства;
• тотальный контроль качества на всех стадиях производственного процесса и качества исходных ресурсов у поставщиков;
• партнерство только с надежными поставщиками и перевозчиками;
• повышенная профессиональная ответственность и высокая трудовая мораль всего персонала.
Первоначальные попытки американских и европейских конкурентов автоматически перенести схему KANBAN в производство без учета этих и других факторов логистического окружения потерпели неудачу, что неудивительно.
Система KANBAN, впервые примененная
корпорацией «Toyota Motor» в 1972 г. на заводе
«Такахама» (г. Нагоя, Япония), представляет
собой систему организации непрерывного
производственного потока, способного
к быстрой перестройке и практически не
требующего страховых запасов. Сущность
системы KANBAN заключается в том, что все
производственные подразделения завода,
включая линии конечной сборки, снабжаются
материальными ресурсами только в том
количестве и к такому сроку, которые необходимы
для выполнения заданного подразделением-потребителем
заказа. Таким образом, в отличие от традиционного
подхода к производству, структурное подразделение-производитель
не имеет общего жесткого графика производства,
а оптимизирует свою работу в пределах
заказа по производственно-
Средством передачи информации в системе является специальная карточка «kanban» в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей (компонентов, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки), в то время как в карточке производственного заказа — количество деталей, которое должно быть изготовлено (собрано) на предшествующем производственном участке. Эти карточки циркулируют как внутри предприятий «Toyota», так и между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов. Следовательно, карточки «kanban» несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции.
В системе отсутствует складирование на местах, так как используются только контейнеры, перемещаемые от одного обрабатывающего центра к другому с помощью технологического транспорта.
Каждый полностью заполненный контейнер имеет прикрепленную на нем карточку «kanban» со следующей информацией:
Карточки «kanban» могут быть двух цветов: белого и черного. Белые карточки находятся на контейнерах на входах - черные карточки «kanban» находятся на контейнерах у позиции выхода и означают разрешение на обработку.
Информация на карточках, прикрепленных к контейнерам, относится к конкретному контейнеру и фиксирует его объем и соответствующие вышеперечисленные реквизиты. В процессе управления каждой операцией по логистической технологии KANBAN участвуют только свободные карточки, отделенные от контейнера.
KANBAN — это типичная схема «тянущей» производственной системы, где контейнеры с деталями (составляющие производственный запас) перемещаются только в зависимости от потребления на последующих участках.
Важными элементами KANBAN являются информационная система, включающая не только карточки, но производственные, транспортные и снабженческие графики, технологические карты, информационные световые табло и т.д.; система регулирования потребности и профессиональной ротации кадров: система тотального и выборочного контроля качества продукции, а также система выравнивания производства и ряд других.
Практическое использование системы KANBAN, а затем ее модифицированных версий позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции: сократить логистический цикл, существенно повысив тем самым оборачиваемость оборотного капитала фирм, снизить себестоимость производства, практически исключить страховые запасы. Анализ мирового опыта применения системы KANBAN многими известными машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50 %, товарные — на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества13.
Итак, получается, что данная система требует максимальной коммуникации между всеми участниками производственного процесса, а соответствующий ей короткий интервал оперативного управления дает возможность осуществлять эффективный контроль над выполнением месячного плана, соблюдением требуемых пропорций между производством, поставками и запасами. Главный же её принцип - это стремление к улучшению (что вообще характерно для японской модели управления материальными ресурсами).
2.3 Взаимосвязь между фирмами-поставщиками и заказчиками
Организация связей с поставщиками товаров сегодня занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности любого предприятия, так как представляет собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров или набору услуг.
В современных условиях хозяйствования организация коммерческой деятельности компаний строится на основе принципа полного равноправия партнеров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.
Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров покупателям. Поэтому на каждом торговом предприятии - независимо от действующей на нём модели управления материальными ресурсами - должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками.
Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров - широкое понятие. Сюда входят как экономические, финансовые, коммерческие, так и административно-правовые, организационные и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.
Практически любая система хозяйственных связей включает:
Информация о работе Японская модель управления материальными ресурсами