Вода в цистерне может охлаждаться
путем принудительной ее циркуляции через
бункер со льдом.
Для погрузки-разгрузки предусматривается
пневматический грузоподъемный механизм
или съемная стрела с ручным приводом.
Автомобили-цистерны
для перевозки активных химических продуктов (кислоты, щелочи, жидкие азотные
удобрения) имеют резервуары с внутренней
футеровкой или антикоррозионным покрытием.
Использование цистерн для
сыпучих грузов (цемент, мука и др.) позволяет
снизить потери груза при погрузке, транспортировании
и разгрузке, а также улучшает гигиеничные
условия перевозок.
Загрузка цистерн производится
из бункеров самотеком или под давлением
сжатого воздуха, разгрузка — путем наклона
цистерн, применением шнеков или сжатым
воздухом.
Автопоезда-цементовозы с пневматической разгрузкой
особенно удобны при использовании на
сильно загроможденных строительных площадках,
так как при помощи длинного гибкого шланга
могут выгрузить цемент в требуемое место.
На базе автопоездов-цементовозов
могут быть созданы автопоезда для внесения
пылевидных минеральных удобрений в почву.
Загружают такие цистерны путем
создания в них разрежения, а разгружают
под давлением, присоединяя к патрубкам
распиливающие сопла. Двигаясь по полю,
автопоезд распиливает удобрения па ширину
от 15 до 25 м за один проход.
Использование специализированного
подвижного состава по сравнению с перевозкой
грузов в неприспособленных для этого
автомобилях обеспечивает снижение расходов
на перевозки (из-за более полного использования
грузоподъемности), позволяет механизировать
погрузочно-разгрузочные операции, упростить
прием и сдачу груза (при перевозке груза
за пломбой грузоотправителя), улучшает
сохранность грузов, уменьшает потребность
в подвижном составе и расходы на тару
и упаковку.
В ряде случаев перевозки без
специализированного подвижного состава
вообще не могут быть выполнены (строительные
конструкции, скоропортящиеся грузы).
Доставка грузов в специализированном
подвижном, составе является выгодной,
несмотря на более высокую стоимость такого
подвижного состава и более низкий коэффициент
использования его пробега.
Особенности контейнерных перевозок.
К особенностям такого вида
доставки товаров и грузов, как контейнерные
перевозки, относится погрузка изделий
в контейнеры стандартных типов, которые
перевозятся автомобильным, железнодорожным
и водным транспортом.
Контейнеры представляют собой
металлические ящики определенных размеров,
куда укладывается товар. Они снабжены
всеми необходимыми приспособлениями
для перегрузки товара на различные виды
транспорта.
Такой способ доставки, как контейнерные
перевозки, весьма удобен для транспортировки
и позволяет отправлять предприятиям
различные грузы небольшими партиями
по 1,5 – 30 тонн и площадью 5 – 40 квадратных
метров.
2). Преимущества контейнерных
перевозок.
К преимуществам такой доставки,
как контейнерные
перевозки, относится:
--упрощенный вариант согласования
перемещения грузов с администрацией
железнодорожной станции, что приводит
к увеличению скорости отправки
груза ( возможна отправка товара в
день подачи заявки).
--минимальное количество
грузовых операций при смене
видов транспорта. Даже при перегрузке
контейнера товар находится в
закрытой металлической упаковке,
роль которой играет сам контейнер.
Это приводит к сохранности
товара при грузовых работах,
и создает затруднения злоумышленникам
при попытке вскрытия груза
с целью присвоения!
-- соблюдение режима экономии
при использовании такой доставки
грузов, как контейнерные перевозки,
которые остаются самым дешевым
способом транспортировки товара.
--распространенность способа
доставки ( вся страна оплетена сетью
автомобильных и железных дорог, по которым
возможна доставка груза в контейнерах.
--осуществление контейнерных
перевозок по единым документам, но с использованием
различного вида транспорта для доставки
требуемого товара до места назначения
(мультимодальные грузоперевозки).
--всемирная стандартизация
габаритов и линейных размеров
данного вида погрузки.
3). Недостатки перевозок контейнерами.
К недостаткам такого вида доставки
грузов, как контейнерные перевозки, следует добавить несколько большие
временные рамки сроков погрузки и отправления
груза. Это зависит от специфики формирования
и установки контейнеров в особенные вагоны
- контейнеровозы. Существует специальная
схема расстановки контейнеров в вагоне,
чтобы центр тяжести вагона находился
примерно посередине. Перевозка такого
груза также осуществляется в специальных
машинах – контейнеровозах.
Пакетные перевозки -, транспортировка
грузов, сформированных в группы (пакеты)
и уложенных на поддоны. В процессе пакетных
перевозок от грузоотправителя до грузополучателя
пакеты не расформировываются, а все погрузочно-разгрузочные
операции выполняются механизированным
способом. Наиболее экономичный вид перевозок
- пакетно-контейнерные - позволяет сократить
затраты ручного труда и обеспечить максимальную
сохранность-грузов
Преимущества пакетных
перевозок заключаются в обеспечении:
комплексной механизации и повышения
производительности грузовых и складских
операций на всем пути следования материального
потока; сокращения затрат и ускорения
обработки подвижного состава; лучшего
учета грузовых единиц и сохранности грузов.
Недостатки пакетных
перевозок проявляются в необходимости
дополнительных затрат на приобретение,
ремонт и регулирование потоков средств
пакетирования. Эти средства при пакетных
перевозках отнимают до 10% полезного объема
грузовых помещений подвижного состава
и емкости складов. На доставку указанных
средств в составе транспортных пакетов
и в порожнем состоянии расходуются значительные
средства.
Перевозки грузов
сменными полуприцепами и кузовами используются в случае невозможности
применения контейнерных технологий из-за
характеристик груза или условий перевозки.
В этом случае для выполнения погрузочно-разгрузочных
работ от автомобиля отцепляется полуприцеп
или отсоединяется съемный кузов.
Если на маршруте работает один автомобиль
с перецепкой в пунктах погрузки и разгрузки,
то число полуприцепов должно быть не
менее трех: первый — под погрузкой, второй
— под разгрузкой и третий — в пути вместе
с тягачом.
В течение одного оборота выполняются
следующие операции:
отцепка порожнего полуприцепа
и прицепка загруженного к этому времени
полуприцепа в пункте погрузки;
движение автотягача с груженым
полуприцепом;
отцепка груженого полуприцепа
и прицепка разгруженного к этому моменту
полуприцепа в пункте разгрузки;
движение автотягача с порожним
полуприцепом от пункта разгрузки к пункту
погрузки.
2.4.2.Способы выполнения
перевозок данного груза и
обоснование принятой технологии
перевозки
Организация перевозок оказывает
существенное влияние как на среднюю скорость
движения автомобилей, так и на рациональное
использование их, что в конечном счете
сказывается на производительности автомобилей.
Рациональная организация перевозок
автомобилями-самосвалами предусматривает
проведение ряда мероприятий, при которых
условия работы автомобилей-самосвалов
обеспечивали бы их наибольшую производительность
и наименьшую себестоимость перевозок.
К таким условиям могут быть
отнесены:
1. Выбор расстояния перевозки.
2. Выбор наивыгоднейшего порядка движения
автомобилей к месту погрузки.
3. Совместная работа погрузочных механизмов
и автомобилей-самосвалов.
4. Часовой график движения.
Расстояние
перевозок
При перевозках грузов автомобилями-самосвалами
сокращается время простоя при выгрузке
груза и исключается потребность в грузчиках.
Однако автомобили-самосвалы имеют несколько
меньшую грузоподъемность по сравнению
с обычными грузовыми автомобилями из-за
установки самосвального механизма и
увеличенный расход топлива, отнесенный
к одной тонне перевезенного груза, так
как при разгрузке автомобиля должен работать
двигатель.
Преимущества автомобилей-самосвалов
по сравнению с обычными грузовыми автомобилями
имеют место в определенных условиях эксплуатации.
Установим условия эксплуатации,
при которых преимущества автомобилей-самосвалов
проявляются в наибольшей степени.
Совместная
работа погрузочных механизмов и автомобилей-самосвалов
При массовой механизации трудоемких
работ на современном строительстве приобретает
существенное значение вопрос повышения
производительности всех машин и механизмов,
которыми насыщены наши стройки.
Правильная организация работы
машин, обеспечивающая максимальное использование
их мощности, является важным средством
борьбы за досрочное выполнение плановых
заданий.
Трудоемкие работы обычно выполняются
различными по конструкции и по назначению
механизмами, т. е. комплексом машин. Например,
для выемки земли из котлованов с последующей
ее транспортировкой к месту разгрузки
используются экскаватор и автомобили-самосвалы.
В этом простом случае совместной работы
экскаватора и автомобилей-самосвалов
производительность экскаватора связана
с производительностью автомобиля и, наоборот,
производительность автомобиля находится
в прямой зависимости от работы экскаватора.
Взаимозависимость комплексно
работающих машин может быть и более сложной,
например, на карьерных работах по добыче
камня и при его дроблении на камнедробильном
заводе число комплексно работающих машин
увеличивается (экскаваторы, автомобили-самосвалы
и камнедробильные установки).
Примером комплексно работающих
машин может также служить такое сочетание
машин и агрегатов: камнедробильный завод
- автомобили-самосвалы - бетонный завод,
экскаватор - автомобили-самосвалы - бетонный
завод и др.
Так как при комплексной работе
машин и механизмов общая производительность
работы связана с работой каждого механизма,
то производительность одной какой-либо
машины нельзя повысить, не повышая одновременно
производительности остальных.
В связи с этим организация
работы автомобилей-самосвалов вместе
с другими машинами или агрегатами должна
обеспечивать высокие показатели работы
всего комплекса машин.
Для перевозки грузов на строительной
площадке или в карьерах на малые расстояния
и при плохих дорогах применяют автомобили-думперы.
При небольших расстояниях
перевозки навалочных грузов время простоя
под погрузку имеет значительный удельный
вес в общем времени оборота. Время погрузки
и в конечном итоге производительность
подвижного состава зависят от числа циклов
ковша экскаватора, необходимых для загрузки
автомобилей , т.е. от вместимости ковша
экскаватора. Простой будет наименьшим
при максимальном приближении вместимости
ковша экскаватора к объему кузова автомобиля.
Следует также учитывать , что при разгрузке
ковша вместимостью , близкой к вместимости
кузова , рама автомобиля , рессоры и шины
испытывают значительную ударную нагрузку
, вызывающую ускоренный износ , а иногда
поломку рам и рессор. Поэтому необходимо
так подбирать экскаваторы и подвижной
состав , чтобы отношение вместимости
ковша экскаватора у вместимости кузова
было равным 1:3-1:5.На практике вместимость
ковша и кузова не всегда соответствуют
друг другу. Много времени затрачивается
также на маневрирование подвижного состава
при погрузке ( подача автомобилей под
погрузку и отъезд от экскаватора после
погрузки).
2.4.3. Выбор и
обоснование выбора подвижного
состава
Самосвалы предназначены для
перевозки насыпных крупных грузов и незаменимы
в строительстве. До появления самосвалов
подобного рода грузы перевозили на обычных
машинах с деревянной платформой, и разгрузка
осуществлялась вручную, что было очень
трудоёмко.
Современный автомобиль самосвал
устроен таким образом, что процесс погрузки-разгрузки
механизирован. Условно, самосвал можно
разделить на две части: шасси с кабиной
и самосвальная механическая установка.
Металлическая платформа, закреплённая
на раме машины, наклоняется либо назад,
либо вбок под углом 45-55градусов. Сначала
выпускали бортовые грузовые автомобили,
а затем, на их основе, начали производить
самосвалы.
Автомобиль самосвал бывает
двух видов: дорожный и карьерный. Дорожный
предназначен для дорожных работ, строительства
и пр. Грузоподъёмность составляет 20-40
тонн, а количество осей 2-4 штуки. Этот
тип самосвалов подразделяется на виды,
в зависимости от признаков: число осей,
грузоподъёмность, наклон кузова. Карьерные
самосвалы применяются при разработке
и добыче полезных ископаемых. Их грузоподъёмность
выше, чем у дорожных (30-363 т). Используются
при перевозке сыпучих или кусковых пород
и при строительстве больших объектов.