Сущность и задачи закупочной логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:07, реферат

Краткое описание

Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Файлы: 1 файл

СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

 

Расчет остальных  управляемых параметров системы  контроля состояния запасов 

 

Оптимальный размер годовых  затрат на создание запаса, Сопт. зак:

 

 

      

 

           (5) 

 

Оптимальный размер годовых затрат на хранение запаса, Сопт. хран:

 

 

 

 

        (6) 

 

Минимальный (он же оптимальный) размер общих годовых затрат на создание и хранение запаса Смин. общ:

Из формул (5) и (6) следует, что в точке минимума общих затрат затраты на создание запаса за период равны затратам на хранение запаса (за этот же период). Отсюда следует вывод, имеющий существенное практическое значение: если годовые  затраты, связанные с созданием запаса, были равны затратам на их хранение, то это значит, что  товары закупались оптимальными, то есть правильными по размеру партиями.

Оптимальный размер среднего значения текущего запаса:

(См. "Справочник экономиста" №2, 2008г.)

Оптимальное количество заказов за период (частота завоза):

Оптимальный период между поставками:

(См. "Справочник экономиста" №2, 2008г.)

Полученное значение периода между поставками имеет годовое измерение, то есть промежуток между заказами измеряется в годах. На практике период между поставками удобнее измерять в месяцах или днях. Расчетная формула при этом имеет вид:

(См. "Справочник экономиста" №2, 2008г.)

или

(См. "Справочник экономиста" №2, 2008г.) 

 

Пример

Приведем пример расчета оптимального размера заказываемой партии товара, а также других  управляемых параметров системы контроля состояния запасов.

В табл. 1 приведены  числовые значения неуправляемых параметров (Q, K, M, P) целевой функции:

(См. "Справочник экономиста" №2, 2008г.)

В табл. 2 — расчет оптимальных значений управляемых  параметров.

Таблица 1. Данные для расчета оптимальных значений управляемых параметров целевой  функции

Параметр

Обозначение

Значение

Спрос на товар за анализируемый период, шт./год

Q

7200

Удельные затраты  на создание запасов, руб.

К

500

Удельные расходы  по хранению запаса, 1/год

М

0,3

Закупочная стоимость  единицы товара, руб./шт.

Р

600


 

 

Таблица 2. Расчет оптимальных значений управляемых параметров

Параметр

Формула для  расчета

Результат

Оптимальный размер заказываемой партии, шт.

 

200

Оптимальный размер затрат за период Т на создание запаса, руб./год

 

18 000

Оптимальный размер затрат за период Т на хранение запаса, руб./год

 

18 000

Минимальный размер общих затрат за период на создание и хранение запаса, руб./год

 

36 000

Оптимальный размер среднего значение текущего запаса, шт.

 

100

Оптимальное количество заказов за период (частота завоза), заказов/год

 

36

Оптимальный период между заказами, дней

 

~10


Приведенные выше формулы и расчеты выполнены, исходя из предположения, что потребность  в анализируемом периоде, а также  размер заказа рассчитываются в натуральном  выражении (в штуках).

Расчеты не претерпят существенных изменений, если перейти к денежному выражению потребности и заказа. Приведем пример расчета, исходя из того, что в потребность за период в денежном выражении составляет: 7200 × 600 = 4 320 000 руб./год.

Тогда:

•        оптимальный размер заказываемой партии:   руб.;

•        минимальный размер общих затрат за период на создание и хранение запаса:

Смин. общ=  = 36 000 руб./квартал. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей торговой организации  в товарах с максимально возможной экономической эффективностью. Эта цель может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

1)      выдерживание обоснованных сроков закупки товаров и материалов

2)      обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них

3)      соблюдение требований производства и торговли по качеству материалов и товаров.

.            

 В данном  реферате будет рассмотрено сущность  и задачи закупочной логистики,  из которых более подробно  рассматриваются две основные  задачи. Это задача «сделать или купить» и задача выбора поставщика. Так как закупочная логистика изучает материальный поток в целом, включая транспортировку материала, то необходимо рассмотреть способы доставки материала – это система «Канбан» и «Точно в срок». Также для упрощения рабочей деятельности была создана автоматизированная система закупок, которая в данном реферате рассмотрена на примере программы закупок «Конкорд». Важным компонентом или составляющей является правовая сторона закупок, то есть непосредственно контракт. И наконец, в приложении 1,2 представлены варианты организационной структуры предприятия, включающую в себя службу закупок на предприятии, а в приложении 3 представлена схема документооборота “поставщик-предприятие” на основе генерального договора.

 

§1. Сущность закупочной логистики

 
           

 Закупочная  логистика – управление материальными  потоками в процессе обеспечения  предприятия материальными ресурсами.            

 Значимым  элементом микрологистической системы  является подсистема закупок,  организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.            

 Любое предприятие,  как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные  потоки, имеет в своем составе  службу, осуществляющую закупку,  доставку и временное хранение  предметов труда: сырья, полуфабрикатов  и др. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

  • элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
  • элементом микрологистической системы, т.е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
  • самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

 

            Рассмотрим цели функционирования  службы снабжения на каждом  из выделенных уровней:

1.      Как элемент макрологистический системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы.            

 Логистическая  интеграция с поставщиками достигается  за счет комплекса мер экономического, технологического, технического и методологического характера. В основе интеграции должна лежать ориентация на хорошие партнерские отношения, ориентация на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли. В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:

§         Обращаться с поставщиками также, как и с клиентами фирмы

§         Не забывать на деле демонстрировать общность интересов

§         Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций

§         Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика

§         Соблюдать принятые на себя обязательства

§         Учитывать в деловой практике интересы поставщика

2.      Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение-производство-сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП или КОНКОРД) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.           

 Цепь снабжение-производство-сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть в начале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем исходя из нее, стратегия развития производства, и уже затем – стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не выработал методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предполагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовывать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

3.      Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей, как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики, в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.           

§2. Задачи закупочной логистики

 
           

 Основные  вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:

v     что закупить;

v     сколько закупить;

v     у кого закупить;

v     на каких условиях закупить.           

 К традиционному  перечню логистика добавляет свои вопросы:

v     как системно увязать закупки с производством и сбытом;

v     как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.            

 Обозначенный  круг вопросов закупочной логистики  определяет состав решаемых в  данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.           

 Рассмотрим  задачи и работы, относящиеся  к закупочной логистике:

1.      Определение потребности в материальных ресурсах. В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняется расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы – графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы. Для потребляемых материальных ресурсов может решаться задача «сделать или купить», рассмотренная в пункте 2.1. этого параграфа.

2.      Исследование рынка закупок. Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретных рынок.

3.      Выбор поставщиков. Включает поиск информации о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками (более подробно задача выбора поставщика рассматривается в пункте 2.2. данного параграфа).

4.      Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, то есть заключением контракта. Договорные отношение формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.

5.      Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, то есть учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.

Информация о работе Сущность и задачи закупочной логистики