Сущность и задачи закупочной логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:07, реферат

Краткое описание

Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Файлы: 1 файл

СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ.doc

— 425.00 Кб (Скачать)
  • отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;
  • отношение объема продаж к дебиторской задолженности;
  • отношение чистой прибыли к объему продаж;
  • движение денежной наличности;
  • оборачиваемость запасов и др.

Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем  много поставщиков, может быть сформирован  список хорошо известных, заслуживающих  доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляются по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.

Пример

Рассмотрим, каким  образом принимается решение  по выбору поставщика.

Представим себе, что имеются две фирмы (А и В), производящие одинаковую продукцию, одинакового качества. Обе фирмы известны и надежны. Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А — 500 км, до фирмы В — 300 км). С другой стороны, товар, поставляемый фирмой А, пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км — 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км.

Таблица 2. Расчет совокупных расходов, связанных с  поставкой товаров

Показатель

Фирма А

Фирма В

Транспортные  расходы

0,5уде/км ×  500 км = 250 уде

0,7 уде/км ×  300 км = 210 уде

Расходы на разгрузочные работы

6 уде/ч × 0,5 ч = 3 уде

6 уде/ч × 10 ч = 60 уде

Всего расходов

253 уде

270 уде


 

  

 

Время выгрузки пакетированного груза — 30 минут, непакетированного - 10 часов. Часовая ставка рабочего на участке разгрузки — 6 уде.

Если принять  во внимание лишь транспортные расходы, то предпочтение следует отдать фирме  В. Однако с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менее экономичным, чем поставка с фирмы А (табл. 2).

Таким образом, при прочих равных условиях продукцию  выгоднее закупать у поставщика А, поскольку это дает экономию в сумме 17 уде в расчете на одну поставку. 

 

СИСТЕМА ПОСТАВОК «ТОЧНО В СРОК» В ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКЕ

Система поставок «Точно в срок» (система ТВС) — это философия и в то же время технические приемы. Система основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах, например, доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина.

Сущность системы  «Точно в срок» заключается в  том, что спрос на любом участке  цепи определяется спросом, предъявленном  в конце ее. Пока нет спроса в  конце цепи, продукция не производится и не накапливается, не заказываются и не накапливаются комплектующие.

Противоположностью  данной системы является накапливание запасов в ожидании спроса.

Общепринятое определение  гласит, что система поставки «Точно в срок» — это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время.

Так как контроль качества у потребителя при системе  поставки ТВС не предусмотрен, эту  функцию должен взять на себя поставщик. В этих условиях наличие некачественных изделий в поставляемой партии недопустимо.

Отношения между поставщиком  и покупателем, позволяющие применять  систему поставок ТВС, должны носить характер длительной хозяйственной  связи и строиться на долгосрочных контрактах. Лишь тогда можно достичь согласованности в вопросах совместного планирования, достичь необходимого уровня технико-технологической сопряженности, научиться находить экономические компромиссы.

Так как  система ТВС предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом, чем в условиях традиционного снабжения, повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Поэтому предпочтение отдается не перевозочным тарифам (как в условиях традиционного снабжения), а перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки.

Применение системы ТВС  позволяет резко сократить запасы (производственные и товарные), потребность  в складских мощностях, в персонале.  

 

МЕТОД БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Этот метод разработан в результате развития философии  «Точно в срок» и представляет собой метод планирования и регулирования  поставок товаров на предприятия  производства или торговли, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между предприятием — потребителем продукции, его поставщиками и транспортом. Суть метода раскрыта в его названии: быстрая реакция логистической системы (рис. 3) на возникший на рынке спрос. Если поставщиком является производственное предприятие, то оно должно иметь возможность оперативно перестраивать производство на выпуск нужной потребителю продукции. Поставщик должен иметь возможность быстрого доступа к информации о реальном спросе, который предъявляет потребителю рынок. Решение о поставке товара на предприятие торговли предприятием-поставщиком принимается тогда, когда достаточно высока вероятность возникновения реальной потребности в товаре данного вида. Передача заказа и поставка товаров должны осуществляться без каких-либо задержек. 

 

 

 

Рис. 3. Логистическая система, реагирующая на возникший рыночный спрос  

 

 

 

 

 

[1] В рамках настоящей статьи под макрологистической системой будем понимать совокупность предприятий и организаций, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство и действующих согласованно в целях оптимизации проходящего через эти предприятия сквозного материального потока.

[2]  В качестве простого примера рассмотрим группу способных предпринимателей, каждый из которых ведет собственный бизнес. Если эти люди объединятся и начнут работать не только «на себя», но и на общий результат, то потенциальные возможности получения прибыли каждым из них, очевидно, резко возрастут. 

 

 

 

[3] Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает обработку информации в темпе, определяемом скоростью ее поступления. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении материального потока в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующее административное и управляющее воздействие на объекты управления. 

 

[4] В более широком плане задача MOB — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, то есть изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий. 

 

 

 

Материальный запас — это материальная продукция, изделия народного потребления, ожидающие  вступления:

•  в процесс производственного потребления;

•  процесс продажи;

•  процесс личного потребления.  

 

Проблемы  управления материальными запасами

Роль запасов  в экономике заключается в том, что они обеспечивают устойчивую работу торговых систем. Японцы образно сравнивают запасы с поднявшимся уровнем воды. Плавание становится спокойным, снижается риск, уходят многие проблемы, связанные с управлением судном (рис. 1).

(См. "Справочник экономиста" №2, 2008г.)

Однако такой  способ обеспечения устойчивости обходится  недешево. По данным зарубежных источников, содержание в течение года в качестве запаса единицы продукции стоимостью в 1 доллар обходится от 15 до 35 центов и в среднем составляет 25 центов. Расчеты отечественных экономистов дают аналогичные результаты: годовые затраты на содержание запасов составляют от 20 до 30 % от их закупочной стоимости.

Например, если средний запас компании составляет 100 млн руб., то это означает, что компания тратит примерно 25 млн руб. в год на содержание запасов.

Отрицательная роль запасов:

•        они замораживают значительные финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы на другие цели;

•        тормозят улучшение качества, так как организация всегда заинтересована в реализации имеющихся запасов, что сдерживает закупки новых;

•        изолируют звенья логистической цепи и стадии бизнес-процесса;

•        являются причиной расходов на содержание специально оборудованных помещений, а также оплату труда специального персонала;

•        создают постоянный риск потерь в связи с возможной порчей или хищением продукции.

Следует отметить, что затраты на содержание запасов  — один из наиболее существенных факторов, определяющих целесообразность сокращения последних.

Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено  с определенными затратами, предприниматели  вынуждены их создавать, так как  отсутствие запасов может привести к еще большей потере прибыли.

Для каждого  изделия, имеющегося в запасе, расходы, связанные с его наличием, должны быть ниже расходов, связанных с его отсутствием. Запасы должны создаваться только по этой причине.

К основным проблемам управления запасами относятся  следующие.

1. Большое число  факторов, влияющих на размер  заказа: величина и возможная неравномерность расхода, отдаленность поставщиков, ограничения по ресурсам, способы транспортировки.

2.         Многообразие видов запасов: текущие, страховые, сезонные и др.

3.         Большое число параметров, по которым необходимо принимать решения при управлении запасами: величина заказа, момент заказа, момент поставки, интервал времени между заказами, величина страхового запаса и др.

4.         Большое разнообразие систем контроля состояния запасов, в том числе системы периодического контроля, системы непрерывного контроля.

5.         Ошибочность прогнозов, возрастающая в связи с развитием товарного предложения.

6.         Увеличение времени выполнения заказов, размещаемых в отдаленных зонах с дешевой рабочей силой. 

 

Основные показатели управления запасами

Оборачиваемость запасов (характеризует возможность получения валовой прибыли с одного рубля, вложенного в запасы при стабильной наценке) показывает скорость (количество раз), с которой оборачиваются запасы за определенный период времени:

где Q — стоимость материалов, товаров (по закупочным ценам), проданных, отгруженных со склада компании в течение периода (в качестве периода при расчете оборачиваемости чаще всего принимается год);

Зср — запас средний за тот же период, также рассчитанный в закупочных ценах.

Расчет оборачиваемости  характеризует работу с запасами и имеет целью определения  количества оборотов запасов. Следовательно, все продажи, идущие не из запасов компании, при расчете оборачиваемости во внимание не принимаются (например, товары, закупленные под заказ).

В случае если цены на товары существенно меняются в течение  периода, оборачиваемость может  рассчитываться не в денежных единицах, а в натуральных.

Обеспеченность  запасами (в днях) показывает продолжительность периода, на который хватит товарных запасов на складе до момента их полного истощения, если поставки товаров на склад прекратить:

где t — число  дней в периоде.

Доля запасов  в оборотных активах Дзоа показывает долю, которую занимают запасы в оборотных активах компании:

где ОАср — среднегодовое значение оборотных активов.

Доля  неликвидов в запасах Дн отражает долю неликвидных товаров в запасах:

где Н — количество товаров, отнесенных к категории неликвидов.  

 

Основные  термины в системах управления запасами

На пути превращения  сырья в конечное изделие и  последующего движения этого изделия  до конечного потребителя создаются  два основных вида запасов (рис. 2):

•      запасы производственные,

•      запасы товарные,

каждый из которых, в свою очередь, также можно разделить  на два вида:

•      запасы текущие;

•      запасы страховые.

 

 

 

Рис. 2. Классификация материальных запасов 

 

Охарактеризуем  каждый из названных видов запасов. 

Запасы  производственные — запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить бесперебойность производственного процесса. Примером производственных запасов могут служить запасы материалов для производства обуви на складах снабжения обувной фабрики. 

Запасы  товарные — запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях, и запасы в пути. К товарному запасу можно отнести, например, запасы изготовленной обуви, находящиеся на складе готовой продукции обувной фабрики. 

Как уже отмечалось, и производственные, и товарные запасы делят на текущие, страховые и  сезонные. 

Запасы  текущие — основная часть производственных и товарных запасов. Эта категория запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно меняется (запас как бы «вытекает», обеспечивая потребности производственного или торгового процесса).

Информация о работе Сущность и задачи закупочной логистики