Становление и развитие логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Нынешний этап развития белорусского рынка можно однозначно охарактеризовать ростом конкуренции. И она становится все напряженнее и напряженнее. Продавцам поневоле приходится снижать наценку на реализуемый товар и одновременно «давить» на производителя в направлении снижения отпускных цен. Производители, в свою очередь, ищут пути снижения и без того сведенных к минимуму производственных издержек. Решить рождаемые конкуренцией проблемы такого плана не всегда удается. Так что же делать?

Файлы: 1 файл

Razvitie_marketingovoy_logistiki_na_predpriatii.docx

— 72.02 Кб (Скачать)

В предлагаемых для размещения МТЛЦ, намечается рост производительных сил на перспективу и концентрация мощного грузопотока, в том числе транзитного по системе Европейских МТК, проходящих по территории республики.

Получение высшего профессионального образования в области логистики (всех направлений, например: финансовая логистика, транспортная логистика, таможенная логистика, управления цепями поставок, складское хозяйство, мультимодальные перевозки и т.д.) в Республике Беларусь осуществляется на базе 25 высших учебных заведений.

Сегодня, практически в половине ВУЗов Республики Беларусь, есть кафедра логистики или специальный курс, связанный с логистикой. Однако ряд работодателей отмечают, что уровень высшего образования предлагаемый на рынке логистики, недостаточно высок и не отвечает требованиям работодателя, являются слишком поверхностными, носят чисто теоретический характер, и по сути, констатируют общеизвестные исторические факты.

Наиболее современное образование предлагают программы переподготовки на базе высшего образования института бизнеса и менеджмента технологий БГУ, ГУО «Институт непрерывного образования» БГУ, программы по логистике факультета менеджмента МИТСО, а также многочисленные самостоятельные программы (от полугода до 2 лет) частных специализированных учебных центров (например, образовательный и кадровый центр «Новое завтра», центр логистики «Apply Logistic», образовательный центр «Viva Liberti», информационная бизнес-школа ИНБИШ и т.д.). Слушатели, проходящие обучение в этих заведениях, получают углубленную базовую практику по специальности или знакомятся с логистическими процессами вживую.

О значительном позитивном эффекте от развития логистики на национальном уровне для экономики страны наилучшим свидетельствует зарубежная практика.

Согласно данным, представленным Компанией Morgan Stanley, в последнее десятилетие национальный рынок логистики растет в абсолютных значениях на 4-5% в год, затраты на логистику в структуре совокупной стоимости товаров снизились с 12,1% в 1987 году до 6,1% в 2010 году. Во многом данные изменения вызваны качественным развитием логистической инфраструктуры, совершенствованием технологий переработки грузов, развитием транснациональных логистических провайдеров, внедрением механизмов комплексного обслуживания производителей, направленных на снижение издержек в цепочках поставок.

В конечном итоге подобные тенденции на рынке логистики обеспечивают реальное стимулирование экономического роста. Иными словами, возможный эффект от развития логистики на национальном уровне с учетом текущего состояния данной отрасли и внедрения современных технологий может составить от 5 до 10% от ВВП.

Кроме того, будет обеспечен серьезный дополнительный эффект по высвобождению финансовых ресурсов, «замороженных в складских запасах». Именно оптимизация складских запасов, путем повсеместного применения принципа «точно-в-срок», высвободила огромные финансовые ресурсы, замороженные в товарных и материальных остатках, и дала ведущим экономическим мировым державам мощный толчок в экономическом развитии.

Проведенные исследования современного состояния и тенденций развития рынка транспортно-логистических услуг, анализ теоретического и практического опыта создания транспортно-логистических центров в Российской Федерации и странах Европейского Союза, а также анализ современного состояния и перспектив развития транспортного комплекса Республики Беларусь, его места и роли в модернизации экономики, расширении международного сотрудничества, реализации экспортного и транзитного потенциала республики в глобальной системе Евроазиатских транспортных коридоров, позволили раскрыть объективные предпосылки необходимости формирования в Республике Беларусь интегрированной транспортно-логистической системы.

Разработанная оригинальная схематическая модель рационального размещения транспортно-логистических центров в стране, основанная на использовании совокупности наиболее значимых факторов, включая увязку их с развитием международных транспортных коридоров, позволит потенциальным инвесторам принимать более адекватные решения в выборе как мест для инвестирования, так и тем для инвестирования.

Формирование на территории республики сети транспортно-логистических центров в зонах тяготения к международным транспортным коридорам и объектам урбанизации, наряду с обеспечением высокой эффективности в системе грузо-и товародвижения, сопровождается значительным мультипликативным эффектом, который будет проявляться в других отраслях экономики республики: в строительном комплексе; в сфере оптовой и внешней торговли; банковского и производственно-технического обслуживания; производстве оборудования для терминалов, контейнеров и подвижного состава транспорта; развитии региональных рынков товаров и услуг, информационных и телекоммуникационных систем и, в конечном итоге, - в увеличении валового национального продукта (ВНП) и валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

1.2 Цели, задачи и функции логистики

Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах.

Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:

- разработка основных направлений развития логистической системы Республики Беларусь;

- создание организационной схемы размещения логистических центров в стране и за рубежом;

- формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в создание объектов и инфраструктуры логистической системы.

К основным задачам относятся:

- анализ состояния складской инфраструктуры;

- классификация логистических центров;

- разработка основных направлений создания и развития транспортно-логистических центров, оптово-логистических центров торговли потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения, зарубежных торгово-логистических центров;

- предложение механизма создания льготного режима для потенциальных инвесторов и системы критериев их выбора;

- разработка методических подходов к управлению логистической системой, нормативного правового и информационного ее обеспечения.

Выделение МП в качестве объекта управления и связанное с этим абстрагирование от ряда факторов приводит к некоторому упрощению экономических процессов и к существенному сокращению размерности задач моделирования. Это позволяет проектировать сквозные ЛЦ, решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю, и, в целом, открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов.

Объектом изучения логистики являются сквозные МП, потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки.

Предметом изучения логистики является оптимизация МП, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.

Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:

1) Груз - нужный товар.

2) Качество - необходимого качества.

3) Количество - в необходимом количестве.

4) Время - должен быть доставлен в нужное время.

5) Место - в нужное место.

6) Затраты - с минимальными затратами.

Логистические операции (ЛО) - самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К ЛО с МП относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др.

Логистическая функция (ЛФ) - это укрупненная группа логистических операций, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций.

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается по средством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время.

Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель конкретизируется подцелями, например создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т. п. При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логистической цепи и т. д. вплоть до отдельного исполнителя логистической операции.

Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом происходит интеграция целей горизонтальная (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (взаимоувязка целей по уровням управления). Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель предприятия - это максимальная загрузка мощностей, логистическая - минимизация складских издержек.

В логистической системе, как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между функциональными сферами и уровнями управления. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений.

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.

К глобальным задачам логистики относятся следующие:

- создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а по возможности и других сопутствующих потоков;

- стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;

- достижение высокой системной гибкости;

- постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.

Одной из глобальных логистических задач для отечественного предприятия может быть внедрение новой информационной технологии управления.

При решении глобальных задач очень важен временной компонент. Дело в том, что внешняя среда меняется достаточно быстро, поэтому, если решение глобальной задачи происходит медленнее, чем происходят изменения во внешней среде, результат решения будет отрицательным.

Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны:

- максимальное сокращение времени хранения продукции;

- сокращение времени перевозок;

- рациональное распределение транспортных средств;

- быстрая реакция на требования потребителей;

- оперативная обработка и выдача информации и т. п.

Решение такой частной задачи, как сокращение времени перевозок в условиях автомобильных пробок (сегодня в условиях жесткой конкуренции многие компании начинают вести счет времени на часы и минуты), для многих организаций налицо - переход на ночную развозку.

Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках общих задач логистической системы, к которым относят следующие:

- осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах;

- разработка и совершенствование способов управления материальными потоками;

- многовариантное прогнозирование развития событий и т. п.;

- стандартизация требований к качеству логистических операций;

- выявление несбалансированности между потребностями рынка в логистических операциях и возможностями логистической системы;

- выявление центров возникновения потерь материальных и нематериальных ресурсов;

- оптимизация технической и технологической структуры организации и т. п.

1.3 Концепция и  принципы логистики

Изучение логистики должно базироваться на понимании основной идеи логистического подхода. Деятельность по управлению материальными потоками так же, как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистического подхода к управлению материальными потоками заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике.

Информация о работе Становление и развитие логистики