Становление и развитие логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Нынешний этап развития белорусского рынка можно однозначно охарактеризовать ростом конкуренции. И она становится все напряженнее и напряженнее. Продавцам поневоле приходится снижать наценку на реализуемый товар и одновременно «давить» на производителя в направлении снижения отпускных цен. Производители, в свою очередь, ищут пути снижения и без того сведенных к минимуму производственных издержек. Решить рождаемые конкуренцией проблемы такого плана не всегда удается. Так что же делать?

Файлы: 1 файл

Razvitie_marketingovoy_logistiki_na_predpriatii.docx

— 72.02 Кб (Скачать)

Известна система оперативного планирования производства, применяемая на некоторых машиностроительных и авторемонтных предприятиях бывшего БССР. Можно было бы продолжить перечень аналогичных примеров.

Вышеописанное свидетельствует о том, что во второй половине ХХ в. логистика уже превратилась в одну из эффективных форм интеграции снабжения, производства, транспорта, распределения рынка с широким привлечением современной вычислительной техники, затем – и в науку.

Указанный период можно охарактеризовать двумя определениями:

- первое - «оптимальная координация движения и создания запаса сырья, деятельность по переработке, упаковке конечной продукции, ее складирование и доставка клиентам».

- второе - логистика трансформируется в деятельность, которая включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание.

Особенно при этом, следует упомянуть систему непрерывного оперативного планирования и управления производством. На отдельных производственных участках произошло сокращение буферных запасов до минимальных объемов. Уже тогда делались попытки решить такие важные проблемы, как осуществление координированного движения между потребителями и поставщиками материалов и информации. Можно даже сказать, что здесь была достигнута высшая ступень на подходе к организации производства в соответствии с мировой стратегией системы «Канбан». Однако переход от принципа организации движения материалов «резерв на всякий случай» к принципу «запас на определенное время» осуществить не удалось. Необходимо так же отметить, что последовавшие фундаментальные теоретические разработки не могли найти реального применения по ряду политических, экономических и материально-технических причин.

Первые серьезные национальные научные исследования в области комплексной организации и управления производством и снабжения материалами были проведены в 60-70-ые годы XX-ого столетия. Особое внимание уделяется проблемам повышения эффективности материально-технического производства, производительности труда, рационального размещения производительных сил, специализации и кооперирования.

По этим вопросам в области промышленности в БССР опубликованы коллективные работы: «Пути повышения производительности труда в промышленности БССР» (1957), «Специализация и кооперирование в легкой промышленности Белорусской ССР» (1961), «Экономика торфяной промышленности БССР» (1961), «Резервы производительности труда и снижения себестоимости продукции в промышленности БССР» (1964), «Внутризаводской хозрасчет и режим экономии» (1965), «Эффективность капитальных вложений и новой техники» (1966), «Технический прогресс и вопросы экономики» (1969), «Планирование прибыли в оптовых ценах» (1969), «Основные фонды промышленности в условиях хозяйственной реформы» (1969), исследования Н. И. Ведута «Об экономической эффективности капитальных вложении в промышленность» (1960), «Экономическая эффективность новой техники» (1964) и др. Важнейшие экономические исследования в сельскохозяйственном производстве обобщены в монографии Ф. С. Мартинкевича «Размещение и специализация сельского хозяйства Белорусской ССР» (1961), коллективных трудах «Экономические проблемы развития сельскохозяйственного производства» (1969), «Методика определения оптимальной структуры машинно-тракторного парка» (1969), С. Г. Овсянникова «Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий» (1969) и др.

К концу 1970-х годов в республике большое развитие получило производство транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки. Стали формироваться современные автоматизированные складские комплексы, активно начала внедряться контейнерная перевозка грузов. Значительный экономический эффект дало применение в распределительных логистических системах стандартизации тары и упаковки.

Однако для большинства белорусских предприятий, применение логистического подхода для уменьшения затрат не стал очевидным. Попытки внедрить логистические принципы, встретили во многих министерствах, ведомствах и организациях противодействие. Руководство, которое в течение длительного времени привыкло выполнять традиционные партийные и административные функции (например госплановых поставок, централизации транспортировок, грузопереработки с отсутствием сервисных услуг, запрет на самостоятельное принятие управленческих решений) препятствовало внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальными потоками на основе концепции снижения общих затрат.

Производственно-техническую базу сферы обращения и инфраструктуры национальной экономики, связанную с управлением многоассортиментными материальными потоками, составляли различные технологические объекты государственных централизованных, отраслевых, территориальных и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции, т.е. бывших структур Белгосснаба, Белгосстроя, Белгосагропрома, Госкомнефтепродукта БССР и т.п.

И все таки, несмотря на указанные препоны и противодействие, в БССР были достигнуты некоторые результаты в управлении транспортными узлами, которые являются важными элементами логистических цепочек. Была проведена координация информационных потоков на Бел.ж.д., что позволило оперативно согласовывать планы между отдельными партнерами внутри цепочек снабжения.

В то же время были приложены усилия по повышению качества планирования перевозок с помощью вычислительной техники. Благодаря реализации указанных мероприятий за период с 1977 по 1984 год удалось достичь значительных экономических результатов: повышения грузооборота на 80%, сокращения продолжительности прохождения грузов через узел на 62%, увеличения доли прямых перевалок грузов с одного транспортного средства на другое (на стыках разницы колеи) с 44,3% до 68,4%.

Несмотря на очевидные успехи в области транспорта, в БССР преобладала точка зрения, что такие методы, как логистика и управление физическим распределением, служат исключительно интересам наживы капиталистических фирм и поэтому не имеют значения для социализма, где народнохозяйственные интересы стоят выше интересов отдельных предприятий или граждан. Поэтому логистические подходы нашли свое применение уже после распада СССР с восстановлением государственной независимости Беларуси, в период развития рыночных отношений, и их значимость продолжает возрастать.

Четвертый этап развития национальной логистики (с 1991 г.- по н.в.), характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее партнеров в так называемую логистическую цепь (т.е. закупка - производство - распределение и продажа).

В рассматриваемый период произошло усиление интереса к логистическому направлению. К основным факторам ставшими причинами данных изменений можно отнести: усиление внимания к уровню качества производимой продукции, структурные изменения в организациях бизнеса, но главная причина произошедших изменений связана с революцией в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров.

Современное программное обеспечение позволило использовать ПК начиная от процесса закупок материалов до распределения и продаж готовой продукции. Определяющую роль в становлении национальной логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени, в режимах удаленного доступа через информационные системы связи (например, через спутниковые телекоммуникационные системы). Таким образом, революция в информационных технологиях усилила понимание того, что наряду с материальными, необходимо управлять сопутствующими информационными и финансовыми потоками.

Особенно активно процесс логистизации в экономической сфере начался в начале ХХI в. Начинают ежегодно проводиться международные симпозиумы, конференции и конгрессы, на которых обсуждаются научные и практические проблемы логистики. В Швейцарии был создан Европейский центр по логистике.

В ряде городов Беларуси организованы научные и учебные центры по подготовке специалистов, владеющих правилами и принципами логистики. Транснациональные компании, крупные фирмы создают специальные службы и отделы логистики. Ученые и специалисты США, Европы и Азии постепенно расширяли сферу влияния логистики на все отрасли экономики в нашей стране.

Примерами прямого регулирования логистических процессов специалистами из Европы, стало открытие на территории Беларуси (Минский район) в 2000 году распределительного центра компании «KLAAS» (комбайны «Ягуар», трактора, с/х техника), шинного оптово-розничного центра «MISHELIN» и т.д.

Актуальной задачей в сфере логистики является формирование национальной нормативной правовой базы.

С 1 января 2011 г. в Беларуси введены в действие новые государственные стандарты СТБ 2047-2010 «Логистическая деятельность. Термины и определения» и СТБ 2046-2010 «Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию».

Данные стандарты разработаны БелНИИТ «Транстехника» в рамках Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года. Новые стандарты призваны обеспечить взаимопонимание между всеми участниками логистической деятельности в Беларуси, способствовать применению современных технологий, снижению логистических затрат.

Термины и определения основных понятий в области логистической деятельности установлены в СТБ 2047-2010. В процессе разработки терминов для стандарта проведены комплексные исследования терминологической системы логистики. Учитывая международный опыт, проделана серьезная работа по уточнению отдельных терминов логистики и формированию новых, в первую очередь, это касается общих дефиниций, в том числе: дана терминология 36 основных элементов процесса логистической деятельности от консультирования по вопросам организации перевозок грузов (предоставление нормативной правовой и иной информации в области транспортно-логистической деятельности) до сбытовых-распределительных логистических услуг (комплекс операций по доставке товаров от производителей, поставщиков к потребителям).

Особое внимание в стандарте уделено понятию «Логистические центры» - это имущественные комплексы, включающие специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенные для оказания комплекса логистических услуг в процессе движения материальных потоков от производителя к потребителю. В зависимости от специфики оказываемых услуг логистические центры подразделяются на информационно-логистические, оптово-логистические, таможенно-логистические, транспортно-логистические и др. В стандарте также установлена терминология контейнерных перевозок грузов, критерий эффективности функционирования логистических систем и др. Алфавитные указатели терминов приведены на белорусском, русском, английском языках.

Требования к техническому оснащению транспортно-логистического центра и к оказанию транспортно-экспедиционных услуг установлены в СТБ 2046-2010. Данный стандарт распространяется на проектируемые транспортно-логистические центры, а также на существующие грузовые терминалы, на базе которых создаются транспортно-логистические центры.

К основным характеристикам технического оснащения транспортно-логистических центров относятся наличие автоматизированных систем складского учета товарно-материальных ценностей, современных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортно-складских операций по переработке грузов, расположение на территории транспортно-логистического центра структурных подразделений Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, охраняемая территория для парковки и отстоя автопоездов и др.

Дополнительные характеристики технического оснащения транспортно-логистического центра должны соответствовать минимальному значению. Например, общая площадь территории должна быть не менее 10 га, а общая площадь крытых складских помещений - не менее 5 000 кв. м. Для того чтобы называться транспортно-логистическим центром, объект должен обеспечивать комплексность услуг, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 13 июня 2006 г. № 124-3.

Новые стандарты уже нашли свое применение при строительстве транспортно-логистических центров СООО «БелВингесЛогистик» (город Раков, Воложинского района), ИООО «Прилесье» (пересечение автомагистралей Минск-Могилев и Москва-Берлин), ООО «КМК-Турист РУП Белтаможсервис» (Мотель «Птичь, Минского района») и др.

В рамках совершенствования логистической деятельности в Республике Беларусь приняты и реализовываются ряд государственных и международных программ:

- Об утверждении  стратегии развития транзитного  потенциала Республики Беларусь  на 2011-2015 годы (Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 09.08.2010 № 1181);

- О стратегии  развития информационного общества  в Республике Беларусь на период  до 2015 года и плане первоочередных  мер по реализации стратегии  развития информационного общества  в Республике Беларусь на 2010 год (Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 09.08.2010 № 1174);

- О программе  развития логистической системы  Республики Беларусь на период  до 2015 года (Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 29.08.2008 № 1249);

- О модельном  законе «О транспортной деятельности» (Постановление Совета Межпарламентской  Ассамблеи государств - участников  Содружества Независимых Государств  от 31.10.2007 № 29-8);

- О Программе  развития внутренней торговли  Республики Беларусь на 2006-2010 годы (Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 27.07.2006 № 941);

- О комплексной  программе обеспечения эффективного  использования транзитных возможностей  Республики Беларусь на 2006-2010 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2005 № 700);

- О концепции  согласованной транспортной политики  государств-учасников СНГ на период  до 2010 года (Решение Совета глав  правительств СНГ от 15.09.2004).

Исходя из существующей транспортной сети республики, перспектив развития и размещения мультимодальных транспортных узлов, центров грузообразования и грузопоглощения, перспектив развития отраслей производства в регионах республики, современного состояния и прогнозных оценок роста объемов перевозок и товарооборота, а также основных направлений транспортно-экономических связей, развития международных транспортных коридоров, на территории Беларуси в рамках предлагаемой к формированию в Беларуси ТЛС потребуется создать порядка 21 мультимодального транспортно-логистического центра (МТЛЦ), из них 7 крупных МТЛЦ мощностью грузопереработки 1200-1700 тыс. тонн в год и 14 средних по мощности с объемом грузопереработки от 300 до 900 тыс. тонн в год.

Информация о работе Становление и развитие логистики