Служба логистики на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Служба логистики на предприятии: место в организационной структуре управления, основные функции, взаимосвязь с другими службами.
Уровень логистического сервиса: понятие, методы расчета, определение оптимального значения. Пример принятия решения по уровню логистического сервиса в торговой компании.

Файлы: 1 файл

Логистика[1].doc

— 440.50 Кб (Скачать)
  1. Служба  логистики на предприятии: место в организационной  структуре управления, основные функции, взаимосвязь  с другими службами.

     Планирование, управление, контроль и осуществление  логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «распределяется» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

     Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение  специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

     Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики  с другими службами предприятия.

     Логистика и маркетинг. Логистику в фирме часто воспринимают как другую половину маркетинга, так как связи между ними настолько сильны и переплетены, что иногда бывает трудно разделить сферы интересов этих областей бизнеса.

     Для анализа взаимодействия логистики с маркетингом в западной литературе часто используют традиционные понятия маркетингового микса «4-Р»: «price – product – promotion – place» («цена – продукт – продвижение – место»). Наглядное представление ключевых составляющих маркетинга и логистики, позволяет проследить прямую взаимосвязь между такими характеристиками, как цена (затраты), продукт и место. Рассмотрим их более подробно.

     Логистический менеджмент через фактор «цена» обычно прямо влияет на достижение фирмой корпоративных или финансовых стратегических целей, задаваемые маркетингом. Ценовые решения требуют тщательного анализа факторов, относящихся к конкурентным товарам, социально-экономическим и демографическим характеристикам потребителей на конкретном сегменте рынка.

     Учитывая, что затраты на выполнение логистический функций, особенно транспортные расходы, достигают размеров, сопоставимых с себестоимостью производства продукции, логистические решения в области транспортировки существенно влияют на реализацию маркетинговой ценовой политики.

     Рациональный  выбор вида транспорта, перевозчика, экспедитора, оптимальная маршрутизация и другие решения, принимаемые логистическими менеджерами, могут значительно сохранить издержки, расширив возможность маркетингового ценового маневра. То же самое можно сказать и о других логистических функциях: складировании,  грузопереработке, управлении запасами.

     Кроме того, необходимо учитывать влияние на цену товаров физического распределения – в смысле замены одной логистической функции на другую (например, складирования на транспортировку), объединения нескольких логистических функций/операций в одном звене логистической системы для снижения затрат и т.п.

     В ряде случаев логистический менеджер может быть заинтересован в разных схемах ценообразования, если они отвечают требованиям управления запасами, изменения места складирования, времени доставки, диктуемых потребительским спросом и обеспечением соответствующего уровня качества сервиса. Усилия логистического менеджмента могут быть направлены на увеличение объемов продаж в определенном секторе рынка, если там не достигнута маркетинговая схема цены. Такая ситуация часто складывается под воздействием сезонных колебаний спроса, которые вызывают необходимость принятия дополнительных логистических решений по управлению запасами (например, создание специальных сезонных запасов).

     Другой  важной характеристикой сферы взаимного  пересечения интересов маркетинга и логистики является ассортимент  продукции, определяемый маркетинговой стратегией фирмы. Ассортимент непосредственно влияет на структуру логистических цепей и каналов, систему дистрибьюции и запасов, виды транспортных средств и способы транспортировки и т.д. Появление ассортимента даже одного товара, но в другой по габаритным размерам упаковке, может полностью изменить структуру логистического канала или способ транспортировки. Поэтому такое решение должно быть согласовано с логистическим менеджментом. Изменение ассортимента существенно влияет на операции грузопереработки и требует согласования типа и размеров упаковок, может вызвать необходимость применения нового технологического оборудования для сортировки, комплектации, консолидации и т.п. Это, в свою очередь, может привести к возрастанию логистических издержек, необходимости дополнительных инвестиций в систему дистрибьюции, и, в конечном итоге, к повышению цены товара, нивелирующему ожидаемую маркетингом прибыль от улучшения ассортимента.

     Следует остановиться специально на вопросе  упаковки. Стремление дизайнеров фирмы к оригинальной упаковке, часто продиктованное требованиями маркетинга, может вызвать незапланированное повышение логистических издержек физического распределения. Маркетинг иногда определяет упаковку как «молчаливого продавца», так как на уровне розничного торговца упаковка может быть решающим фактором, влияющим на объем продаж. С позиции маркетинга важны внешний вид упаковки, красочность, наличие полной информации о товаре, т.е. те параметры, которые могут выделить его среди аналогичных взаимозаменяемых товаров конкурентов. Для логистического менеджера упаковка важна, прежде всего, с точки зрения ее габаритных размеров и способности защищать товар от возможных повреждений в процессах транспортировки и грузопереработки. В частности, потребительская (торговая) упаковка должна быть пригодна для помещения ее в промышленную или внешнюю транспортную упаковку желательно с полным использованием объема. Например, в промышленной упаковке должно помещаться целое число торговых упаковок, в паллете, сформированном на базе стандартного поддона, должно, помещаться целое число торговых упаковок, в контейнере (или трейлере) – целое число грузовых единиц – пакетов полностью заполняющих его объем и т.д. Таким образом, должна быть достигнута гармонизация типоразмерных рядов упаковок и грузовместимости транспортных средств. Отсутствие такой гармонизации неизбежно влечет за собой повышение логистических издержек. Поэтому габаритные размеры упаковок и их защитные характеристики должны задаваться промышленному дизайнеру со стороны логистического менеджера.

     Производственные  и логистический отделы должны договориться о защитной упаковке товара и других процедурах, связанных с перемещением и упаковкой товара для минимизации возможности повреждения товара. При этом может измениться и дизайн товара. Так, Apple Computer экономила 100 тыс. долл. ежегодно на транспортных издержках, уменьшив размеры одного из своих продуктов на четверть дюйма.

     Персонал  логистического отдела также должен быть вовлечен в создание дизайна  продукта (упаковки). Он обладает информацией об издержках распределения (упаковка, хранение , транспортировка и т.д.) для различных видов новых продуктов. С точки зрения упаковки компания Coopers & Lybrand Consulting показала, как изменение внутренней упаковки – от точно цилиндрической бутылки к бутылке с возможным отклонением в 1 мм в диаметре – позволило одной компании сэкономить 500 тыс. долл.

     Продвижение товара на рынок является одной из ключевых функций маркетинга, значение которой подтверждается теми огромными суммами, которые затрачиваются во всем мире на рекламу, инсталляцию продукции, организацию распределения и продаж. Обычно специалисты по маркетингу классифицируют свои стратегии продвижения готовой продукции по двум категориям: «тянущие» и «толкающие». Эти категории связаны с конкуренцией в логистических каналах распределения продукции. Маркетинговая стратегия «вытягивания» (pull – стратегия) товара через дистрибутивный канал обычно связан с широкомасштабной рекламной компанией в средствах массовой информации, которую осуществляет фирма-производитель. Реклама стимулирует спрос покупателей – они спрашивают рекламный товар у розничных торговцев, те, в свою очередь, обращаются к оптовикам, а последние – к производителю. Таким образом, получается некоторый замкнутый контур «вытягивания» товара у фирмы – производителя на основе спроса, стимулируемого рекламой. Независимо от принадлежности канала распределения, pull – стратегия, как правило, не требует создания и поддержания больших запасов готовой продукции в дистрибутивной сети.

     Основой    push    –    стратегии    продвижения    является    кооперация производителя готовой продукции с оптовыми и розничными торговыми посредниками, когда товар «выталкивается» с производства в дистрибутивные каналы посредников почти независимо от стимулирования спроса. Издержки на рекламу несут посредники самостоятельно или в кооперации с производителем готовой продукции. Упор в этом подходе делается на регулирование запасов готовой продукции в дистрибутивных каналах оптовых и розничных торговых партнеров. С позиции логистики рассмотренные подходы принципиально различны, так как акцентируют внимание на разных логистических функциях: транспортировке, с одной стороны, складировании и управлении запасами – с другой. Чаще логистический менеджер отдает предпочтение стратегии «выталкивания» с ее большей направленностью на насыщение логистического канала и подготовку продаж. Стратегия «вытягивания», направленная на немедленное удовлетворение спроса, ставит перед логистическим менеджментом гораздо больше проблем, поэтому необходима постоянная координация стратегических логистических и маркетинговых планов в дистрибьюции.

     Многие  ситуации требуют тесной координации  отдела маркетинга и логистического персонала по продвижению товара. Одной из важных

функций является обеспечение наличия в  дистрибутивной сети рекламируемых в СМИ товаров, различных специальных предложений. Специалисты по маркетингу утверждают, что ничто не может быть так опасно для фирмы, как дефицит товаров, которые были широко разрекламированы в ходе большой рекламной кампании. Избежать дефицита, можно только согласуя компанию по продвижению новых товаров с логистической службой. 

     Взаимодействие   логистики   с   маркетингом   по   параметру   «место» обычно представляет собой проблему выбора точек сбыта основного объема продукции. При этом решения о выборе «места» всегда предшествует решениям о выборе структуры каналов распределения. С точки зрения логистического менеджера такие решения могут существенно повлиять на эффективность логистической системы. Например, фирмы, имеющие контакты по сбыту только с оптовиками, как правило, испытывают меньше логистических проблем, так как оптовики более предсказуемы, имеют тенденцию закупать готовую продукцию большими партиями, размещают свои заказы и управляют запасами готовой продукции в складских системах более стабильно и эффективно,  чем розничные торговцы.  Существенным фактором является в этом случае гораздо меньший уровень затрат фирмы на транспортировку продукции.

     Эффективная логистическая система может  создать положительную поддержку  для обеспечения фирме возможности привлекать и использовать наиболее продуктивные каналы распределения и выбирать наиболее эффективных поставщиков. Часто участники каналов распределения выбирают, какие продукты производителя они будут продавать. Если производитель не может обеспечить поставку необходимого товара в заданное время в нужном объеме и в нормальном состоянии, то участники каналов распределения могут прекратить взаимоотношения с поставщиком или прекратить активное продвижение его товаров. Выбор места может также включать новые стратегии привлечения покупателей.  

     Взаимодействие  логистики с производственным, инвестиционным и  финансовым менеджментом фирмы.

     Взаимодействие  логистики с производством следует  анализировать, прежде всего, с позиций логистической поддержки производства, т.е. во-первых, внутренней логистики предприятия - это управление запасами материальных ресурсов, незавершенной продукции, готовой продукции в технологическом процессе производства, управления технологическим транспортом, заводским складским хозяйством и т.д. Во-вторых, с позиций внешней логистики, т.е. управления логистическими видами деятельности в снабжении материальными ресурсами и реализации готовой продукции. Для внутрипроизводственной логистики взаимодействие с операционным/производственным менеджментом определяется продолжительностью основного производственного цикла. Если в дистрибутивных сетях фирмы созданы достаточно большие запасы готовой продукции, то нет необходимости форсировать сокращение длительности производственного цикла. Таким образом, проявляется связь внутрипроизводственной и внешней логистики. Современные рыночные тенденции повысили значение фактора времени как в производстве, так и в распределении, однако в производстве возможностей для маневра значительно меньше, чем в дистрибьюции, из–за того, что большинство фирм применяют одинаковые передовые технологии производства готовой продукции (гибкое автоматизированное и роботизированное оборудование). Поэтому для сокращения продолжительности основного производственного цикла многие фирмы стремятся усовершенствовать внутрипроизводственную логистику, внедряя новые логистические технологии и системы.

     Взаимодействие  логистического и операционного  менеджмента проявляется в проблеме учета сезонного спроса при производстве готовой продукции. Полное предвидение (прогноз) такого спроса не всегда возможно, и поэтому для страхования риска потери продаж производственники стремятся максимизировать объем выпуска готовой продукции. Это приводит к возрастанию затрат на хранение и поддержание запасов готовой продукции как у производителя, так и дистрибутивной сети.  Задачей логистического менеджмента в этом случае является оптимизация общих затрат в производстве и дистрибьюции для создания сезонных запасов готовой продукции.

Информация о работе Служба логистики на предприятии