Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:47, реферат
Целью данной работы является показать на основе теоретико-методических подходов отражение сущности рынка труда в целом и проблемы его формирования в области логистики в частности с целью стабильного функционирования на базе современных инновационных инструментов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– выделить рынок труда как экономическую категорию;
– проанализировать мировой рынок труда;
– проанализировать влияние мирового финансового кризиса на рынок труда;
– определить существующие тенденции на кадровом рынке;
– определить место профессии логистика в внутрифирменной системе;
– сформулировать направления обеспечения эффективности рынка труда в области логистики.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОС-СИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА………………………………………………..6
1.1. Рынок труда как экономическая категория……………………………...6
1.2. Мировой рынок труда: состояние, тенденции…..……………………...10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА РАЗЛИЧНЫХ СФЕР ЭКОНОМИКИ РОССИИ…………...……………………………………….16
2.1. Оценка российского рынка труда под влиянием мирового финансового кризиса………….………………..………………………...16
2.2. Определение профессии логистика и ее место во внутрифирменной системе ……………….…………………………………..…….…..…......19
2.3. «Персональный кризис»: тенденции на кадровом рынке в сфере логистики ……………………………………………………….....……..23
2.4. Руководители и менеджеры управлений и департаментов логистики..………………………………………………………………..27
2.5. Перспективы востребованности специалистов в области логистики по сферам экономики………………………………………………………..31
Заключение …....…………………………………………………………………34
2. Управление складской логистикой и грузопереработкой – организация планирования, использования, оптимизации складских систем и площадей, оборудования.
3. Управление таможенными процедурами.
4. Управление логистическими процессами в закупках и дистрибуции – организация закупочной деятельности и доставки сырья.
5. Управление производственной логистикой – оптимизация процессов переработки сырья и изготовления готовой продукции; контроль количества товара, времени производства; формирование страховых запасов.
6. Координация работы с клиентами – оптимизация финансовых и временных затрат, диагностика потребностей заказчиков, работа с претензиями.
7. Информационно-технологическая поддержка логистики. Необходимость такой поддержки уже не вызывает сомнения, и компании активно инвестируют в эту сферу, понимая ее окупаемость и значение для участников поставок. Организация может остановить выбор на той системе, которую предлагает рынок, при этом директор по логистике составляет техническое задание для консультантов, поддерживает с ними дальнейшие отношения. Если компания решает разработать и внедрить собственную корпоративную информационную систему, то управление этими процессами также становится функцией логиста.
8. Администрирование логистической системы:
– взаимодействие с экономическим, юридическим, бухгалтерским, информационным и другими подразделениями компании;
– разработка и оптимизация логистической системы;
– ее планирование, бюджетирование и контроль;
– координация интеграционных проектов компании;
– построение системы управленческого учета;
– организация комплекса финансово-экономической отчетности;
– организация взаимодействия региональных структур логистики и управляющей компании;
– координация внутреннего и внешнего документооборота;
– построение системы мотивации сотрудников, основанной на показателях качества работы.
9. Управление рисками:
1) контроль транспортных условий заключаемых компанией договоров;
2) анализ, прогнозирование и планирование логистических операций;
3) минимизация последствий рисков;
4) решение вопросов страхования и безопасности грузов.
10. Управление внешнеэкономической деятельностью.
В связи с расширением бизнеса многих компаний, увеличением набора функций директоров по логистике, требования к этим специалистам достаточно высоки. Главными из них являются: опыт работы по профилю в крупных западных фирмах, опыт управления объемными логистическими проектами и решения задач оптимизации и реструктуризации цепочек поставок. К конкурентным преимуществам логиста на рынке труда также относятся знания в следующих областях:
– логистические процессы и сокращение затрат;
– стратегическое управление корпоративной логистикой;
– таможенное оформление, страхование грузов;
– международный менеджмент качества;
– корпоративные информационные системы.
Менеджерам по логистике необходимо иметь стратегическое и логическое мышление, позволяющее делать правильные умозаключения и выстраивать четкие классификации, умение оперировать значительным объемом информации, разрабатывать стратегические планы с большим количеством субъектов, с учетом различных факторов и рисков.
Зарплата специалистов по логистике зависит от следующих факторов:
– роли системы логистики в компании: она может быть интеграционной, маркетинговой, обслуживающей; в зависимости от этого определяется место данного специалиста в иерархии предприятия;
– сферы деятельности и размера организации: оборота, численности персонала подразделения логистики, а также всего предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что специалисты по логистике играют важную роль в организационной структуре компании. Они должны соответствовать многочисленным требованиям. Основной задачей менеджеров по логистике в компании является разработка взаимосвязанной совокупности экономико-математических и организационных методов формирования системы управления материальными потоками на предприятиях компании. Система должна обеспечивать максимальное удовлетворение потребительского спроса при минимальных затратах в каждом узле траектории движения материального потока товаропроводящей сети.[25]
2.5. Перспективы востребованности специалистов в области логистики по сферам экономики
Для российских логистических компаний и грузовладельцев наряду с плохими дорогами и нерасторопной таможней большой проблемой является серьезный дефицит специалистов по логистике. Дороги Министерство транспорта России обещает отремонтировать, таможня внедряет современные информационные технологии, а вот недостаток в логистах, предупреждают эксперты, будет только усугубляться. Причины этого, как выяснилось, кроются не только в системе образования и бурном росте национальной экономики, но еще и в позиции самих работодателей, не сильно озабоченных эффективным решением транспортных проблем своих компаний.[26]
Безусловно положительным моментом является то, что многие транспортные компании, не довольствуясь сегодняшней довольно сытой жизнью портовых экспедиторов, понимают необходимость расширения бизнеса – не только в плане объемов, а именно в плане качества, всерьез задумываясь о формировании полного логистического сервиса.[27]
Процесс идет очень медленно и сложно. Причина очевидна: если транспортно-экспедиторской компании достаточно иметь офис, нужное количество людей и компьютеров, средства связи, и на этом уже можно строить бизнес, то в ТЛК нужны немалые инвестиции. На начальном этапе можно, конечно, работать в кооперации с дистрибуторскими складами, но в перспективе нужны будут вложения, и довольно значительные. Первоначальные вложения в создание ТЛК достигают 5 миллионов долларов. Большинство российских транспортных компаний не готовы к таким вложениям. По той же причине занять эту нишу в России не спешат и западные ТЛК. А те, которые выходят на российский рынок, опять же специализируются на оказании какого-либо одного сервиса.
Наконец, для организации транспортно-логистической структуры нового поколения сегодня нам попросту не хватает подготовленных специалистов и технических навыков в этой области. Опыт российских компаний показывает, что в начале работы в сфере транспортной логистики в первую очередь возникают значительные трудности именно в кадрах и технических разработках.
Тенденции развития российских транспортных компаний предопределены исторически: если весь мир идет по пути формирования и развития ТЛК, то и Россия придет к этому обязательно. Замедление и дальнейшее прекращение стремительного роста востребованности экспедиторских услуг неизбежно заставит участников рынка задуматься о том, куда двигаться дальше: если экспедиторский бизнес больше не демонстрирует положительную динамику объемов, значит, нужно переориентировать свой бизнес в те сферы, которые эту положительную динамику гарантируют. А гарантированная положительная динамика объемов в транспортном бизнесе – это транспортно-логистический сервис.
Наряду с производственной, закупочной, транспортной, информационной, торговой существует интегрированная логистика. Именно она включает в себя все перечисленные направления в единую, стройную систему. Помимо этого, появился новый взгляд на логистику как на управление цепью поставок. Когда процессы интегрируются в рамках не одного какого-то предприятия, а сами предприятия, поставщики и посредники объединяются в одну цепь, вплоть до конечного потребителя. Однако на этом цепочка не заканчивается. Возникает вопрос: что делать с теми продуктами, которые отслужили свой срок? А утилизация, переработка, брак, возврат, обратный поток... Цепочки удлиняются во все стороны, а, следовательно, усложняется объект управления как таковой, И это самый высокий уровень применения логистики на практике. Именно там будет заключаться основной экономический эффект логистики. Так что сакраментальная фраза «Кадры решают все» обретает новый смысл.[28]
После спада кризиса появятся руководители и специалисты совершенно нового формата. Мировой кризис приведет к значительным изменениям в существующей теории бизнеса, а основой и самым эффективным инструментом в управлении бизнесом станет логистика. Будущее логистики заключается в том, что мир не стоит на месте, неизбежно будут возрастать требования к эффективности бизнеса, а это в свою очередь потребует мощной и развитой логистики и всегда будут востребованы компетентный логистический менеджмент и специалисты. Логистический подход к построению и управлению бизнесом будет главной составляющей конкурентоспособности компании. Это путь, по которому идут все развитые страны и бизнес. Это путь, по которому неизбежно пройдет и Россия, и российский бизнес.[29]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное экономическое развитие мира и страны характеризуется глобализацией и специализацией. Нарастающая глобализация бизнеса приносит российским предприятиям новые проблемы и испытания. Национальные границы уже не имеют такого большого значения, как раньше. Возрастает роль регионов со специфическими экономическими потребностями, географическим положением и инфраструктурой. Конкуренция на рынке становится все более жесткой, увеличивается ценовое давление со стороны покупателей. Потребителям, в связи со значительным расширением ассортимента и номенклатуры товаров, становится значительно проще сравнивать предлагаемые товары и услуги.
Передовые компании создают региональные, межрегиональные, национальные, европейские и глобальные цепи закупок, производства и физического распределения, которые должны соответствовать постоянно возрастающим требованиям клиентов.
Сегодня мир развивается в направлении принципиально новой экономики, новых рыночных, отраслевых и корпоративных структур. Новая экономика характеризуется значительным повышением объема потребления и радикальным снижением издержек компаний в процессе производства товаров и услуг. Появление новых доступных услуг, товаров и каналов сбыта способствует бурному росту потребительского спроса.
В процессе написания реферата были решены следующие задачи:
1. Выделен рынок труда как экономическая категория, содержательной стороной которой является процесс длительных взаимоотношений его участников, формирующихся под воздействием государственных и рыночных регуляторов, в условиях конкуренции и равных условий желающим обрести место постоянного дохода не только на стадии найма, но и последующей трудовой деятельности.
2. Проанализирован мировой рынок труда, который представляет собой наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.
3. Проанализировано влияние мирового финансового кризиса на российский рынок труда и было выявлено, что на рынке труда по сравнению с докризисным периодом произошли изменения в структуре спроса. Кризис затронул, прежде всего, HR-сферу, банки, консультирование. Среди наиболее востребованных специалистов значительное падение спроса было на менеджеров по маркетингу, маркетинговых аналитиков, также на IT-аналитиков и программистов. Стали более востребованы специалисты по продажам.
4. Определено место профессии логистика в внутрифирменной системе. Одна из основных задач, решаемых специалистом по логистике, – это достижение гармоничных и продуктивных рабочих отношений со специалистами других функциональных подразделений предприятия. Для эффективного решения задач в области обслуживания потребителей специалисты по логистике имеют непосредственный доступ ко всем видам и уровням информации.
5. Определены существующие тенденции на кадровом рынке. За последние 5-7 лет логистическая сфера стала очень популярной среди выбираемых студентами специализаций. Из вузов выпускается все больше и больше логистов. Тем не менее, количество вакансий на сайтах кадровых агентств сильно превышает количество претендентов, и на каждого активно ищущего работу специалиста приходится по 3-5 предложений о работе.
6. Сформулированы направления обеспечения эффективности рынка труда в области логистики. После спада кризиса появятся руководители и специалисты совершенно нового формата. Мировой кризис приведет к значительным изменениям в существующей теории бизнеса, а основой и самым эффективным инструментом в управлении бизнесом станет логистика. Будущее логистики заключается в том, что мир не стоит на месте, неизбежно будут возрастать требования к эффективности бизнеса, а это в свою очередь потребует мощной и развитой логистики и всегда будут востребованы компетентный логистический менеджмент и специалисты. Логистический подход к построению и управлению бизнесом будет главной составляющей конкурентоспособности компании.
Таким образом изучение темы кадрового обеспечения в сфере логистики позволит улучшить формирование отношений между функциональными областями логистики на предприятии, а также между сотрудниками функциональных подразделений и ресурсами так, чтобы обеспечивалось оптимальное достижение цели логистической системы предприятия. Логистическая система предприятия должна функционироватьт под продуманным и грамотным руководством службы логистики и предполагать взаимодействие сотрудников функциональных подразделений предприятия.