Рынок труда в области логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:47, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является показать на основе теоретико-методических подходов отражение сущности рынка труда в целом и проблемы его формирования в области логистики в частности с целью стабильного функционирования на базе современных инновационных инструментов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– выделить рынок труда как экономическую категорию;
– проанализировать мировой рынок труда;
– проанализировать влияние мирового финансового кризиса на рынок труда;
– определить существующие тенденции на кадровом рынке;
– определить место профессии логистика в внутрифирменной системе;
– сформулировать направления обеспечения эффективности рынка труда в области логистики.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОС-СИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА………………………………………………..6
1.1. Рынок труда как экономическая категория……………………………...6
1.2. Мировой рынок труда: состояние, тенденции…..……………………...10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА РАЗЛИЧНЫХ СФЕР ЭКОНОМИКИ РОССИИ…………...……………………………………….16
2.1. Оценка российского рынка труда под влиянием мирового финансового кризиса………….………………..………………………...16
2.2. Определение профессии логистика и ее место во внутрифирменной системе ……………….…………………………………..…….…..…......19
2.3. «Персональный кризис»: тенденции на кадровом рынке в сфере логистики ……………………………………………………….....……..23
2.4. Руководители и менеджеры управлений и департаментов логистики..………………………………………………………………..27
2.5. Перспективы востребованности специалистов в области логистики по сферам экономики………………………………………………………..31
Заключение …....…………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 420.50 Кб (Скачать)

Управления и департаменты логистики существуют в крупных оптовых компаниях и торговых сетях, а также в крупных компаниях-производителях. В качестве руководителей этих подразделений обычно приглашают профессионалов, уже работавших ранее в той же, на позиции менеджеров в составе отдела привлекаются молодые специалисты даже без опыта работы.

Менеджеры по "внутренней" логистике чаще всего занимаются планированием, отправкой и контролем за перемещением грузов в рамках своего города (региона). В их компетенции находится доставка продукции клиентам (например, в магазины), а в сетевых компаниях также оптимизация взаимодействия между филиалами и структурными подразделениями.

Такие функции типичны для логистики производственных предприятий, для которых особое значение имеет оптимальное взаимодействие между службами закупок (снабжения), производства, реализации и складами. К тому же у крупных производственных компаний часто существует собственный автопарк. Поэтому полномочия управлений и департаментов логистики могут распространяться и на транспортные службы, отделы доставки и пр.

Шаг за шагом логистика в России становится самостоятельным видом бизнеса. Растут и активно развиваются специализированные логистические компании, среди которых есть несколько крупных универсальных транспортно-логистических холдингов. В их состав входят терминальные и складские комплексы, судоходные, автотранспортные, железнодорожные, экспедиторские, агентские и операторские фирмы, которые не только организуют доставку груза "от двери до двери", но и берут на себя множество других функций: подготовку полного пакета документов, разработку оптимальной логистической схемы перевозки, полный спектр консалтинговых услуг и т. п.

В то же время небольшие компании, специализирующиеся в области автомобильных перевозок, стремятся также выйти на рынок логистических услуг.

Логистическим компаниям в первую очередь требуются менеджеры отделов по работе с клиентами, по международным и внутрироссийским перевозкам, а также диспетчеры.

Круг обязанностей менеджеров включает непосредственное привлечение клиентов, заключение контрактов, работу с транспортными компаниями, а также оптимизацию транспортных схем за счет оптимального использования собственного и привлеченного транспорта.

Надо отметить тот факт, что фирмы все чаще привлекают на работу молодых специалистов в области логистики и организации перевозок. Более того, ведущие компании организуют различные программы по работе со студентами с целью привлечения лучших выпускников. В этих программах участвуют такие вузы, как Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет), Автомобильно-дорожный институт СПбГАСУ и др.

Основные требования к руководителям отделов организации международных и междугородных перевозок – компетентность в вопросах снижения себестоимости перевозок, контроля качества предоставляемых услуг, умение поставить работу с клиентами и наладить деятельность коллектива отдела. Немаловажный фактор – реальный опыт и хорошее знание особенностей сотрудничества с основными российскими перевозчиками. От таких специалистов ждут профессиональных знаний в области экспедирования, конъюнктуры рынка транспортных компаний, а также опыта внедрения процедур улучшения работы и повышения прибыльности операций. Общим требованием для всех специалистов, занятых в международных перевозках, является свободное владение иностранным, чаще английским, языком.

Компании, специализирующиеся на предоставлении услуг складирования, также применяют элементы логистики. Это необходимо в целях создания системы эффективного управления складским хозяйством, т. е. разработки оптимальных методов хранения, использования пространства, применяемого оборудования и автоматизации. Компания при этом может не иметь штатного логиста. Вышеперечисленные функции фактически выполняют руководители складских комплексов.

Особого внимания заслуживают логистики-аналитики. Таких специалистов привлекают крупные компании, имеющие отделы и департаменты логистики, а также фирмы, внедряющие у себя информационные системы управленческого учета класса ERP и близкого к этому уровня. Это могут быть как логистические, так и торговые или производственные компании.

Как правило, изначально автоматизируются ключевые бизнес-процессы организации, т. е. процессы управления финансами, логистикой и складом. В состав групп, занимающихся внедрением таких систем в составе предприятия, наряду со специалистами в области информационных технологий, включаются бизнес-аналитики, имеющие практический опыт работы и хорошо знающие предметную область. При этом к проектам привлекаются профессиональные логистики, в т. ч. работавшие ранее на руководящих позициях.

Специалисты в области логистики востребованы и на региональных рынках труда. В некоторых регионах к ним предъявляются дополнительные специфические требования. Например, в портовых городах таким специалистам необходимо знать особенности работы с морским транспортом и таможней.

На сегодняшний день можно говорить о росте профессионального уровня специалистов в области логистики и, как следствие, об относительном удовлетворении потребностей работодателей. Происходит развитие, точнее качественное изменение, самой профессии логиста, которая в нашей стране по своему содержанию реально приближается к тому, что собственно и принято называть логистикой.

В последнее время наблюдается некоторая стабилизация рынка специалистов в области логистики при постоянно существующем высоком спросе на них.

2.3.           «Персональный кризис»: тенденции на кадровом рынке в сфере логистики

Логистик – это, прежде всего системный интегратор материального потока. Он работает над его сквозным прохождением от производителя до потребителя. Он обеспечивает соединение основных функций логистики (грузопереработка, распределение, складирование, транспортировка, упаковка, управление заказами и закупками и т.д.) в единый бизнес-процесс и в дальнейшем его координирует и оптимизирует с точки зрения снижения затрат, себестоимости и издержек.[20]

С осени 2008 года слово «кризис» прочно вошло в российский обиход. Если в ноябре-декабре 2008 года большинство логистических компаний особенно не ощущало его присутствие и занимало выжидательную позицию, то с нового 2009 года многие работодатели начали принимать различные меры по оптимизации расходов. Эти меры во многом сказались на персонале и в корни изменили ситуацию на рынке труда. Сейчас, по прошествии полугода, можно проанализировать эти изменения и выявить определённые тенденции.

Раньше говорилось о дефиците кадров, о слишком высоких финансовых запросах специалистов, о быстром карьерном и финансовом росте персонала в логистике, о недостатках системы образования. За последние 5-7 лет логистическая сфера стала очень популярной среди выбираемых студентами специализаций. Из вузов выпускается все больше и больше логистов. Тем не менее, количество вакансий на сайтах кадровых агентств сильно превышало количество претендентов, и на каждого активно ищущего работу специалиста приходилось по 3-5 предложений о работе.

Если обратиться к открытым источникам, можно заменить снижение общего числа вакансий. Наблюдается уменьшение количества позиций в два, а по некоторым направлениям и в три-пять раз.[21]

На диаграмме (рис. 1) можно проследить, как изменилось соотношение вакансий в логистике к наиболее популярным позициям в области финансов и к другим сферам.

Помимо количественных изменений, рынок изменился качественно. Если говорить о соотношении между разными позициями внутри одной сферы (рис. 2), то получается, что самым востребованным на данный момент является складской персонал (27% от общего числа позиций). Это связано с текучестью «напольного» персонала.

Рисунок 1– Соотношение вакансий в логистике к наиболее популярным позициям в области финансов и к другим сферам[22]

 

Рисунок 2 – Распределение вакансий в области логистики,                май 2009 года[23]

 

Например, позиция водителя погрузчика остаётся очень текучей. Данные специалисты по-прежнему в цене и востребованы не только потому, что их мало (для данной профессии требуется специальное водительское удостоверение, получить его можно либо уже работая на данной позиции, либо закончив дорогостоящие курсы), но и потому, что они готовы к частой смене работы с повышением заработной платы на 2-5 тысяч рублей. Именно поэтому специалисты в данной профессии курсируют внутри одного микрорайона, переходя с одного предприятия на другое. Кладовщиками и операторами склада зачастую работают студенты, которые берут отпуск (или увольняются) на сессию.

Менее всего востребованы закупщики и руководители отдела логистики.

Как видно из диаграммы большую долю занимают работники склада. В период кризиса большинство компаний особенно заинтересовано в получении максимальной прибыли. Клиенты холдинга АНКОР говорят о том, что всегда, даже в ситуации сокращения расходов, готовы взять на работу хорошего опытного менеджера по продажам. Следующими по востребованности идут специалисты по перевозкам. Для Санкт-Петербурга это морское и мультимодальное направления, для Москвы – это позиции, связанные с международными автомобильными и авиаперевозками.

В связи с экономической ситуацией намечается тенденция роста числа вакансий в перевозках по России. Большая часть вакантных позиций (около 70%) по-прежнему открывается в компаниях – экспедиторах, которые не имеют (или имеют в недостаточном количестве) своего собственного подвижного состава.

Также, необходимо остановиться на позициях в сфере закупок. В 2008 году статистика показывала, что эти позиции занимали 14% от общего числа открытых вакансий. Сейчас они составляют всего лишь 0,3 %. Такое снижение можно объяснить общим уменьшением поставок сырья и продукции. Многие компании переходят на российских поставщиков, поэтому специалисты по импортным закупкам становятся менее востребованными.

Текущий кризис – это не только общий экономический спад, это ещё и определённые психологические изменения в профессиональной среде. Кандидаты на вакансии серьёзно задумываются о пересмотре своего отношения к поиску работы, заработной плате и другим важным аспектам трудовой деятельности. Существенно меняются приоритеты и акценты. Кризис – это еще и определённая проверка лояльности сотрудников своей компании. А многие работодатели находят позитивный момент в стабилизации рынка труда: сотрудникам начнут, наконец, платить адекватные труду заработные платы.

Весной 2009 года кадровый холдинг АНКОР провел исследование «Кризис глазами соискателей». В опросе приняли участие более 4000 человек. Целью исследования было выяснить, как ситуацию экономического кризиса ощущают на себе работники компаний и как они воспринимают те меры по оптимизации затрат, которые уже некоторое время активно применяются в различных организациях.

Исследование показало, что не все работники компаний ощутили последствия кризиса лично на себе. 42 % респондентов заявили об изменениях заработной платы, 8% о переводе их на иной режим работы, у 25 % опрошенных в компаниях отменили дополнительный компенсационный пакет, у 24 % убрали бонусы и премии. Все эти изменения привели к различным последствиям. Большинство специалистов всё-таки рассчитывают при смене места работы улучшить условия труда, 27% респондентов готовы к уменьшению доходов. Что интересно, 26% сотрудников отмечают в кризисе определенные возможности проявить себя, и мотивация на работу у них достаточная высокая.

Несмотря на кризис, на российский рынок выходят новые иностранные логистические компании, открываются филиалы в регионах страны. Многие работодатели настроены позитивно. Они видят кризис как возможность для развития, и те специалисты, которые выбирают путь возможностей, скорее всего добьются успеха и смогут достичь всех поставленных перед собой и компанией целей.

 

2.4. Руководители и менеджеры управлений и департаментов                 логистики

 

Роль и место в компании управленца, занимающегося логистикой, во многом зависит от отношения к этой части бизнеса собственников и генерального руководства, от стратегических целей развития предприятия.        В разных организациях у директора по логистике может быть один из четырех уровней ответственности[24]:

1)    включает традиционные обязанности: управление транспортировкой и складами;

2)    подразумевает управление сложными схемами грузопотоков: переразгрузками, мультимодальными перевозками, с использованием распределительных центров, привлечением субподрядчиков;

3)    охватывает всю цепь поставок: закупки, таможню, склад, транспортировку, производственную логистику, планирование и дистрибуцию;

4)    означает интеграцию всех вышеуказанных зон ответственности, при этом предполагается сложная организация логистической службы, которая включает управляющую компанию и региональные подразделения.

Помимо основной цели производственной деятельности директора по логистике – минимизации издержек – перед ним могут быть поставлены и дополнительные задачи:

– антикризисное управление (особенно актуально в связи с высокой степенью износа производственных, транспортных и распределительных инфраструктур в России);

– интеграция бизнес-процессов компании;

– маркетинговая оптимизация.

Основные функции:

1. Управление транспортной логистикой – организация перевозок (внутригородских, междугородных, по России, международных) различными видами транспорта (ж/д, морские, речные, авиа- и автоперевозки, а также мультимодальные); часто – управление собственным транспортным парком компании.

Информация о работе Рынок труда в области логистики