Основные критерии выбора поставщика в процессе закупки(на примере ООО «Совлит»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления, — службу снабжения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………….6
1.1.Задача выбора поставщика…………………………………………………...6
1.2.Критерии выбора поставщика……………………………………………….8
1.3.Методы выбора оптимального поставщика………………………………...11
ГЛАВА 2.ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «СОВЛИТ»………………………………………………………………………..15
2.1.История развития ООО «Совлит»…………………………………………...15
2.2.Организационная структура…………………………………………………17
2.3.Характеристика ассортимента……………………………………………….20
2.4.Характеристика поставщиков материально- технических ресурсов на предприятии ООО «Совлит»…………………………………………………….32
ГЛАВА 3.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО ПОСТАВЩИКА НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИКИ……………………………………………………...36
3.1.Расчёт рейтинга поставщиков ООО «Совлит» с помощью логистических методов…………………………………………………………………………….36
3.2.Выбор оптимального поставщика для ООО «Совлит»…………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

курсовая по логистике.docx

— 214.36 Кб (Скачать)

Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно не них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.[ 6. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь / М.Ю. Агафонова, А.Н.Азрилиян, С.И. Дегтярёв. – М.: Фонд «Правовая Культура», 2008.- 528 с.7. Осипова Л. В. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов /Л.В. Осипова, И.М. Синяева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2009.- 354 с.]

Метод АВС (диаграмма Парето) позволяет в соответствии с заданными критериями выбрать в общей номенклатуре 3 группы товаров АВС с целью избирательного управления запасами этих товаров.

В группу «А» относят элементы высшей значимости по выбранному критерию: 20% товара дают 80% результата.

В группу «В» относят элементы средней степени важности: 30% товара дают 15% результата.

В группу «С» относят остальные товары: 50% товара дают 5% результата.

Алгоритм проведения анализа АВС:

1. Берется потребление  товара за определенный период.

2. Товары распределяются  в порядке убывания их потребления.

3. Подсчитывается потребление  нарастающим итогом.

4. Определяется процент  суммы потребления каждого товара  относительно общего накопленного  потребления.

5. Строится график.

Применим данный вид анализа к предприятию ООО «Совлит». Анализ АВС представлен в таблице 1.

Первичный список

Упорядоченный список

Группа А, В,С

№ позиции

Наименование продукта

Годовая реализация продукции

Доля позиции в общем объеме, %

№ позиции

Годовая реализация продукции

Доля позиции в общем объеме, %

Доля нарастающим итогом, %

1

Буратино (1,5л)

10 000

10,55

9

18 000

18,99

18,99

A

2

Лимонад (1,5л)

9 500

10,02

10

17 800

18,78

37,77

A

3

Дюшес (1,5л)

8 900

9,39

1

10 000

10,55

48,32

A

4

Апельсин (1,5л)

7 670

8,09

2

9 500

10,02

58,34

A

5

Квас Замоскворецкий (1,5л)

7 980

8,42

3

8 900

9,39

67,73

A

6

ССН “Ананас” (2л)

4 400

4,63

5

7 980

8,42

76,15

A

7

ССН “Вишня”(2л)

4 950

5,22

4

7 670

8,09

84,24

В

8

Минеральная вода (0,5л)

5 600

5,91

8

5 600

5,91

90,15

В

9

Питьевая вода (3л)

18 000

18,99

7

4 950

5,22

95,37

С

10

Питьевая вода (5л)

17 800

18,78

6

4 400

4,63

100

С

Итого :

94 800

           
               

Рис.1.Распределение товаров по методу АВС

Товары группы А – важнейшие товары, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы. Размеры запасов по позиции А постоянно контролируются, точно определяют издержки, связанные с закупкой, доставкой и хранением, а также размер и момент заказа.

Из графика видно, что в группу «А» попали, т.е. дают 80% результата следующие товары:

1. Питьевая вода (5л)

2. Питьевая вода (3л)

3. Буратино (1,5л)

4. Лимонад (1,5л)

5. Дюшес (1,5л)

6. Квас Замоскворецкий (1,5л)

В группу «В» попали, т.е. дают 15% результата следующие товары:

1. Апельсин (1,5л)

2. Минеральная вода (0,5л)

В группу «С» попали, т.е. дают 5% результата следующие товары:

1. ССН “Ананас” (2л)

2. ССН “Вишня” (2л)

Дифференциация ассортимента по методу XYZ

Дифференциация ассортимента товаров методом XYZ осуществляется в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. Признаком, на основе которого товары делятся на группы X, Y, Z, является коэффициент вариации спроса, определяемый для каждой позиции ассортимента.[10]

Коэффициент вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (υ ) рассчитывается по формуле.

где, хi – i-е значение спроса по оцениваемой позиции;

х.– среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;

n–  число кварталов, за которое произведена  оценка.

Порядок проведения анализа XYZ:

1.Определение  коэффициентов вариации по отдельным  позициям ассортимента.

2.Группировка  объектов управления в порядке  возрастания коэффициента вариации.

3.Построение  кривой XYZ-анализа.

4.Разделение  совокупности объектов управления  на три группы: группа X, группа Y, группа Z..

Расчет коэффициента вариации спроса приведен в таблице 2.

В группе Х включены товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.

В группу «Х» попали, т.е. находящиеся в интервале 0 ≤ υ < 10%:

1. Питьевая вода (3л)

2. Питьевая вода (5л).

В группы Y включены товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y – средние.

В группу «Y» попали, т.е. находящиеся в интервале 10 ≤ υ < 25%:

1. Минеральная вода.

В группу «Z» включены товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объем реализации товаров группы Z сложно.

В группу «Z» попали, т.е находящиеся в интервале 25% ≤ υ < ∞:

1. Буратино

2. Лимонад

3. Дюшес

4. Апельсин

5. Квас Замоскворецкий

6. ССН “Ананас”

7. ССН “Вишня”

Построим матрицу ABC– XYZ

Таблица 2 - Матрица ABC– XY

AX9, 10

BX-

CX9, 10

AY-

BY8

CY-

AZ1, 2, 3, 5

BZ7

CZ-


 

 

Значение матрицы ABC– XYZ

A

B

C

X

AX: Высокая скорость оборота

Высокая предсказуемость спроса

BX: Средняя скорость оборота

Высокая предсказуемость спроса

CX: Низкая скорость оборота

Высокая предсказуемость спроса

Y

AY: Высокая скорость оборота

Средняя предсказуемость спроса

BY: Средняя скорость оборота

Средняя предсказуемость спроса

CY: Низкая скорость оборота

Средняя предсказуемость спроса

Z

AZ: Высокая скорость оборота

Низкая предсказуемость спроса

BZ: Средняя скорость оборота

Низкая предсказуемость спроса

CZ:Низкая скорость оборота

Низкая предсказуемость спроса


 

Выводы: для товарных позиций, входящих в группы AX, AY, AZ выбирается индивидуальная технология управления запасами.

Например, для товаров группы AX следует рассчитать оптимальный размер заказа и контролировать ежедневно. Для группы AY период между проверками следует увеличить.

Управление запасами товаров, входящих в группы BX, BY, осуществляться как индивидуально, так и одинаково по группам, меняются только сроки планирования и способы доставки.

Управление запасами товаров, входящих в группы СX, СY, СZ может осуществляться с применением более длительных периодов.

Таким образом , к таким товарам, как Питьевая вода 3л. (№9) и Питьевая вода 5л. (№10) следует применить как стратегию управления, включающую расчёт оптимального размера заказа и ежедневный контроль, так и управление запасами с применением более длительных периодов.

К товарам: Буратино 1,5л. (№1), Лимонад 1,5л. (№2), Дюшес 1,5л. (№3), Квас Замоскворецкий 1,5л. (№5) следует применить стратегию управления, включающую индивидуальную технологию управления запасами.

К товарам: Минеральная вода 0,5л. (№8), ССН «Вишня» 2л. (№7) следует применить стратегию управления, включающую управление запасами товаров как индивидуально, так и одинаково по группам, меняются только сроки планирования и способы доставки.

У ООО “Совлит” есть два альтернативных поставщика преформы, один из которых находится в Литве “KLAIPEDA” (поставщик № 1), другой в городе Калининграде "ФАРТ" (поставщик № 2).

Таблица 2б - Динамика нарушений установленных сроков поставки

Поставщик №1

Поставщик №2

месяц

Кол-во

Поставок (ед.)

Всего опозданий (дней)

месяц

Кол-во

Поставок (ед.)

Всего опозданий (дней)

Январь

Февраль

10

9

28

31

Январь

Февраль

12

15

43

34


 

1. Расчёт средневременного  темпа роста цен:[8]

Т ц = ∑ Т ц i x d i , где

i=1

Т ц i - темп роста цены на i-тый товар

d i - доля i-того товара в общем объёме поставок текущего периода

n – количество разновидностей товара

Т ц i = ( P i 1 / P i 0 ) * 100, где

P i 1 -цена i-того товара в текущем периоде

P i 0 - цена i-того товара в предшествующем периоде

d i = ( S i / ∑ S i ), где

S i – сумма i-того товара в текущем периоде (руб.)

∑ S i – общий объём поставок

Рассчитаем среднегодовой темп роста цен:

Поставщик №1:

Товар А : Т ц i = 16 / 15 * 100 = 106,7

d i = 16 * 1500 / (16*1500+10*1400+8*10000+10*9000) = 0,12

Товар Б : Т ц i = 10 / 9 *100 = 111,1

d i = 10 * 1400 / (16*1500+10*1400+8*10000+10*9000) = 0,07

Товар В : Т ц i = 8 / 10 *100 = 80

d i =8 * 10 000 / (16*1500+10*1400+8*10000+10*9000) = 0,38

Товар Г : Т ц i = 10 / 12 * 100 = 83,3

d i = 10 * 9000 / (16*1500+10*1400+8*10000+10*9000) = 0,12

Т ц = (106,7 * 0,12) + (111,1 * 0,07) + (80 * 0,38) + (83,3 * 0,12) = 60,9

Поставщик №2:

Товар А : Т ц i = 13 / 12 * 100 = 108,3

d i = 13 * 9000 / (13*9000+10*12000+11*10000+12*11000) = 0,24

Товар Б : Т ц i = 10 / *100 = 125

d i = 10 * 12000 / (13*9000+10*12000+11*10000+12*11000) = 0,25

Товар В : Т ц i = 11 / 7 *100 = 157,1

d i =11 * 10 000 / (13*9000+10*12000+11*10000+12*11000) = 0,23

Товар Г : Т ц i = 12 / 9 * 100 = 113,3

d i = 12 * 11000 / (13*9000+10*12000+11*10000+12*11000) = 0,28

Т ц = (108,3 * 0,24) + (125 * 0,25) + (157,1 * 0,23) + (113,3 * 0,28) = 125,3

1. Расчёт темпа роста поставки бракованных товаров:

Т б р = ( d б р 1 / d б р 0 ) * 100 , где

d б р 1 – доля бракованного товара в общем объёме поставок текущего периода

d б р 0 –доля бракованного товара в общем объёме поставок предшествующего периода

Поставщик №1:

Январь: 120 / 9000 * 100 = 1,333

Февраль: 220 / 21900 * 100 = 1,005

Т б р = 1,005/1,333 *100 = 75,39

Поставщик №2:

Январь: 390 / 31000 * 100 = 1,258

Февраль: 530 / 42000 * 100 = 1,262

Т б р = 1,262 / 1,258 * 100 = 100,32

2. Расчёт темпа роста среднего опоздания:

Т о п = ( О ср 1 / О ср 0 ) * 100 , где

О ср 1 = среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде (дней)

О ср 0 = среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде (дней)

Поставщик №1:

Январь: 28 / 10 = 2,8

Февраль: 31 / 9 = 3,4

Т о п = 3,4 / 2,8 * 100 = 121,43

Поставщик №2:

Январь: 43 / 12 = 3,6

Февраль: 34 / 15 = 2,3

Т о п = 3,6 / 2,3 * 100 = 156,52

Таблица 3. Выбор поставщика по фактическим результатам работы

Поставщик

Месяц

Товар

Объём поставок (ед. в месяц)

Цена за ед. (руб.)

№1

Январь

Январь

А (Лимонад)

Б (Квас)

В (Вода)

Г Сокосодержащий напиток)

3 000

2 000

1500

2500

15

9

10

12

№2

Январь

Январь

А

Б

В

Г

10 000

8 000

6 000

7 000

12

8

7

9

№1

Февраль

Февраль

А

Б

В

Г

1 500

1 400

10 000

9000

16

10

8

10

№2

Февраль

А

Б

В

Г

9 000

12 000

10 000

11 000

13

10

11

12


 

Таблица 3а - Динамика поставки товаров ненадлежащего качества

Месяц

Поставщик

Количество бракованных товаров, поставленных в течение месяца (ед.)

Январь

Февраль

№1

№2

№1

№2

120

390


 

 

Таблица 4 - Основные экономические показатели ООО “Совлит” в 2012-2013 гг.

Показатели

2012

тыс.руб

2013

тыс.руб

Абс. откл.тыс.руб

Относит.

откл.,%

1.Выручка, т.р.

18710

19566

+856

104,6

2.Прибыль от реализации  товаров, т.р.

6885

7885

+1000

114,5

3.Среднегодовая стоимость  имущества, т.р.

283

226

-57

79,9

4.Фондоотдача, т.р./т.р.

24,40

48,58

+24,18

199,1

5.Рентабельность реализации, %

61,6

71,8

10,2

116,6

6.Объем реализуемых товаров, т.р.

11174

10980

-194

98,3

Информация о работе Основные критерии выбора поставщика в процессе закупки(на примере ООО «Совлит»