Организация складского хозяйства на отдельном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изложение теоретических основ и практических аспектов организации складского хозяйства.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучение понятия и функций складов в логистической системе предприятия;
изучение составных элементов логистического процесса на складе;
анализ деятельности общества и характеристика его складского хозяйства;
анализ показателей интенсивности работы склада;
определение возможных направлений улучшения работы склада.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы складской логистики 5
1.1Понятие, виды и функции складов 5
1.2 Система складирования и логистический процесс на складе 9
2 Анализ деятельности Светлогорского районного протребительского общества 19
2.1 Характеристика организации 19
2.2 Состояние торговой отрасли и материально-технической базы Светлогорского районного протребительского общества 22
3.Возможные направления улучшения работы распределительного склада. 27
3.1 Характеристика распределительного склада Светлогорского районного протребительского общества 27
3.2 Показатели работы склада и расчет необходимого количества подъемно-транспортного оборудования. 31
3.3 Возможные направления улучшения работы распределительного склада 36
3.4 Затраты на проектирование и внедрение системы адресного хранения 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Файлы: 1 файл

курсовая по складам.docx

— 492.27 Кб (Скачать)

Применение метода Парето позволяет  минимизировать количество передвижений на складе, посредством разделения всего ассортимента на группы, требующие  большого количества перемещений, и  группы, к которым обращаются достаточно редко.

 

А) зоны приемки  и отправки груза совмещены

 

Б) зоны приемки  и отправки груза пространственно  разъединены

 

 

 

Рисунок 1.2.1. Разделение потоков на складе на основании метода Парето

Примечание – Источник: [4].


Как правило, часто отпускаемые  товары составляют лишь небольшую часть  ассортимента, и располагать их необходимо в удобных, максимально приближенных к зонам отпуска местах, вдоль так называемых «горячих» линий. Товары, требующиеся реже, отодвигаются на «второй план» и размещаются вдоль «холодных линий». Вдоль «горячих линий», так же могут располагаться крупногабаритные товары и товары, хранящиеся без тары [4].

Отборка ассортимента по заказу оптовых покупателей

Операции ручной отборки и подготовки товаров к отпуску являются наиболее трудоемкими. Стоимость рабочей  силы на участке подборки может составлять до 50% стоимости всей рабочей силы, используемой на складе.

Хронометраж работы отборщика показывает, что его рабочее время распределяется приблизительно следующим образом:

- отборка товаров по заказу  покупателей - 10%;

- вынужденный простой во время  пополнения запаса в зоне отборки  либо во время работы в этой  зоне другого отборщика - 20%;

- работа с отборочными листами  - 30%;

- перемещение между местами  отборки - 40% [10].

Актуальность задачи сокращения времени  на перемещения очевидна. Её решение  заключается в выделение на складе зоны хранения резервного запаса и  зоны для хранения отбираемого запаса. Отбираемые запасы располагаются на нижних ярусах стеллажей, т.е. в доступных  для осуществления отборки местах. Разделение резервного и отбираемого  запаса может, осуществляется двумя  способами:

1) вертикальное разделение - резервный  запас находится над отбираемым  товаром;

2) горизонтальное разделение - резервный  и отбираемый запасы находятся  на разных местах склада. Зону  для хранения отбираемого запаса  следует разделить на «горячую»  (максимально приближенную к отправочной  экспедиции) и «холодную» (остальную  часть склада, доступную для совершения  операций отборки). В «горячей»  зоне размещают отбираемый запас товаров с высокой частотой заказов, в «холодной» - с низкой. Для того чтобы определить, какие товары разместить в «горячей» зоне хранения отбираемого запаса, необходимо выявить позиции, встречающиеся в заказах покупателей наиболее часто. Следует иметь в виду, что высокая оборачиваемость товара совсем не означает, что с ним приходится много работать отборщику, так как товар может уходить большими партиями. Сокращение вынужденного простоя обеспечивается за счет организации хранения товаров, пользующихся высоким спросом, в нескольких местах зоны отборки. Таким образом, у разных сборщиков появляется возможность одновременного сбора продукции.

Персонал, осуществляющий отборку  товара и персонал, занимающийся пополнением  запасов, работают в одной зоне –  зоне хранения. Маршруты их движения не будут пересекаться, если:

- пополнение резервного запаса  и запаса участка комплектования  осуществлять с разных сторон  стеллажа. Следует учитывать, что  снижая этим методом простой  персонала, мы ухудшаем показатели  использования емкости склада;

- работу персонала, пополняющего  запасы и занимающегося отборкой, развести по времени.

Применяются два метода отборки  товаров – индивидуальная и комплексная.

Комплексная отборка - применяется, как  правило, при выполнении небольших  заказов. Сборщик, обходя зону отборки, изымает из мест хранения товары для  нескольких заказов согласно сводному отборочному листу. При этом цепь операций по подборке отдельного заказа увеличивается. Появляется дополнительная операция по превращению комплексной  отборки в индивидуальную, однако общее число цепей сокращается. Здесь необходимо находить компромиссное решение в каждом конкретном случае.

Индивидуальная отборка – это  последовательное укомплектовывание отдельного заказа. При этом товар должен сразу укладываться в соответствующую тару и по окончании операции быть готовым к отправке.

Погрузка товара в автомобиль для  доставки в виде комплексной отборки  и превращение ее в индивидуальную в процессе выдачи товара из транспорта поставщика, является интересным решением.

При высокой оборачиваемости и  широком ассортименте один заказ  может одновременно отбираться несколькими  сборщиками на разных участках зоны хранения отбираемого запаса. Впоследствии собранные  части соединяются в единый заказ.

Информация, которой должен располагать  сборщик в процессе выполнения заказа: где размещены товары; сколько  товара необходимо; кому предназначен товар; что делать, если отбираемый товар закончился; что делать после  сборки заказа.

Передача информации сборщику может  осуществляться разными средствами. Своевременность передачи информации является необходимым условием высокой интенсивности проходящего через участок отборки материального потока.

Информация, которой должен располагать  отборщик в процессе выполнения заказа:

    • где размещены товары;
    • сколько товара необходимо;
    • кому предназначен товар;
    • что делать, если отбираемый запас закончился;
    • что делать после отборки заказанного товара.

Эффективность операций по подготовке товаров к отпуску можно характеризовать  следующими показателями:

- частота отборки, т.е. количество  отобранных заказов в единицу  времени;

- пропускная способность участка  отборки - количество сформированных  грузовых единиц (контейнеров, ящиков, поддонов и т.д.) в единицу времени;

- уровень обслуживания заказчиков;

- случаи отсутствия запаса товара, включенного в отборочный лист [3].

Уровень логистического сервиса. Важным критерием, позволяющим оценить систему обслуживания как с позиции получателя услуг, так и с позиции поставщика является уровень логистичского сервиса.

Под логистическим сервисом понимается совокупность нематериальных логистических  операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в  процессе управления материальными  и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Другими словами, логистический  сервис представляет собой управление потоками услуг. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.

Расчет  уровня логистичского сервиса ведется по следующей формуле:

 

 

где ŋ – уровень логистического сервиса;

М – количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса;

m – количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.

Рост уровня сервиса сопровождается, с одной стороны, повышением расходов на сервис, а с другой – ростом объема продаж и, соответственно, ростом доходов.

Для оценки качества логистического сервиса применяют такие критерии:

- надежность поставки;

- полное время от получения  заказа до поставки партии  товаров;

- гибкость поставки;

- наличие запасов на складе  поставщика;

- возможность предоставления кредитов [6].

Таким образом, склад является важным подразделением любой организации. Существует большое разнообразие складов различных размеров и устройства. От небольших немеханизированных помещений до складов с комплексной механизацией площадью в несколько сотен тысяч квадратных метров. Как составная часть логистической системы, склады выполняют не только традиционную для них функции хранения, но и такие функции как консолидацию, разукрупнение и комплектацию грузов, управление ассортиментным составом, предоставления услуг. Логистический процесс на складе включает в себя: операции, направленные на координацию службы закупки (контроль за поставками); операции, непосредственно связанные с переработкой груза (разгрузку, приемку, внутрискладскую транспортировку); операции, направленные на координацию службы продаж (транспортировка, экспедиция). Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться комплексно. Такой подход не только позволяет четко координировать деятельность службы склада, но и является основой планирования и контроля за продвижениями груза на складе с минимальными затратами.

 

2 Анализ деятельности Светлогорского районного протребительского общества

2.1 Характеристика организации

Краткая история организации. Светлогорский райпотребсоюз был создан в 1938 году в соответствии с решением Собрания пайщиков на основе  имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. На протяжении всего периода существования организации ее структура постоянно реорганизовывалась. Количество структурных подразделений менялось как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

В 1994 г. в результате реорганизации райпотребсоюз был преобразован в Светлогорское районное потребительское общество (райпо).

Райпо является правопреемником всех прав и обязанностей потребительских обществ и их союзов, действующих на территории Светлогорского райпо с 1938г.

Современное положение  организации. Светлогорское районное потребительское общество расположено по адресу: 247430, Гомельская область,  г. Светлогорск, ул. Социалистическая, 7.

Организация  зарегистрирована в Едином государственном  реестре юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей под  №400019934 на основании решения Светлогорского районного исполнительного комитета от 30 марта 2004 года №330.

Светлогорское райпо  является некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского общества, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать с его полным наименованием, штампы. Райпо на добровольных основах входит в Гомельский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.

Светлогорское райпо – хозяйственная система универсального типа, осуществляющая деятельность по отраслевым направлениям:

- торговля,

- общественное  питание,

- закупки  сельскохозяйственной продукции  и сырья,

-внешнеэкономическая  деятельность

- промышленность,

- автомобильный  транспорт, 

- строительство,

- автошкола,

- шиномонтаж и др.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации определяются нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь от 25 февраля 2002 года «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 28, 2/842).

Организационная структура. В составе Светлогорского районного потребительского общества структурных подразделений и филиалов нет. Организационная структура и наличие материально-технической базы  Светлогорского райпо по состоянию на 01.01.2013г. представлена на рисунке 2.1.1.Организационная структура аппарата управлении организации представлена в приложении А.

 

 

                                                                                       

Рисунок 2.1.1 Организационная структура Светлогорского райпо и наличие материально-технической базы

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе данных организации

 

Как видно  из рисунка 2.1.1, осуществляя свою деятельность, Светлогорское райпо  имеет в своем составе складское хозяйство представленное совокупностью складских помещений, таких как: торгово-распределительные склады, склад-холодильник, склад животноводческой проукции; овоще- и фруктохранилища хранилища, склады вторсырья. Устройство складов надлежащий режим хранения, нормальные условия труда для складских работников, рациональную организацию выполнения складских операций.

Основной  целью развития торговой отрасли Светлогорского райпо является развитие материально-технической базы отрасли, повышение качества торгового обслуживания сельского населения района. В рамках  этой цели в 2011 году была выполнена модернизация склада-модуля под склад холодильник с фреоновой системой холодоснабжения с исключением выбросов в атмосферный воздух озоноразрушающих веществ. Переведено 19 единиц автотранспорта на газообразное топливо, 6 единиц на биодизельное топливо.

Таким образом, организации имеет 2 распределительных склада, обслуживающих отрасль торговли; 2 склада вторсырья, склад животноводческого сырья, фрукто и кортофелехранилища, относяшиеся к отрасли заготовки.

При рассмотрении структуры работников организации в разрезе отраслей деятельности (рисунок 2.1.2) , видно, что большая чать их, а именно 65,5%, занята в отросли торговли. В остальных отраслях зянято 34,5%, в том числе 4,8% в отрасли заготовки, к которой, как уже было отмечено выше, относятся склады вторсырья, животноводческой продукции и хранилища. Кроме того заготовка продукции (кортофеля, овощей, фруктов и других) носит сезонный фарактер, с чем связано привлечение временных работников и не всегда круглогодичноая работа складов.

 

 

Рисунок 2.1.2 Отраслевая структура работников Светлогорского райпо в 2012г.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе данных организации

Информация о работе Организация складского хозяйства на отдельном предприятии