Организация контроля за информационными потоками логистической цепи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление особенности построения логистической цепи на предприятиях фармацевтической отрасли.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
определить теоретические основы логистической системы;
раскрыть принципы организации логистической цепи;
проанализировать построение логистической цепи предприятий в фармацевтической отрасли.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1. Информационные потоки в логистике 5
1.2.Информационные системы в логистике 8
1.3. Требования к информационным системам в логистике и принципы их построения 9
1.4. Виды информационных систем в логистике 10
1.5. Принципы построения информационных систем в логистике 12
1.6. Логистическая цепь, как составной элемент логистической системы. 14
2. Анализ информационного обеспечения на фармацевтическом предприятии Аптека «Медуница» 17
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия 17
2.2. Информационные потоки в аптеке 19
2.3. Характеристика процесса обработки информации 22
3. Построение логистической цепи на предприятии Аптека «Медуница» 23
3.1. Информационные системы в фармацевтической отрасли 24
3.2. Техническое обеспечение информационной системы аптеки «Медуница» 25
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Организация контроля за информационными потоками логистической цепи..doc

— 357.00 Кб (Скачать)

 

1.4. Виды информационных систем в логистике

Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран (рис. 3).

На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяют на три группы:

  • плановые;
  • диспозитивные (или диспетчерские);
  • исполнительные (или оперативные

 

Рис.3 – Виды информационных систем, применяемых в логистике

Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т. е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.

Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

    • создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
    • управление условно-постоянными, т. е. малоизменяющимися, данными;
    • планирование производства;
    • общее управление запасами;
    • управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

    • детальное управление запасами (местами складирования);
    • распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
    • отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных истоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.

Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой — высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.

В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.

 

1.5. Принципы построения информационных систем в логистике

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип — последовательного продвижения по этапам издания системы — должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня (рис. 4)5.

Рис.4 – Уровни в процессах логистики с позиции системного подхода.

 

Первый уровень — рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается грузов единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

Второй уровень — участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.

Третий уровень — система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи "сбыт—производство—снабжение", что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы "ввязывают" логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами, осуществляемая посредством вертикальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:

    • возрастает скорость обмена информацией;
    • уменьшается количество ошибок в учете;
    • уменьшается объем непроизводительной, "бумажной" работы;
    • совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

    • обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;
    • повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;
    • снизить их стоимость;
    • ускорить их построение.

Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т. е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.

Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.

Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек — машина».

Принцип четкого установления мест стыка. В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики6.

 

1.6. Логистическая цепь, как составной  элемент логистической системы.

Под логистической цепью понимается множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек. То есть, элементы (звенья) логистической системы в определенной упорядоченности составляют логистическую цепь (цепь поставок). Иногда термины "логистическая система", "логистическая сеть", "логистическая цепь" и "цепь поставок" применяются как синонимы, особенно в зарубежной логистической практике7.

Большинство отечественных исследователей придерживаются мнения, что логистическая цепь — это линейно-упорядоченный набор звеньев. В частности, в терминологическом словаре А.Н. Родникова указывается, что «логистическая цепь — линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя».

В логистической цепи могут решаться оптимизационные задачи: выбор перевозчика и таможенного брокера, замена двух логистических посредников одним — экспедиторской фирмой, перераспределение издержек на транспортировку и складирование и др.

В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят материальный, финансовый и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья:

  • поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;
  • хранение продукции и сырья;
  • производство товаров;
  • распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции);
  • потребление готовой продукции.

Схема описанной логистической цепи приведена на рис.5.

материальный поток;                              информационный поток.

Рис.5 - Общая структура логистической цепи.

Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

Организационное построение логистических цепей может быть различным и зависит от размеров предприятий, масштабов их деятельности и концепции управления, материалоемкости, особенностей каждой отрасли экономики. Помимо этого, на организационное построение логистических цепей оказывают влияние следующие группы факторов:

1) выбор логистических концепций  и их место в организационной  структуре предприятия и фирмы,

2) материальное и функциональное  деление сферы логистики,

3) централизованная или децентрализованная форма организации управления материально-технического обеспечения фирмы.

На рис. 5 представлена ориентированная по материальному потоку логистическая цепь, включающая фирму-производителя готовой продукции (одного наименования), потребителя (покупателя) и логистического посредника, в качестве которого выступает перевозчик — юридическое или физическое лицо, осуществляющее доставку товара покупателю.

2. Анализ информационного обеспечения на фармацевтическом предприятии Аптека «Медуница»

2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия

 

В качестве объекта исследования выступает фармакологическое предприятие Ярославской области аптека «Медуница».

Юридический адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль г., Некрасова улица, 54.

Основной вид деятельности - розничная торговля фармацевтическими товарами.

Дополнительный вид деятельности - розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями, а также розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами.

Ярославская аптечная сеть «Медуница» работает с 2000 года. Сейчас сеть представлена 7-ю аптеками. Штат фармацевтического предприятия составляют 50 высокопрофессиональных специалистов - провизоры и фармацевты. Это дает возможность покупателям не только приобретать необходимые препараты, но и получать своевременную и квалифицированную консультацию.

Персонал аптеки, подразделяется на:

    • Административно-управленческий.
    • Фармацевтический.
    • Вспомогательный.

Информация о работе Организация контроля за информационными потоками логистической цепи