Объекты исследования логистики: понятие, признаки классификации и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Логистика – это наука о сквозном управлении материальным потоком и соответствующим ему информационным потоком от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Основными объектами исследования логистики являются материальные, связанные с ними информационные потоки и финансовые потоки.

Файлы: 1 файл

ЛОГИСТИКА ВЕРНО.docx

— 93.91 Кб (Скачать)

1.Объекты исследования логистики: понятие, признаки классификации и виды.

Логистика – это наука  о сквозном управлении материальным потоком и соответствующим ему  информационным потоком от первичного источника сырья до конечного  потребителя.

Основными объектами исследования логистики являются материальные, связанные  с ними информационные потоки и финансовые потоки.

Материальный поток –  это грузы, детали и другие товароматериальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических  операций и отнесенные к временному материалу.

Материальный поток имеет  размерность (тонн/год, штук/месяц).

В схеме классификации  выделены следующие основные признаки материальных потоков:

1. По отношению к логистической  системе (ЛС) различают внутренние (не выходящие за пределы ЛС) потоки и внешние, поступающие  в ЛС из внешней среды (входные)  и выходящие из ЛС во внешнюю  среду (выходные).

2. По отношению к звену  логистической системы (ЗЛС) материальные  потоки делятся на входные  и выходные. Внутренние материальные  потоки в ЗЛС обычно не рассматриваются  в рамках заданной декомпозиции  ЛС.

3. По номенклатуре материальные  потоки делятся на однопродуктовые  (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой  мы будем понимать систематизированный  перечень групп, подгрупп и  позиций (видов) продукции в  натуральном выражении для целей  статотчетности, учета и планирования.

4. По ассортименту материальные  потоки можно разделить на  одноассортиментные и многоассортиментные.  Ассортимент продукции — это  состав и соотношение продукции  определенного вида или наименования, отличающийся между собой по  сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

5. По характеристикам  груза в процессе транспортировки  материальные потоки могут быть  отдельно классифицированы по  транспортному фактору, включающему  в себя такие признаки, как  вид транспорта и способ транспортировки,  габаритные, весовые и физико-химические  характеристики груза, способы  затаривания, условия транспортировки  и др.

6. По признаку непрерывности во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство материальных потоков являются дискретными во времени.

Информационный поток  — это совокупность циркулирующих  в логистической системе, между  логистической системой и внешней  средой сообщений, необходимых для  управления и контроля логистических  операций. Информационный поток может  существовать в виде бумажных и электронных  документов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков (рис. 1):

 

Рис.1

- в зависимости от вида  связываемых потоком систем: горизонтальный  и вертикальный;

- в зависимости от места  прохождения: внешний и внутренний;

- в зависимости от направления  по отношению к логистической  системе: входной и выходной.

Информационный поток  может опережать материальный, следовать  одновременно с ним или после  него. При этом информационный поток  может быть направлен как в  одну сторону с материальным, так  и в противоположную:

- опережающий информационный  поток во встречном направлении  содержит, как правило, сведения  о заказе;

-опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

- одновременно с материальным  потоком идет информация в  прямом направлении о количественных  и качественных параметрах материального  потока;

- вслед за материальным  потоком во встречном направлении  может проходить информация о  результатах приемки груза по  количеству или по качеству, разнообразные  претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом  движения материального потока.

Информационный поток  характеризуется следующими показателями:

- источник возникновения;

-  направление движения  потока;

- скорость передачи и  приема;

- интенсивность потока  и др.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу  времени.

Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются в раздело  кибернетики, который называется теорией  информации. Согласно этой теории за единицу  количества информации принята так  называемая двоичная единица - бит. При  использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт - это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке  информации в ЭВМ.

Финансовый поток —  это совокупность циркулирующих  в логистической системе, между  логистической системой внешней  средой финансовых ресурсов, связанных с материальными и информационными потоками. Движение финансовых потоков может проходить как внутри логистической системы, так и вне ее.

Различают следующие виды финансовых потоков:

1)   по отношению к логистической  системе:

а)   внешние финансовые потоки;

б)   внутренние финансовые потоки;

2)   по направлению движения:

а)   входящие потоки;

б)   выходящие потоки;

3)   по применяемым формам расчетов:

а)   денежные финансовые потоки (наличные средства);

б)   безналичные финансовые потоки;

в)   учетно-финансовые потоки;

4)   по видам расчетов:

а)   потоки финансовых ресурсов по рублевым счетам;

б)   потоки финансовых ресурсов по валютным счетам;

5)   по назначению:

а) закупочные финансовые потоки;

б)   инвестиционные финансовые потоки;

в)   финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производства;

г)    финансовые потоки, связанные с формированием трудовых затрат;

д)   финансовые потоки, возникающие в процессе распределения  продукции;

6)   по видам хозяйственной деятельности:

а)   вертикальные потоки;

б)   горизонтальные потоки;

7)   по способу переноса авансированной стоимости на товары:

а)   сопутствующие движению основных фондов;

б)   сопутствующие движению оборотных средств.

 

2.Обоснование  варианта транспортного обслуживания: особенности использования различных  видов транспорта; критерии и  порядок выбора перевозчика.

 

Задача выбора вида транспортного  средства решается в транспортной логистике  для оптимизации конкретной перевозки  конкретного товара между заданным источником и потребителем. Для выбора вида транспорта для конкретного  груза служит информация о характерных  особенностях различных видов транспорта.

Каждый вид транспорта имеет свои достоинства и недостатки.

Железнодорожный транспорт.

Достоинства: высокая провозная  и пропускная способность, независимость  от климата, низкие тарифы, высокая  скорость доставки.

Недостатки: ограниченное число  перевозчиков, материалоемкость и энергоемкость  перевозок, низкая доступность к  конечным точкам продаж, недостаточно высокая сохранность груза.

Морской транспорт.

Достоинства: возможность  межконтинентальных перевозок, низкая себестоимость, высокая провозная  и пропускная способность, низкая капиталоемкость.

Недостатки: ограниченность перевозок, низкая скорость, зависимость  от погодных условий, жесткие требования к упаковке и креплению грузов.

Внутренний  водный.

Достоинства: высокая провозная  способность, низкая себестоимость.

Недостатки: ограниченность перевозок, низкая скорость доставки, сезонность.

Автомобильный транспорт.

Достоинства: высокая доступность, возможность доставки груза «от  двери до двери», гибкость, маневренность, динамичность, высокая сохранность  груза.

Недостатки: низкая производительность, зависимость от дорожных условий, высокая  себестоимость на большие расстояния.

 

 

Воздушный транспорт.

Достоинства: наивысшая скорость доставки груза, высокая надежность доставки.

Недостатки: высокая себестоимость  перевозок, наивысшие тарифы, высокая  капиталоемкость.

Стремление создать интегрированную  транспортную сеть толкнуло к созданию смешанных перевозок.

Критерии выбора перевозчика

Основными критериями предварительного отбора перевозчиков являются:

-затраты на транспортировку;

-общие затраты;

-готовность перевозка  к изменению тарифов;

-финансовая стабильность  перевозчика;

-наличие дополнительного  оборудования грузопереработки;

-наличие дополнительных  услуг и комплектации и доставке;

-сохранность груза;

-экспедирование;

-квалификация персонала;

-мониторинг;

-готовность перевозчика  к изменению сервиза;

-гибкость маршрутов;

-пакетный сервиз;

-процедура заказа;

-качество организации  продаж;

-качество транспортных  услуг.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 1 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

Таблица 1- Оценка различных  видов транспорта в разрезе основных факторов  влияющих на выбор вида транспорта

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:

- надежность соблюдения  графика доставки;

- время доставки:

          -  стоимость перевозки.

Правильность сделанного выбора  должна быть подтверждена технико-экономическими расчётами.

 

 

 

 

3. Задача

Определить наиболее приемлемого  поставщика на основе расчета рейтинга по результатам балльной оценки отдельных  критериев.

      Критерий

Значимость критерия

Оценка поставщиков, баллы

А

Б

В

Надежность

0,30

3

8

7

Ассортимент

0,15

10

5

4

Ритмичность поставок

0,05

5

2

6

Условия расчетов

0,4

3

9

8

Условия транспортировки

0,1

7

7

2


 

Решение:

А: 3*0,30+10*0,15+5*0,05+3*0,4+7*0,1=4,55

Б: 8*0,30+5*0,15+2*0,05+9*0,4+7*0,1=7,55

В: 7*0,30+4*0,15+6*0,05+8*0,4+2*0,1=6,4

Ответ: наиболее приемлемым является поставщик Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Гаджинский, А.М. Логистика:  учебник для студентов вузов,  обучающихся по направлению «Экономика»/  А.М. Гаджинский. – 15-е изд., перераб.  И доп. – Москва: Дашков и  К, 2008

2. Гайдаенко, О. В. Логистика:  учебник для студентов вузов,  обучающимся по экономическим  специальностям / О. В. Гайдаенко,  А. А. Гайдаенко. – Москва: КНОРУС, 2008.

3. Дроздов, П. А. Основы  логистики: учеб. пособие / П. А.  Дроздов.- Минск: Изд-во Гревцова, 2008.

4. Жучкевич, О. Н. Логистика:  конспект лекций/ О. Н. Жучкевич. – Витебск: УО «ВГТУ», 2010.

5. Логистика: учебное пособие/  Б.А. Аникин [и др.]; под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. – Москва: Проспект, 2007.

Информация о работе Объекты исследования логистики: понятие, признаки классификации и виды