Понятие, признаки и виды законов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:33, реферат

Краткое описание

Испокон веков в любом государстве возникала необходимость регулирования общественных отношений, в связи с чем принимались соответствующие правовые решения. Наиболее важные и устойчивые общественные отношения регулировались законами, занимающими ведущее место в правовой системе.
Исторически закон пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Русская Правда на Руси и др.).

Оглавление

Глава 1. Понятие, признаки и виды законов
1.1 Понятие закона и его признаки
1.2 Виды законов
1.3 Юридическая сила закона
Глава 2. Законодательный процесс
2.1 Стадии законодательного процесса в РФ
2.2 Субъекты законодательной инициативы
Глава 3. Соотношение закона и законодательства
3.1 Понятие законодательства в широком смысле
3.2 Понятие и виды подзаконных актов
3.3 Соотношение закона и подзаконного акта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.40 Кб (Скачать)

Глава 1. Понятие, признаки и виды законов

1.1 Понятие закона  и его признаки

1.2 Виды законов

1.3 Юридическая сила  закона

Глава 2. Законодательный  процесс

2.1 Стадии законодательного  процесса в РФ

2.2 Субъекты законодательной  инициативы

Глава 3. Соотношение  закона и законодательства

3.1 Понятие законодательства  в широком смысле

3.2 Понятие и виды  подзаконных актов

3.3 Соотношение закона  и подзаконного акта

Заключение

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Испокон веков в  любом государстве возникала  необходимость регулирования общественных отношений, в связи с чем принимались соответствующие правовые решения. Наиболее важные и устойчивые общественные отношения регулировались законами, занимающими ведущее место в правовой системе.

Исторически закон  пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Русская Правда на Руси и др.).

Каждое государство  устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который формулируется  в правовых нормах, образующих правовое поле, охватывающее большинство сфер человеческой деятельности. Человек  постоянно соприкасается с зафиксированными в этих нормах (правилах) требованиями, запретами и дозволениями. Закон, выступая гарантом прав и свобод человека, принуждает его к соблюдению, исполнению и применению установленных в нем положений.

По мере стремительного развития и усложнения социальных отношений  государство расширяет границы  своего регулирующего воздействия.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в  настоящее время общественные отношения, быстро меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических  реформ, проводимых в России, проявляются  не только проблемы обновления, улучшения  законодательства, но и возникает  широкий круг вопросов, неурегулированных  правом, без которых невозможно реализовать  новые экономические и социальные программы. В нашей стране взят курс на формирование правового государства, поэтому необходимо формирование принципиально  новых правовых институтов, отвечающих его критериям. В связи с этим повышается роль в государственной  и общественной жизни основного  источника права – закона, устанавливающего легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов.

Существует множество  видов форм (источников права), но на протяжении столетий закон является важнейшим основанием, где содержатся правовые нормы и откуда берутся  сведения о содержании этих правовых норм. Многозначность этого понятия (форма права, источник права) проявляется  в том, что принято выделять источник:

В материальном смысле (общественные отношения, формы собственности, способ производства материальной жизни)

В идеологическом смысле (материалы откуда мы познаем право)

В формально-юридическом  смысле (причины юридической обязательности нормы)

Именно в формально-юридическом  смысле мы можем употреблять понятия  «форма» и «источник» вместе.

Проблема закона как источника права в условиях современной России имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Нарушения законности, прав и свобод граждан, имевшие место в не столь  далеком прошлом, явились, в том  числе, и следствием отступления  от принципа верховенства закона. Создавая законы, неспособные прижиться в  обществе, противоречащие друг другу  и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет  свой авторитет, снижает степень  общественного доверия.

Не менее важным является сам процесс законотворчества, начиная от выработки первоначальной концепции правового акта, разработки проекта и его обсуждения с  учетом мнений и интересов различных  социальных групп, адаптации в существующую правовую систему, до практического  применения правового акта.

В результате правотворческой  деятельности государства воля законодателя находит свое выражение в правовом акте и становится обязательной для  исполнения. Из года в год количество принимаемых законов в Российской Федерации увеличивается, но не обеспечивается необходимым качеством (только за 10 лет (1994–2002) вступили в действие свыше 1200 федеральных законов, принятых Государственной Думой. В этом числе – 13 кодексов РФ: Налоговый Бюджетный кодекс, части первая и вторая Гражданского кодекса, Семейный кодекс, Уголовный, Уголовно-исполнительный, части первая и вторая Налогового кодекса, Уголовный, Арбитражный процессуальный кодекс, Водный кодекс, Воздушный кодекс, Градостроительный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, и Лесной кодекс (Приложение 1). Эта внушительная цифра – главное свидетельство того, что заложенная в Конституции схема законотворчества вполне работоспособна. Но сохраняется практика «заплатного законодательства», остается очень много отсылочных норм в законах. На данный момент остро стоит вопрос о том, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно осуществить регулирование новых отношений, выдвигаемых жизнью. Для того чтобы правильно определить и оценить эти проблемы следует обратиться, прежде всего, к рассмотрению основных вопросов теории закона, чему и посвящена данная работа.

Цель данной работы - осветить существующие в юриспруденции  подходы к пониманию закона как  источника права. В первой главе  рассматриваются понятия, признаки и виды законов, их юридическая сила и место в система нормативных актов. Во второй главе подвергается анализу законодательный процесс: осуществление законодательной инициативы, рассмотрение законопроектов, особенности принятие и прохождения законов и других нормативно-правовых актов вплоть до их введения в действие. В третьей разбираются соотношение закона и законодательства: понятие законодательства в широком смысле, понятие, виды и признаки подзаконного акта и его соотношение с законом. В заключении подводятся итоги проделанной работы.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ЗАКОНОВ

 

1.1 Понятие закона  и его признаки

 

Для того чтобы успешно  выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. Такой  формой, с помощью которой воля становится правовой нормой, обозначают термином «источник права». Закон  как источник права известен с  древнейших времен. В Древнем Риме уже в 5 веке до н.э. существовал «Закон 12 таблиц», который являлся кодификацией римского национального права.

И до сих пор, на протяжении длительного времени  закон как форма (источник) права  привлекает к себе внимание многих правоведов. Предпринимались огромные усилия для изучения его природы, признаков, видов, характера, социальной роли и назначения. Вместе с появление государства появлялась и необходимость в законах, которые бы регулировали наиболее важные общественные отношения и подкреплялись силой государственного принуждения.

Закон вместе с обществом  и государством находится в постоянном формировании и развитии, дополняется  и изменяется. Вырабатываются и формируются  взгляды о нем, о его отдельных  характеристиках и чертах. В силу этого вносятся изменения и во взглядах на него, существуют весьма противоречивые определения закона и неоднозначные  о нем суждения. За многие столетия выработалось определенное представление  о данном явлении. Но вместе с тем, это не означает, что о законе известно все, и современным исследователям и ученым в данной области не осталось поле для деятельности.

В узком значении слова «закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важных общественные отношения  с точки зрения интересов и  потребностей населения страны»1. Или: «в юридическом смысле закон –  это нормативный акт, принимаемый  в особом порядке, обладающий после  Конституции наибольшей юридической  силой и направленный на регулирование  наиболее важных общественных отношений»2 Г.Ф. Шершеневич писал, что закон – это «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке»3. На современном этапе закон представляют следующие дефиниции: закон - это «принятый в особом порядке первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой»4. Иногда же закон рассматривается в более широком смысле - как синоним понятия законодательства. В этом случае под законом подразумевают всю совокупность берущих основу от государства в лице всех его законодательных органов нормативно-правовых актов,.

Признаки закона:

Принимается только органом законодательной власти –парламентом (Федеральным Собранием - в России, Конгрессом - в США, Избранной Радой на Украине ), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом путем референдума в строго установленном порядке;

Регулирует основные, наиболее значимые общественные отношения;

Включает максимально  общие, обобщающие нормы, которые затем  развиваются, конкретизируются, дополняются  подзаконными нормативно-правовыми  актами;

Имеет особые процедуры  принятия, дополнения, изменения и  отмены в особом законодательном  порядке

В идеале должен выражать волю и интересы всего общества или  народа

Обладает верховенством  в романо-германских правовых системах

(является основной, базовой формой права и обладает  высшей юридической силой среди  всех прочих источников права). Все остальные подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить)

Именно эти характеристики выделяют закон из остальных нормативно-правовых актов, придавая ему качество верховенства.

Верховенство закона в свою очередь означает:

в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как  акт большей юридической силы;

никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа, его издавшего.

все остальные правовые акты должны быть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить;

законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа;

 

1.2 Виды законов

 

Хотя законы схожи  между собой по месту и роли в системе права, способу принятия, юридической силе, тем не менее, они  значительно отличаются друг от друга. Что позволяет нам классифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериев классификации  законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм в Российской Федерации различают  конституционные и обыкновенные законы, или текущие. К первым причисляют, прежде всего, сами конституции и  законы, благодаря которым могут  вноситься дополнения и изменения  в содержание конституций, а также  те законы, необходимость издания  которых предусмотрены самой  конституцией.

Конституция – «это основной закон государства (Республики в составе федерации), основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и  гражданина, определяющий форму правления  и государственного устройства, учреждающий  федеральные органы государственной  власти. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства5« Центральное место Конституции РФ в правовой системе состоит в том, что она:

Принимается народом (или от имени народа)

12 декабря 1993 г.  было проведено всенародное голосование,  в результате которого был  одобрен проект новой Конституции.

Имеет учредительный  характер

В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является единственным источником власти и носителем суверенитета. Смысл учредительной власти состоит  вправе утверждать основы общественного  и государственного устройства.

Обладает высшей юридической силой

Об этом прямо  сказано в ст. 15 Основного закона России. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция РФ применяется  на всей территории Российской Федерации  и имеет прямое действие. Все остальные  законы и иные правовые акты, обладающие меньше юридической сило, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Является основной для всех иных источников права

Особенностью Конституции  РФ, в отличие от иных нормативно-правовых актов, является ее распространенность на все сферы жизни общества —  политическую, экономическую, социальную, духовную и др., в рамках которых  она регулирует базовые, фундаментальные  основы общественных отношений.

Имеет прямое действие и всеохватывающий характер

Это объясняется  тем, что принципы и положения  Конституции РФ играют наставляющую роль для всей системы законодательства и системы права. Конституция  устанавливает и регулирует, какие  основные акты принимают различные  органы, их наименования, режим и  процедуру принятия законов, их юридическую  силу.

Отличается особым порядком охраны, принятия и пересмотра ее положений, а также специально процедурой внесения поправок

Конституции Российской Федерации задействована вся  система органов государственной  власти. «Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства»6. Он разбирает дела. Если есть противоречие в Конституции РФ законах и  иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Федерации. Признанные не соответствующие конституции, акты или их отдельные положения, теряют силу, а международный договор РФ не подлежит введению в действие и применению.

Конституцию РФ отличает и специальный, усложненный порядок  внесения поправок и пересмотра ее содержания.

Как явствует из Конституции  РФ, она может быть подвергнута  пересмотру, а также в нее могут  быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского  парламента.

Информация о работе Понятие, признаки и виды законов