Понятие, признаки и виды законов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:33, реферат

Краткое описание

Испокон веков в любом государстве возникала необходимость регулирования общественных отношений, в связи с чем принимались соответствующие правовые решения. Наиболее важные и устойчивые общественные отношения регулировались законами, занимающими ведущее место в правовой системе.
Исторически закон пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Русская Правда на Руси и др.).

Оглавление

Глава 1. Понятие, признаки и виды законов
1.1 Понятие закона и его признаки
1.2 Виды законов
1.3 Юридическая сила закона
Глава 2. Законодательный процесс
2.1 Стадии законодательного процесса в РФ
2.2 Субъекты законодательной инициативы
Глава 3. Соотношение закона и законодательства
3.1 Понятие законодательства в широком смысле
3.2 Понятие и виды подзаконных актов
3.3 Соотношение закона и подзаконного акта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.40 Кб (Скачать)

Подзаконный акт  – это «один из видов нормативно – правового акта, который создается  для того, чтобы конкретизировать положения принятых законов с  целью облегчения их применения с  учетом специфики различных слове  населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов»14.

Существование этой группы нормативных актов связано  с реализацией принципа разделения власти. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого  избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать  исполнительная власть, которая исполняет  эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь  на законах. Независимость и самостоятельность  каждой ветви власти обусловлены  правом принимать «свои» правовые акты. В доктрине континентальной правовой системы сложилась традиция наделять правом издания нормативных правовых актов только законодательные и исполнительные органы государственной власти, а судебные органы при решении конкретных дел должны издавать только правоприменительные акты (акты однократного действия, адресованные персонально определенным лицам), такие как приговоры, решения суда и т.п.

В современной России к подзаконным нормативным правовым актам федерального уровня относятся:

1) нормативные постановления  палат Федерального Собрания  Российской Федерации;

2) нормативные указы  главы государства - Президента  Российской Федерации;

3) нормативные постановления  Правительства Российской Федерации;

4) нормативные правовые  акты федеральных органов исполнительной  власти;

5) нормативные правовые  акты иных ведомств Российской  Федерации.

Ни в Конституции  Российской Федерации, ни в действующих  федеральных законах не закреплено понятия подзаконного нормативного правового акта. Хотя оно активно используется и в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, и в указах Президента, и в научной литературе. Суммируя выработанные юридической практикой и наукой положения, можно придти к выводу, что подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

По степени юридической  силы подзаконные акты подразделяются на:

1) нормативные указы  Президента, которые не могут  отменять или изменять положений  закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного  или военного положения президентские  нормативные акты могут приостанавливать  и корректировать закон;

2) постановления  Правительства. Они призваны регулировать  более узкие вопросы государственного  управления, социального строительства,  образования, здравоохранения, культуры  и т. д.;

3) ведомственные  нормативные акты — нормативно-правовые  акты, сфера действия которых  ограничена рамками ведомственных  отношений;

4) подзаконные акты  органов местного самоуправления. К ним относятся нормативные  акты муниципальных органов власти (постановления, распоряжения и  т. д.);

5) внутриорганизационные  акты — такие нормативные акты, которые издаются руководителями  различных предприятий, организаций  для регламентации своих внутренних  вопросу Их действие распространяется  только на членов этих организаций  (например, приказ руководителя предприятия).

 

3.3. Соотношение  закона и подзаконного акта

 

Основными признаками этого понятия являются: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом  издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки  правотворческой компетенции и  виды нормативных правовых актов, соответствующие  этой компетенции. В Российской Федерации  этот вопрос четко и исчерпывающим  образом не решен ни в Конституции, ни в законах, ни в иных нормативных  правовых актах. Это служит причиной частых нарушений законности в правотворческой  сфере различными правотворческими органами при издании подзаконных нормативных актов.

Во-вторых, в определении  юридической силы и основы издания  подзаконного нормативного правового  акта используются специальные юридические  формулы. Такие как «на основании  и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «в соответствии с законом» и др. Все эти законодательные  формулы имеют различные значения, закрепляют различные степени зависимости  подзаконных нормативных правовых актов от законов.

В-третьих, в данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и других форм. К четвертому признаку подзаконных нормативных правовых актов можно отнести то, что им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности.

Нормы подзаконных  нормативных правовых актов в  большинстве своем являются нормами  видового значения по отношению к  нормам законов, которые являются нормами  родового значения. Из этого пятого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативный правовой акт, как правило, принимает норму  видового значения при наличии нормы  родового значения, благодаря чему происходит дальнейшее развитие норм законов с помощью норм подзаконных  нормативных правовых актов.

В-шестых, подзаконным  нормативным правовым актам присуща  высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.

Другое, одно из главных  свойств актов данной группы, состоит  в том, что система подзаконных  нормативных правовых актов имеет  иерархическую структуру, основанную не столько на иерархии органов, сколько  на нормативно закрепленном положении  нормативных правовых актов того или иного органа в системе  всех нормативных правовых актов  Российской Федерации.

Таким образом, различные  виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую  силу, различную форму, но все они, в массе своей, находятся в  иерархической зависимости от закона. Это акты особого юридического качества, все они находятся «под» законом. Приставка «под» в данном термине  указывает на подчиненное положение  одного предмета от другого. В специально-юридическом  значении приставка «под» в термине  подзаконный акт означает их системную зависимость, иерархическое свойство быть хотя бы на одну ступень, на один уровень, но ниже закона, располагаться под законом.

Однако подзаконность данной группы нормативных правовых актов вовсе не означает их юридическую «необязательность». Все эти акты обладают необходимой юридической силой, они также как и законы обязательны для исполнения. Разница только в том, что их юридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно, к примеру, для федеральных законов.

Помимо иерархической  зависимости выделяется и материальная (содержательная) зависимость всех подзаконных нормативных правовых актов от закона, выражающаяся в  том, что закон регулирует все  наиболее важные, принципиальные отношения (первичное регулирование), а все  остальные отношения регулируются всеми остальными нормативными правовыми  актами меньшей юридической силы (вторичное регулирование). Существование  сферы вторичного регулирования  обусловлено тем, что после принятия, к примеру, федерального закона органы, наделенные различной компетенцией издают нормы более подробной регламентации, без которых невозможно реализовать предписания федеральных законов. Помимо этого, принимаются также нормы, распределяющие обязанности между различными подразделениями, службами по своевременному исполнению федерального закона, порядок взаимодействия с гражданами, приоритетные формы этого взаимодействия, процедурные вопросы принятия правовых и управленческих решений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретический анализ литературы показывает, что данная тема «Закон как источник права» рассматривается  довольно широко. В результате изучения этой проблемы был получен материал, анализ которого позволил заключить:

Закон регулирует наиболее важные общественные отношения и  подкрепляется силой государственного принуждения. В романо-германских правовых системах закон обладает верховенством, т.е. является основной, базовой формой права и обладает высшей юридической  силой. Законы схожи между собой  по месту и роли в системе права, юридической силе, способу принятия, но тем не менее между ними есть существенные отличия, что позволяет их классифицировать по определенным критериям.

В зависимости от значимости содержащихся норм в законах, в Российской Федерации различают  конституционные и текущие законы. Эти законы, в свою очередь, различаются  по сфере действия: общефедеральные  и законы субъектов федерации. По предмету правового регулирования выделяют законы: конституционные, административные, уголовные, гражданские и т.п.

Центральное место  в правовой системе отводится  конституции, которая является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической  силой в государстве, которая  закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему  высших органов государственной  власти; отличается относительной стабильностью; является базой для текущего законодательства, а также отличается особым порядком принятия и изменения.

Законодательный процесс регламентированный законодательством особый порядок осуществления совокупности действий, составляющих законодательную деятельность парламента. В РФ законотворчество состоит из нескольких стадий: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие закона и его опубликование.

В то же время целый  ряд конкретных вопросов, связанных  с соотношением закона и подзаконного акта остается мало разработанным.

Правовое регулирование  в современных государствах, в  виду высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений, осуществляется не только одними лишь законами, но и другими видами нормативных  правовых актов, призваны развивать  и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. Эти  нормативные правовые акты условно  объединяют понятием «подзаконные нормативные  правовые акты». Они развивают и  конкретизируют положения законов  и содержат значительную часть всех правовых предписаний.

Различные виды подзаконных  нормативных правовых актов имеют  различную юридическую силу, различную  форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархической зависимости  от закона. Они также как и законы обязательны для исполнения, но их юридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно для законов.

Но, несмотря на это, закон объективно признается основным источником права. Он регулирует все  наиболее важные, принципиальные общественные отношения. Это вызвано такими существенными  преимуществами закона, как устойчивость, стабильность, большая четкость изложения  материала, длительность существования  и действия. Помимо этого, закон наделяется большей юридической силой по сравнению с другими правовыми  актами. Остальным же источникам права  отводится хотя и существенная, но все же вторичная роль. Они обладают меньшей юридической силой.

Благодаря своим  преимуществам, закон выступает  главным регулятором общественных отношений и гарантом законности и правопорядка. Таким образом, можно сделать вывод, что закон, как источник права, имеет исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве.

Список  использованной литературы

 

Конституция Российской Федерации. Официальный текст. –  М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков  и К», 2010. «Российская газета» , N 7, 21.01.2009, "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.

Алексеев С.С. Теория права. – М.: БЕК, 1995.

«Закон в переходный период, опыт современной России» (Журнал «Государство и право» номер 10 1995г.)

Зелепукин, А.А. К вопросу об эффективности российского законодательства // Правоведение. -1996. - № 2.

Комаров С.А. Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. М., Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.

Марченко М.Н. Источники  права: понятие, содержание, система  и соотношение с формой права. // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2003. - №5.

Общая теория права  и государства / Под ред. В.В. Лазарева – М.: Юрист, 2004г.

Постатейный комментарий  к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд «Правовая культура», 1999.

Теория государства  и права: Учебник для ВУЗов. А.Ю. Ларин. – М.: Книжный мир.2005.-355 с.

Теория государства  и права: Н.М. Марченко – Издательство Проспект,2008.-648 с.

Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. Киев, 1906.

Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным судом РФ. Государство и право №5, 2000.

Юридический энциклопедический  словарь. М.: Энциклопедия, 1984.

Энциклопедия права: Учебное пособие. М., Хутыз М.Х., Серженко П.Н., 2001г.

Размещено на

1 Хропанюк Г.Ф. Указ. Соч. стр. 381.

2 Общая теория  права / Отв. Ред. А.С.Пиголкин С. 181

3 Шершеневич Г.Ф. Указ. Соч. С. 381.

4 Алексеев С.С.  Общая теория права. Т. II. М., 1982. С. 219.

5 Теория государства  и права: Учебник для ВУЗов.  А.Ю.Ларин. – М.: Книжный мир.2005.-355 с.

6 Федеральный конституционный  закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) "О Конституционном Суде Российской  Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)

7 Собрание законодательства  Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 47. Ст. 4472. С изм. и  доп. опубликован СЗ РФ от 1 января  2001 г. № 1. Ст. 2.

8 Марченко М.Н.  Теория государства и права.  Стр. 513

9 Трубецкой Е.  Н. Энциклопедия права. Киев, 1906. С. 94.

10 Трубецкой Е.Н.  Указ. соч. С. 90.

11 Конституция Российской  Федерации. Ст. 104, ч. 1.

12 Энциклопедический  словарь «Конституция РФ»

13 Большой Юридический  словарь

14 Обществознание / Петрунина Ю.Ю., 2008. С. 443.

 


Информация о работе Понятие, признаки и виды законов