Понятие, признаки и виды законов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:33, реферат

Краткое описание

Испокон веков в любом государстве возникала необходимость регулирования общественных отношений, в связи с чем принимались соответствующие правовые решения. Наиболее важные и устойчивые общественные отношения регулировались законами, занимающими ведущее место в правовой системе.
Исторически закон пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Русская Правда на Руси и др.).

Оглавление

Глава 1. Понятие, признаки и виды законов
1.1 Понятие закона и его признаки
1.2 Виды законов
1.3 Юридическая сила закона
Глава 2. Законодательный процесс
2.1 Стадии законодательного процесса в РФ
2.2 Субъекты законодательной инициативы
Глава 3. Соотношение закона и законодательства
3.1 Понятие законодательства в широком смысле
3.2 Понятие и виды подзаконных актов
3.3 Соотношение закона и подзаконного акта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.40 Кб (Скачать)

В верхнюю палату парламента вместе с принятым законопроектом отправляют также сопровождающие материалы: например, стенограмму заседания Государственной Думы по этому вопросу и иные документы, переданные субъектом права законодательной инициативы при внесении этого законопроекта в Думу. К бюджетным, финансовым, налоговым законопроектам обязательно прилагается заключение данное правительством. Отсутствие такого заключения может выступить основанием для отклонения законопроекта Советом Федерации.

Секретариат председателя Совета Федерации, зарегистрировав  федеральный закон, поступивший  из нижней платы парламента, направляет его «сенаторам». Остальные официальные  документы, сопровождающие данный федеральный  закон, тоже регистрируются и принимаются  на рассмотрение на заседании Совета Федерации совместно с соответствующим  законом.

Затем Председатель Совета Федерации (иногда может быть и заместитель Председателя Совета Федерации) определяет комитет, который  будет нести ответственность  за рассмотрение этого законопроекта. Один комитет выполняет роль ведущего, хотя может рассматриваться несколькими комитетами.

В Совете Федерации  обязаны рассмотреть федеральный  закон, который поступил из Государственной  Думы, в течение 14-и дней (установлено  Конституцией ч.4 ст.105) На 1-ом этапе  с документом проводится основная работа на комитетском уровне. Комитет, который  назначен ведущим в Совете Федерации, обобщает, получает и рассматривает  поступившие предложения, замечания  и дополнения на собственном заседании.

Рассмотрение законопроекта, принятого нижней палатой, проводится открыто и гласно. На заседание  комитета могут присутствовать и  приглашаться широкий круг лиц (например, ученые, представители СМИ, инициаторы законопроекта, специалисты-эксперты, сотрудники Правового управления Аппарата Совета Федерации ученые, которые  могут предоставить письменной или  в устной форме справку правового  характера по разбираемому федеральному закону).

По итогам такой  комитетской работы делается заключение по принятому нижней палатой парламента федерального закона, которое проводится путем открытого голосования, для  принятия требуется большинство  голосов от всего числа членов комитета.

Затем, после всей этой процедуры федеральный закон  рассматривается на заседании Совета Федерации. Перед началом всех заседаний  верхней палаты парламента проходит регистрация членов Совета Федерации (необходимо, чтобы на рассмотрении присутствовало больше половины от числа  членов Совета Федерации). Также возможна дополнительная регистрация перед  каждым голосованием.

Раздельное заседание  палат парламента не означает их изолированности  друг от друга. На заседаниях Совета Федерации  могут присутствовать депутаты Государственной  Думы (представители Совета Федерации  вправе присутствовать на заседании  нижней палаты). Возможность участия  представителей общественных организаций, государственных органов, различных  организаций, научных учреждений, ученых и независимых экспертов-специалистов очень важно. Благодаря этому  можно получить необходимые сведенья, провести более детальное обсуждение закона, сделать необходимые заключения по рассматриваемому закону, принятого  нижней палатой парламента. Во время  экспертной работы можно выявить  недостатки и пробелы в законе. Поэтому в Совете Федерации происходит сортировка, принятых Государственной  Думой законов с участием представителей различных слоев общества и учетом мнений регионов.

Вопросы, внесенные  на рассмотрение палаты, заранее доводятся  до Членов Совета Федерации. Они получают информацию, документы необходимую  для их деятельности. До начала заседания  проекты постановлений и другие материалы предоставляются членам Совета Федерации.

Федеральные законы рассматриваются в соответствии с Регламентов Совета Федерации и Конституцией РФ, а именно статьями 105 и 106.Обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопросам Кредитного, валютного, таможенного, финансового, кредитного регулирования, вопросы, касающиеся федерального бюджета, денонсации и ратификации международных договоров РФ, эмиссии денег, вопросы войны и мира, а также статуса и защиты границы государства. Верхняя палата парламента обязана рассмотреть федеральный законы, принятый Государственной Думой, в течение 14 дней. Если же Федеральный закон остается не рассмотренным в течение этого времени, он считается принятым верхней палатой парламента. Одобренный федеральный закон Советом Федерации передается Председателем Совета Федерации для подписания и опубликования Президенту РФ.

Если Федеральный  закон отклоняется Советом Федерации палаты парламента могут создать специальную согласительную комиссию, которая образуется из представителей обоих палат на паритетных началах, стремясь создать согласованную вариацию законопроекта. Государственная Дума может не согласиться с решением верхней палаты и рассмотреть закон в его ранее принятой редакции или повторно федеральный закон в новой редакции. Для принятия закона необходимо не менее двух третий голосов от общего числа членов Государственной Думы.

К конституционной  обязанности Президент РФ относится  подписание и обнародование федерального закона, после его принятие двумя  палатами парламента. В течение 5 дней, после принятия закона Советом Федерации  он направляется президенту. Точно  таким же порядком направляются федеральные законы, принятые Государственной Думой законы, но не рассмотренные Советом Федерации в течение 14 дней.

Столько же времени  отводится президенту для подписания и обнародования федерального закона, принятого парламентом. За это время  Глава государства может ознакомиться с содержанием закона, привлекая  специалистов и ученых, Администрацию  Президента в случае необходимости. Вместе с тем у Главы государства  есть возможность отклонить закон, вернув палаты парламента к его повторному рассмотрению, для его усовершенствования и устранения замечаний.

Глава государства  может указать на обстоятельства, препятствующие, по его мнению, подписанию документа, предлагаю свои предложения  и замечания, касаемо отдельных  глав, статей, пунктов или частей, отдельных разделов и или в  целом на федеральный закон. Президент  может вернуть закон, воздерживаясь  от комментариев по его содержанию. Это может произойти в тех  случаях, когда был нарушен процесс  принятия федерального закона.

Верхняя и нижняя палата снова рассматривают данный закон, если президент отклонит федеральный  закон в течение 14 дней. Фактически глава государства пользуется правом отлагательного вето, для того чтобы  Федеральное собрание вновь рассмотрело  федеральный закон

Такой вариант отклонения получил название отлагательного вето Президента Российской Федерации. В  мировой практике такая процедура  известна, и эффективность ее не нуждается в доказательствах. Фактически отлагательное вето означает право  главы государства на возвращение  переданного ему на подпись федерального закона для повторного рассмотрения в палатах парламента. Президент  оценивает закон на законченность, качественность, актуальность, комплексность. У главы государства есть 14 дней, чтобы ознакомится с законом, подписать его и обнародовать. Нельзя сказать большой это или  маленький срок, так как законы по своему объему не равноценны (например, уголовный кодекс – довольно большой закон, требует большего времени для ознакомления и анализа, чем федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»). Иногда президенту могут поступить несколько федеральных законов, но Конституция не предусматривает увеличения срока на размышления.

Закон подписывается  президентом после всех проверок и экспертиз. После этого новый  законодательный акт отправляется для обнародования в официальные  издания (в России это «Российская  газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации»). Доведение  закона до всеобщего сведенья является окончательной точкой законодательного процесса. Этот процесс очень важен, так как опубликование позволяет  ознакомиться с содержание федерального закона, который вступает на всей территории России в течение 10 дней после его печати в официальном издании. По Конституции РФ неопубликованные законы в России не применяются.

Порядок принятия федеральных  законов сходен с принятием федеральных  конституционных законов, но имеет  ряд особенностей. Эти законы принимаются  по вопросам и в порядке, предусмотренном  в Конституции РФ (О конституционном  собрании, о федеральных судах, об уполномоченном по правам человека, о  Правительстве, о государственных  символах, о судебной системе, об изменении  состава РФ и статусов субъектов). Такой закон считается принятым, если его одобрило большинство не меньше ѕ и 2/3 голосов от общего числа  членов верхней и нижней палаты соответственно. Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, после его принятия Государственной Думой. Принятый федеральный закон в течение 14 дней направляется на подписание и обнародование Президенту. Глава государства не вправе отклонить этот закон, но может вернуть без рассмотрения , если он был принят с нарушением Конституции РФ. «В современных республиках право утверждения принадлежит президентам, а в монархии – государям»10

Федеральные законы в течение 7 дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Первая публикация его  полного содержания в «Российской  газете», «Парламентской газете» или  «Собрании законодательства РФ»  считается его официальным опубликованием. Федеральный конституционный закон  вступает в силу со дня его официального опубликования, если им самим не установлено  другой порядок вступления в действие. При опубликовании указывают  дату принятия нижней палатой, одобрение  верхней, подписавшие должностное  лицо (Президент РФ), дата и место  подписания, регистрационный номер  и название.

 

2.2 Субъекты законодательной  инициативы

 

Право законодательной  инициативы как уже было, сказано  принадлежит:

Президенту РФ

Правительству РФ

Совету Федерации  и его членам

Депутатам Государственной  Думы

законодательным органам  субъектов РФ

«Конституционному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения»11.

В статье 104 Конституции  РФ определен порядок внесения законопроектов: все законопроекты вносятся на рассмотрение и принятие субъектами права законодательной  инициативы в нижнюю палату парламента в виде проектов федеральных конституционных  законов, федеральных законов и  поправок к законопроектам.

Инициаторы законопроектов или их представители могут участвовать  при рассмотрении законопроектов в  нижней и верхней палате парламента. Вначале законопроект обсуждается  и анализируется в комитетах  Государственной Думы, рассылается  для ознакомления субъектам права  законодательной инициативы. Некоторые  законопроекты могут вноситься  на рассмотрение только определенными  субъектами законодательной инициативы: проекты, связанные с федеральным  бюджетом и отчет о его исполнении – Правительство РФ; законопроекты  о ратификации международных  договоров – Президент.

В заключение отметим, что законодательный процесс  – это процесс рассмотрения, принятия, одобрения и обнародования законов (в РФ 3-я основными участниками: Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом. Каждый из трех элементов может выступить противовесом остальным (Госдума может отклонить законопроект на самом начальной стадии, Совет Федерации не одобрить закон, принятый нижней палатой парламента, А Президент наложить вето на документ, принятый двумя палатами парламента). Так бывает когда хотя бы один из субъектов законотворчества не разделяет принцип или идею законы, по-своему оценивая последствия принятия такого закона. Именно этот баланс обеспечивает принятие обдуманных и взвешенных, а также устраивающих общество решений.

 

ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

3.1 Понятие законодательства  в широком смысле

 

В широком смысле слова законодательство — «совокупность  всех нормативных актов, принятых уполномоченными  на то конституцией органами государства»12. В этом смысле законодательство представляет собой единую систему, внутри которой  эти нормативные акты разделяются  в зависимости от их юридической  силы при первенствующем значении закона.

Законодательства  в широком смысле слова весьма объемно, оно включает многие тысячи действующих актов. Отсюда следует  важное значение его систематизации, которая осуществляется или как хронологическая, или на предметной основе (например, по отраслям права). Важную роль для систематизации призвана сыграть компьютерная техника, электронный банк законодательства.

Самая распространенная форма изложения закона в обособленном, отдельном письменном акте, но нормативно–правовые  акты могут существовать и в виде кодексов (от латинского - списки, сборники). Эти сборники обычно объединены по единому предмету регулирования (например, уголовный, гражданский, трудовой, семейный, административный).

Кодекс – «сводный законодательный акт, в котором  объединяются и систематизируются  правовые нормы, регулирующие сходные  между собой, однородные общественные отношения»13 (целый, единый, юридически и логически неразделимый, внутренне  согласованный нормативный акт).

Весь нормативный  материал приведен в целостную систему, согласован и разделен по главам и  разделам. Поэтому кодексы относят  к более высокому уровню законодательства. Каждый кодекс юридически регулируют те или иные группы отношений, имея при этом общие принципы, правоохранительные нормы, регулятивные институты для  урегулирования различных отношений. В «общей части» кодекса зачастую закреплены общие начала данной ветви  законодательства, исходные принципы и нормы. На основе отраслевых кодексов все иные нормативные акты и законы этой отрасли подстраиваются под  него.

 

3.2 Понятие и виды  подзаконных актов

 

В системе нормативных  правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных  актов, условно объединяемых понятием «подзаконные нормативные правовые акты». Такое разделение нормативных  актов показывает, что правовое регулирование  общественных отношений в современных  государствах осуществляется не только одними лишь законами, как могло бы предполагаться в идеале, но и другими видами нормативных правовых актов, в виду высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений. Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Информация о работе Понятие, признаки и виды законов