Менеджмент в сестринском деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях, когда началось реформирование здравоохранения нашей страны, неизмеримо возрастают задачи главных медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений по организации работы сестринского персонала в соответствии с новыми сложными проблемами, решаемыми в реформируемых учреждениях здравоохранения. Содержание

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3
1. История развития сестринского дела………………………………….…4
2. Основные направления деятельности и совершенствования организации работы сестринского персонала……………………………………………..5
3. Основы управления сестринским персоналом…………………………..8
4. Принципы управления сестринским персоналом……………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………………23

Файлы: 1 файл

логистический менеджмент Microsoft Word (4).doc

— 138.50 Кб (Скачать)

       Наиболее действенными средствами установления и поддержания дисциплины являются:

* наличие рационального  руководства на всех ступенях  управления;

* четкие и  справедливые соглашения сторон;

* рассудительное  применение поощрения или карательных  санкций (наложение дисциплинарных взысканий и др.).

       Сестры-руководители в своей управленческой деятельности особое внимание должны уделять укреплению трудовой и технологической дисциплины среди сестринского и младшего медицинского персонала. Исключительно важным для главных медицинских сестер является обеспечение высокого уровня дисциплины и исполнительности среди старших медицинских сестер.

       Обеспечение соблюдения трудовой и технологической дисциплины среди сестринского и младшего медицинского персонала в подразделениях ЛПУ - один из важнейших факторов эффективной управленческой деятельности главных и старших медицинских сестер.

  • Единство распорядительства. Служащему может давать приказания относительно какого-либо действия только его непосредственный руководитель. (Таково правило единства командования, единоначалия). К сожалению, дуализм распорядительства - чрезвычайно частое явление, в том числе в управлении сестринским и младшим медицинским персоналом. Так, распоряжения старшим медицинским сестрам отдают главные медицинские сестры, заведующие отделениями, а в ряде случаев и другие руководители ЛПУ. Наличие множества руководителей, отдающих распоряжения, иногда противоречивые (например, палатной медицинской сестре), негативно сказывается на работе сестринского персонала
  • Единство руководства. Этот принцип можно сформулировать следующим образом: «один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель». В практической работе руководителей сестринских служб этот принцип управленческой деятельности означает, что совместная деятельность главной и старшей медицинских сестер должна быть основана на единой утвержденной программе (долгосрочном плане) реформирования сестринского дела для ЛПУ.

Медицинская сестра, занимающая административную должность должна исходить из следующих правил построения системы управления:

* ориентация  на достижение целей управления;

* все для  пациента;

* проявлять  самостоятельность и предприимчивость (особую поддержку оказывать лидерам  и новаторам);

* постоянный  собственный рост и развитие;

* эффективно  управлять собой и своим временем;

* умело использовать  людские ресурсы;

* упрощать и  рационализировать формы и штаты  управления.

       Методы и функции управления. Управление осуществляется на основе методов управления. Метод управления - это совокупность способов воздействия субъектов управления на объект управлений. Существуют основные методы управления:

* экономические;

* административные;

* социально-психологические;

* правовые и  вспомогательные (организационно-экономические,  экономико-математические, социологические, графические).

При этом следует  помнить, что воздействовать на человека можно, влияя на:

* духовные интересы - социально-психологические методы;

* материальные  интересы - экономические методы;

* право осознания  своего места в обществе - правовые методы;

* поведение  и действия человека - административные  методы. В последние годы наибольшее  признание получил системный  подход к управлению, суть которого  можно свести к четырем основным  разделам:

1. Выработка  целей организации с различными подходами к достижению этих целей.

2. Изучение и  использование различных ресурсов - временных, финансовых, людских,  т. е. их всесторонний анализ (если нет ресурсов, то попробовать  изменить подход).

3. Построение  моделей управления: экономических, графических, математико-экономических, для того чтобы определить, как будет работать выбранная система управления

4. Критерии реализации  и программы управления. Системный  подход, применяемый при решении  и разрешении того, что представляется  проблемой, строится на следующих принципах:

* деперсонализация (обезличивание) конфликтной ситуации;

* обеспечение  логических рамок или начал,  способствующих выявлению фактов, с тем, чтобы решение или  разрешение конфликтной ситуации  определялось не столько отдельными людьми, сколько самими фактами;

* обеспечение  интегрирования стоящих перед  организацией задач и работающих  над их решением людей.

Ориентированный на практические действия процесс разрешения проблем разделяется на следующие  стадии:

* выявление  проблемы;

* постановка  цели;

* выбор приоритетов  и планирование;

* обсуждение  методов «мозговой атаки» нынешних  условий и возможных причин  проблем;

* сбор статистических  данных;

* организация  данных;

* анализ причин;

* обсуждение  альтернативных решений;

* принятие решений;

* выполнение;

* применение  профилактических действий. Осуществляя  основные управленческие функции,  менеджер опирается на вполне  определенные ресурсы: людей,  оборудование, финансы. В распоряжении  менеджера есть еще один уникальный ресурс - время. Умение эффективно распоряжаться временем наряду с правилами руководства и техникой влияния на людей является фактором, который предопределяет в современных условиях успех или неудачу руководителя. Хорошие руководители обладают разными чертами характера и качествами. Но одно качество объединяет их всех: они сознательно и системно используют свое время и освобождают для выполнения истинно управленческих функций и для досуга.

       В практике руководителей сестринского персонала дефицит времени все чаще становится атрибутом деятельности. Наиболее распространенные причины дефицита времени - постоянная спешка, переутомление, нагромождение работ, суетливость, бесплановость.

Медицинская сестра-руководитель должна выполнять следующие функции:

  • участвовать в планировании ресурсов и программ работы лечебно-профилактического учреждения;
  • обеспечивать непрерывное поступление информации;
  • определять структуру и политику медицинского учреждения;
  • координировать работу подразделения;
  • контролировать установленные стандарты для оценки качества в работе;
  • инспектировать работу среднего медицинского персонала;
  • составлять отчеты о работе;
  • распределять обязанности среднего медицинского персонала;
  • участвовать в подготовке и обучении медперсонала.

       Заключительным элементом в функциях управления является анализ, позволяющий объективно оценивать результаты деятельности сестринского и младшего медицинского персонала подразделения. Он осуществляется на основе статистических материалов деятельности подразделения, расходовании лекарственных средств, спирта и др., отзывов пациентов и их родственников.

       К сожалению, проблема методики и содержания анализа в деятельности старших медицинских сестер еще недостаточно разработана.

       Для анализа управленческой деятельности главной медицинской сестры следует оценить:

* правильность  составления и полноту выполнения  планов работы (годовых, квартальных,  месячных и ежедневных, а также  по отдельным направлениям работы);

* организацию  работы старших медицинских сестер;

* унификацию деятельности сестринского персонала на основе так называемых стандартов деятельности по обеспечению должного сестринского ухода за пациентами;

* анализ результатов  деятельности работников и подразделений;

* обеспечение  контроля за деятельностью старших медицинских сестер;

* организацию  работы по обучению и повышению  квалификации сестринского персонала,  по подготовке их сертификации  и к получению сертификационных  категорий и т. д.;

* организацию  работы старших медицинских сестер  по соблюдению в отделениях должного санитарно-противоэпидемического режима;

* обеспечение  правил получения, учета, использования  и отчетности в работе старших  медицинских сестер с лекарственными  средствами, включая наркотические,  сильнодействующие и подлежащие  предметно-количественному учету;

* организацию  и планирование работы Совета  медицинских сестер ЛПУ;

* воспитательную  работу с сестринским персоналом  ЛПУ, обеспечение их правовой  и социально-бытовой защиты и  т. д.

       В оценке эффективности личного труда главных медицинских сестер большое значение имеют:

* организация  обходов и проверок;

* умелое, рациональное  использование своего рабочего  времени;

* организация  делопроизводства;

* организация  своего рабочего места и др.

       Крайне важно, чтобы сестры-руководители систематически давали самооценку эффективности своего управленческого труда. Это позволит им своевременно корректировать свою управленческую деятельность.

       Для оценки личного труда руководителей сестринского персонала следует оценить эффективность их делового общения и наличие делового авторитета среди подчиненных и руководителей ЛПУ.

     Деловое общение - важная часть управленческой деятельности сестер - руководителей всех уровней. От того, насколько медицинская сестра овладела методами и правилами делового общения, зависят эффективность ее работы и личный авторитет.

       Особенно важно в ходе делового общения обеспечить диалог с собеседником.

       Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам собеседника и способность отличать его уклончивые ответы от искренних. Для повышения эффективности диалога крайне важно задавать собеседнику уточняющие вопросы (но не злоупотреблять ими), поскольку это демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивая углубление диалога.

В ходе диалога  можно выделить следующие этапы.

1. Установление  контакта.

2. Ориентация  в ситуации.

3. Обсуждение  вопроса, проблемы.

4. Принятие решения.

5. Выход из  контакта.

       На каждом из указанных этапов медицинская сестра-руководитель должна использовать наиболее эффективные приемы делового общения, что позволит добиться намеченного результата.

       Всякое общение начинается с контакта. На этом этапе важно побудить собеседника к общению и создать максимальные возможности для дальнейшего делового обсуждения, продемонстрировав доброжелательность и открытость.

       На этапе ориентации в ситуации следует выяснить, каким по длительности будет разговор, и в зависимости от этого строить тактику делового общения.

       Очень важно вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса даже в том случае, если у него нет на это особого желания. Для этого можно высказать уместную шутку, похвалить собеседника и т. д.

       На этапах обсуждения проблемы и принятия решения необходимо подчеркнуть сходство и единство позиций, что будет способствовать достижению успеха в деловом общении.

       Большое значение имеет направленность на партнера, включение его в обсуждение, и поэтому в полной мере следует использовать умение слушать и убеждать.

       Убеждение включает: аргументацию, основанную на знании предмета обсуждения; эмоциональное воздействие, соответствующее индивидуальным особенностям личности партнера; использование волевых компонентов, крайне важных для фиксации точек зрения партнеров исходной базы для дальнейшего обсуждения. Поскольку главная и старшие медицинские сестры постоянно общаются с подчиненными, крайне важно демонстрировать в ходе общения уважение чужого достоинства. Руководитель обязан видеть в каждом подчиненном личность, по отношению к которой следует проявлять доброжелательность, терпимость и уважение.

       При разборе негативных для работника ситуаций необходимо разделять человека и поступок, критикуя конкретные действия, а не личность провинившегося.

       Очень важным элементом общения с подчиненным является использование следующего принципа: «Хвалить при всех, а выговаривать с глазу на глаз». Наряду с этим очень высоко ценят тех руководителей, которые, если надо, берут на себя вину подчиненных, своевременно и открыто признают свои ошибки.

Информация о работе Менеджмент в сестринском деле