Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:38, контрольная работа
В современных условиях, когда началось реформирование здравоохранения нашей страны, неизмеримо возрастают задачи главных медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений по организации работы сестринского персонала в соответствии с новыми сложными проблемами, решаемыми в реформируемых учреждениях здравоохранения. Содержание
Введение……………………………………………………………………....3
1. История развития сестринского дела………………………………….…4
2. Основные направления деятельности и совершенствования организации работы сестринского персонала……………………………………………..5
3. Основы управления сестринским персоналом…………………………..8
4. Принципы управления сестринским персоналом……………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………………23
Наиболее действенными средствами установления и поддержания дисциплины являются:
* наличие рационального руководства на всех ступенях управления;
* четкие и
справедливые соглашения
* рассудительное
применение поощрения или
Сестры-руководители в своей управленческой деятельности особое внимание должны уделять укреплению трудовой и технологической дисциплины среди сестринского и младшего медицинского персонала. Исключительно важным для главных медицинских сестер является обеспечение высокого уровня дисциплины и исполнительности среди старших медицинских сестер.
Обеспечение соблюдения трудовой и технологической дисциплины среди сестринского и младшего медицинского персонала в подразделениях ЛПУ - один из важнейших факторов эффективной управленческой деятельности главных и старших медицинских сестер.
Медицинская сестра, занимающая административную должность должна исходить из следующих правил построения системы управления:
* ориентация
на достижение целей
* все для пациента;
* проявлять
самостоятельность и
* постоянный собственный рост и развитие;
* эффективно
управлять собой и своим
* умело использовать людские ресурсы;
* упрощать и
рационализировать формы и
Методы и функции управления. Управление осуществляется на основе методов управления. Метод управления - это совокупность способов воздействия субъектов управления на объект управлений. Существуют основные методы управления:
* экономические;
* административные;
* социально-психологические;
* правовые и
вспомогательные (
При этом следует помнить, что воздействовать на человека можно, влияя на:
* духовные интересы
- социально-психологические
* материальные интересы - экономические методы;
* право осознания своего места в обществе - правовые методы;
* поведение
и действия человека - административные
методы. В последние годы наибольшее
признание получил системный
подход к управлению, суть которого
можно свести к четырем
1. Выработка целей организации с различными подходами к достижению этих целей.
2. Изучение и
использование различных
3. Построение моделей управления: экономических, графических, математико-экономических, для того чтобы определить, как будет работать выбранная система управления
4. Критерии реализации и программы управления. Системный подход, применяемый при решении и разрешении того, что представляется проблемой, строится на следующих принципах:
* деперсонализация
(обезличивание) конфликтной
* обеспечение
логических рамок или начал,
способствующих выявлению
* обеспечение
интегрирования стоящих перед
организацией задач и
Ориентированный на практические действия процесс разрешения проблем разделяется на следующие стадии:
* выявление проблемы;
* постановка цели;
* выбор приоритетов и планирование;
* обсуждение
методов «мозговой атаки»
* сбор статистических данных;
* организация данных;
* анализ причин;
* обсуждение альтернативных решений;
* принятие решений;
* выполнение;
* применение
профилактических действий. Осуществляя
основные управленческие
В практике руководителей сестринского персонала дефицит времени все чаще становится атрибутом деятельности. Наиболее распространенные причины дефицита времени - постоянная спешка, переутомление, нагромождение работ, суетливость, бесплановость.
Медицинская сестра-руководитель должна выполнять следующие функции:
Заключительным элементом в функциях управления является анализ, позволяющий объективно оценивать результаты деятельности сестринского и младшего медицинского персонала подразделения. Он осуществляется на основе статистических материалов деятельности подразделения, расходовании лекарственных средств, спирта и др., отзывов пациентов и их родственников.
К сожалению, проблема методики и содержания анализа в деятельности старших медицинских сестер еще недостаточно разработана.
Для анализа управленческой деятельности главной медицинской сестры следует оценить:
* правильность
составления и полноту
* организацию
работы старших медицинских
* унификацию деятельности сестринского персонала на основе так называемых стандартов деятельности по обеспечению должного сестринского ухода за пациентами;
* анализ результатов
деятельности работников и
* обеспечение
контроля за деятельностью стар
* организацию
работы по обучению и
* организацию
работы старших медицинских
* обеспечение
правил получения, учета,
* организацию и планирование работы Совета медицинских сестер ЛПУ;
* воспитательную
работу с сестринским
В оценке эффективности личного труда главных медицинских сестер большое значение имеют:
* организация обходов и проверок;
* умелое, рациональное использование своего рабочего времени;
* организация делопроизводства;
* организация своего рабочего места и др.
Крайне важно, чтобы сестры-руководители систематически давали самооценку эффективности своего управленческого труда. Это позволит им своевременно корректировать свою управленческую деятельность.
Для оценки личного труда руководителей сестринского персонала следует оценить эффективность их делового общения и наличие делового авторитета среди подчиненных и руководителей ЛПУ.
Деловое общение - важная часть управленческой деятельности сестер - руководителей всех уровней. От того, насколько медицинская сестра овладела методами и правилами делового общения, зависят эффективность ее работы и личный авторитет.
Особенно важно в ходе делового общения обеспечить диалог с собеседником.
Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам собеседника и способность отличать его уклончивые ответы от искренних. Для повышения эффективности диалога крайне важно задавать собеседнику уточняющие вопросы (но не злоупотреблять ими), поскольку это демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивая углубление диалога.
В ходе диалога можно выделить следующие этапы.
1. Установление контакта.
2. Ориентация в ситуации.
3. Обсуждение вопроса, проблемы.
4. Принятие решения.
5. Выход из контакта.
На каждом из указанных этапов медицинская сестра-руководитель должна использовать наиболее эффективные приемы делового общения, что позволит добиться намеченного результата.
Всякое общение начинается с контакта. На этом этапе важно побудить собеседника к общению и создать максимальные возможности для дальнейшего делового обсуждения, продемонстрировав доброжелательность и открытость.
На этапе ориентации в ситуации следует выяснить, каким по длительности будет разговор, и в зависимости от этого строить тактику делового общения.
Очень важно вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса даже в том случае, если у него нет на это особого желания. Для этого можно высказать уместную шутку, похвалить собеседника и т. д.
На этапах обсуждения проблемы и принятия решения необходимо подчеркнуть сходство и единство позиций, что будет способствовать достижению успеха в деловом общении.
Большое значение имеет направленность на партнера, включение его в обсуждение, и поэтому в полной мере следует использовать умение слушать и убеждать.
Убеждение включает: аргументацию, основанную на знании предмета обсуждения; эмоциональное воздействие, соответствующее индивидуальным особенностям личности партнера; использование волевых компонентов, крайне важных для фиксации точек зрения партнеров исходной базы для дальнейшего обсуждения. Поскольку главная и старшие медицинские сестры постоянно общаются с подчиненными, крайне важно демонстрировать в ходе общения уважение чужого достоинства. Руководитель обязан видеть в каждом подчиненном личность, по отношению к которой следует проявлять доброжелательность, терпимость и уважение.
При разборе негативных для работника ситуаций необходимо разделять человека и поступок, критикуя конкретные действия, а не личность провинившегося.
Очень важным элементом общения с подчиненным является использование следующего принципа: «Хвалить при всех, а выговаривать с глазу на глаз». Наряду с этим очень высоко ценят тех руководителей, которые, если надо, берут на себя вину подчиненных, своевременно и открыто признают свои ошибки.