Менеджмент в сестринском деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях, когда началось реформирование здравоохранения нашей страны, неизмеримо возрастают задачи главных медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений по организации работы сестринского персонала в соответствии с новыми сложными проблемами, решаемыми в реформируемых учреждениях здравоохранения. Содержание

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3
1. История развития сестринского дела………………………………….…4
2. Основные направления деятельности и совершенствования организации работы сестринского персонала……………………………………………..5
3. Основы управления сестринским персоналом…………………………..8
4. Принципы управления сестринским персоналом……………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………………23

Файлы: 1 файл

логистический менеджмент Microsoft Word (4).doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Между субъектами и объектами управления должна осуществляться постоянная двусторонняя связь: субъекты управления доводят до объектов управления управленческие решения, а объекты управления направляют субъектам управления информацию, отчетность и другие сведения о ходе выполнения этих решений. Важнейшим обязательным каналом обратной связи объектов управления с субъектами управления является контроль за ходом выполнения управленческих решений и эффективностью деятельности сестринского персонала.

Механизмы управления, используемые руководителем сестринских служб, позволяют:

* определить  цели управления применительно  к работе данного ЛПУ;

* уточнить основные  направления (функции) управленческой  деятельности главных медицинских  сестер;

* осуществлять  управленческую деятельность на основе важнейших принципов управления;

* широко использовать  организационно-распорядительные, социально-психологические  и экономические методы управления.

       Таким образом, организационная структура управления сестринским персоналом ЛПУ представляет собой сложную, взаимосвязанную управленческую систему, которая может успешно функционировать и обеспечивать высокое качество сестринского дела в ЛПУ только при условии эффективного использования всех потенциальных возможностей каждого элемента.

       Субъекты управления сестринским персоналом ЛПУ - это руководители сестринских служб медицинских учреждений: главные медицинские сестры или заместители главных врачей по работе с сестринским и младшим сестринским персоналом, директора больниц (домов) сестринского ухода и хосписов. В последние годы в ряде крупных ЛПУ вводятся должности заместителей главных врачей по работе с сестринским и младшим медицинским персоналом, что способствует повышению качества управления сестринским персоналом и поднятию авторитета руководителя сестринских служб ЛПУ.

       Главные медицинские сестры, главные акушерки и главные фельдшера - это основная группа руководителей сестринских служб ЛПУ, которые осуществляют руководство работой, прежде всего старших медицинских сестер подразделений ЛПУ и обеспечивают стратегию совершенствования сестринского дела в ЛПУ.

       В некоторых учреждениях, расположенных в нескольких крупных корпусах, введены должности главных медицинских сестер лечебных корпусов при сохранении должностей главной медицинской сестры больницы и старших медицинских сестер отделений.

       К субъектам управления сестринским персоналом, т. е. в основном к главным медицинским сестрам, предъявляются следующие основные требования.

1. Кандидаты на должности  главных медицинских сестер должны обладать определенным комплексом личностных общечеловеческих качеств, без которых невозможно осуществлять управление людьми.

2. Руководители должны  иметь достаточную профессиональную  подготовку в соответствии с  требованиями квалификационной характеристики на специалистов по организации сестринского дела.

3. Главные медицинские  сестры должны обладать знаниями  о деятельности фондов обязательного  медицинского страхования в системе  финансирования деятельности организаций  здравоохранения.

4. Эффективная работа  руководителей возможна только  при наличии четко очерченного  круга должностных обязанностей, прав, ответственности и подчиненности.  Особенно важно определить непосредственных  начальников главной медицинской  сестры, имеющих право отдавать ей приказы и указания. Как правило, их целесообразно ограничивать главным врачом, а при его отсутствии - лицом, его замещающим. Что касается других руководителей ЛПУ, то главная медицинская сестра должна с ними сотрудничать на равных, т. е. партнерских условиях. Круг лиц, подчиняющихся главной медицинской сестре, должен быть ограничен старшими медицинскими сестрами (акушерками, фельдшерами, фармацевтами).

5. Комплексная, системная,  целенаправленная работа главных  медицинских сестер, охват ими  всех актуальных проблем деятельности сестринского персонала ЛПУ возможны только при наличии детально разработанных и утвержденных планов работы и регламента их деятельности на месяц. Значительно расширяют их возможности по осуществлению эффективной управленческой деятельности активизация работы Совета медицинских сестер и особенно создание аппарата управления в виде введения должностей главных специалистов ЛПУ по направлениям (по хирургии, педиатрии и др., старших медицинских сестер по обучению и контролю, старших платных, процедурных, операционных, участковых медицинских сестер учреждения и т. д.), создание и организация работы учебно-методических кабинетов и т. д. Исключительно важным для главных медицинских сестер следует считать овладение правилами делегирования функций старшим медицинским сестрам и главным специалистам.

6. В связи с работой  по реформированию здравоохранения - структурной перестройкой стационарной помощи, перераспределением стационарных объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический уровень, развитием сети дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии, консультативно-диагностических центров, созданием службы врача общей практики и другими направлениями развития и преобразования медицинских наук - крайне важно активизировать работу по организации и адаптации деятельности сестринского персонала к работе в реформируемых и преобразуемых ЛПУ.

7. Важнейшим обязательным  элементом управленческой деятельности  главных медицинских сестер является  систематический контроль за  работой старших медицинских сестер, выполнением ими своих служебных обязанностей по организации сестринского ухода, внедрением стандартов деятельности сестринского персонала, обеспечением высокого качества сестринского ухода и т. д. К этой работе главная медицинская сестра должна шире привлекать членов Совета медицинских сестер.

8. Эффективное управление  сестринским персоналом возможно  только при условии постоянной  заботы о нем: о здоровье  сотрудников, охране труда, создании  благоприятного психологического  микроклимата в трудовом коллективе, оптимизации нагрузки, удобном графике работы, предоставлении желающим возможности получения дополнительного заработка и т. д.

9. Руководители сестринских  служб должны постоянно повышать  свою квалификацию, изучать новые  нормативные материалы, литературу по развитию сестринского дела, опыт передовых руководителей сестринских служб других ЛПУ, внедрять их позитивный опыт в свою работу, доводить требования новых нормативных актов до медсестер в части, их касающейся.

10. Руководители сестринских  служб должны стремиться к лидерству в своих организациях и влиять на других таким образом, чтобы они эффективно работали на достижение основных целей качественной сестринской помощи пациентам, при этом подчиненные должны твердо знать, что их усилия будут известны руководителю, и он их должным образом оценит.

11. Эффективная управленческая  деятельность руководителей сестринских  служб ЛПУ возможна только  при условии, что первые руководители  лечебно-профилактических учреждений  будут всемерно поддерживать  главных медицинских сестер в их усилиях по развитию сестринского дела в ЛПУ и умело корректировать их работу. Очень важно, чтобы руководителям сестринского персонала были созданы оптимальные условия для работы: удобные рабочие помещения, надежная связь со всеми службами ЛПУ, персональные компьютеры и необходимая оргтехника, достойная оплата труда, документальная регламентация труда - приказы, положения, планы, режимы работы, графики.

К объектам управления сестринским  и младшим медицинским персоналом относятся должности среднего и младшего медицинского и фармацевтического персонала, перечисленные в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения.

К объектам управления сестринским персоналом предъявляются определенные требования.

1. Работники, занятые на  должностях среднего медицинского  и фармацевтического персонала,  должны иметь соответствующее  образование, подтвержденное дипломом  государственного образца, сертификат специалиста и, желательно, аттестационную категорию.

2. Работники должны четко  знать свои должностные обязанности,  права и ответственность.

3. Работники должны выполнять  сестринские манипуляции в точном  соответствии со стандартами  деятельности, утвержденными в установленном порядке и доведенными до сведения работников.

4. Нагрузка работников, устанавливаемая  руководителем, должна соответствовать  физиологическим возможностям работников  качественно выполнять свои обязанности.

5. Для работников  необходимо создать благоприятные  условия: составить оптимальные  графики работы и отпусков; обеспечить  их средствами малой механизации  труда; создать диспетчерскую  (оперативную) и транспортную (межотделенческую) службы; ввести должности курьеров по учреждению; организовать централизованную службу наркотиков (ЦСН); внедрить единую компьютерную сеть, объединяющую автоматизированные рабочие места (АРМ); эффективно организовать работу централизованного стерилизационного отделения (ЦСО) и других служб, оказывающих помощь в первую очередь средним медицинским работникам лечебных отделений. Особенно важно внедрять в учреждениях важнейший принцип организации работы: «все службы ЛПУ работают на максимальное удовлетворение потребностей лечебных отделений».

6. Необходимо  обеспечивать работникам безопасные  условия труда, охрану их здоровья  и т. д.

7. Исключительно  важно, чтобы руководители использовали  все имеющиеся возможности действующего  законодательства для достойной  оплаты труда работников (повышения, надбавки, доплаты, премирование, использование средств ОМС и др.).

8. Важнейший  фактор обеспечения эффективной  работы средних медицинских и  фармацевтических работников -- создание  условий для постоянного повышения  их квалификации, самоподготовки, прохождения аттестации и сертификации, а также включение лучших и перспективных работников в резерв кадров для замещения должностей руководителей и других наиболее важных для сестринского дела должностей в ЛПУ.

 

 

 

 

 

 

 

4. Принципы  управления сестринским персоналом

       Управление осуществляется на основе принципов управления. Число принципов управления неограниченно, и они непрестанно изменяются в зависимости от условий управленческой деятельности. Рассмотрим принципы, которые, на мой взгляд, наиболее применимы для сестер-руководителей.

  • Разделение труда - позволяет сократить число объектов, на которые должно быть направлено внимание и действие работников. Результатом разделения труда руководителей являются специализация управленческих функций и разделение власти.

       Так, объем обязанностей, возложенных на главных медицинских сестер ЛПУ, чрезвычайно разнообразен, имеет место перегруженность решением множества оперативных задач. В связи с этим необходима передача части их функциональных обязанностей по управлению другим работникам, выполняющим управленческие функции, что позволит им сосредоточить свое внимание на важнейших проблемах в управлении сестринским делом. Предлагается ввести дополнительные должности, такие как старшие медицинские сестры-координаторы, сестры по обучению, медсестры-менеджеры и т.д.

  • Власть - это ответственность. Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться.

       Различают авторитет власти руководителей, основанный на уставе предприятия (положение об учреждениях и их подразделениях), и личный авторитет, зависящий от ума, знаний, опыта, нравственной силы, распорядительности, заслуг и т. д. У хорошего руководителя личный авторитет должен дополнять власть, принадлежащую ему по уставу (положению).

       Власть немыслима без ответственности, сопровождающей ее действия. Ответственность - естественное следствие власти, ее необходимый атрибут. Необходимость ответственности обусловлена чувством справедливости, тем, что в интересах общего дела следует поощрять полезные действия и наказывать за вредные, причем руководитель должен сам иметь чувство ответственности и поощрять его у своих подчиненных. Между тем правовой статус главных и старших медицинских сестер таков, что, имея множество обязанностей, они не имеют права самостоятельно поощрять лучших и наказывать неудовлетворительно работающих из средних и младших медицинских работников.

  • Дисциплина - это повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые в соответствии с установленными между предприятием, организацией и его служащими соглашением.

       Состояние дисциплины зависит не только от исполнительности, дисциплинированности подчиненных, но и от компетентности, умелого руководства начальников.

Информация о работе Менеджмент в сестринском деле