Логистика запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:44, реферат

Краткое описание

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.
Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Файлы: 1 файл

111.docx

— 51.45 Кб (Скачать)

необходимо соответствующее  моделирование или имитация.

Поскольку в фирмах различных  отраслей экономики создание товарно-материальных

запасов определяется той  специфической ролью, которую они  играют в процессе

выпуска продукции, по объяснимы  и различия в подходах к политике

капиталовло в данной области  и к определению приоритетности

задач, решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей на­родног

хозяйства основной задачей  является контроль за сырьем, в других — за готовой

продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары,

большая часть организацион усилий концентрируется на контроле за

незавершенным производством.

Так, фирмы, выпускающие железнодорожный  подвижной состав, производят эту

продукцию по заказам потребителя. Никто не станет просто так создавать

запасы, например, дизельных  двигателей. В швейной промышленности создаются

лишь минимальные запасы готовой продукции, что объясняется  непостоянством

вкусов и моды. В последнем  случае значительная часть средств  вкладывается в

неза производство — полуфабрикаты, которые заготовляются для того,

чтобы быстро отреагировать  на изменение потребностей рынка  изделий.

Прямо противоположна ситуация в фирмах, выпускающих шины. Успех  здесь в

основном зависит от того, насколько быстро удовле спрос, и  поэтому

готовые изделия должны иметься  в  наличии. Производство шин на заказ

осуществляется редко, так  как потребители отдают предпочтение определенному

сорту или марке продукции. Здесь характерным является неоднократная  продажа

одному и тому же потребителю  одного и того же (по номенклатуре) товара.

Инвестиции в запасы сырья  и незавершенное производство в  фирмах шинной

промышленности поддерживаются на минимальном уровне.

Многие из фирм, функционирующих  в различных отраслях экономики, относительно

успешно осуществляют инвестиции в товарно-материальные запасы. В  то же время

в большом количестве фирм бытует мнение, что управление запасами является

сферой ответственности  низшего уровня руководства —  задачей чисто

технического порядка. Вместе с тем американские специалисты, проводившие

ана политики по управлению запасами торговых фирм (розничных  и оптовых),

действующих в 17 различных  отраслях экономики, пришли к выводу, что если бы

типичная не преуспевающая  фирма делала то же самое, что и  преуспевающая, то

ей бы удалось добиться ускорения оборачиваемости товарных запасов в два раза,

т. е. при одном и том  же товарообороте она смогла бы сократить  запасы из 50%.

Коэффициенты оборачиваемости  капитала характеризуются зна­чительно

изменчивостью и существенно  отличаются не только у преуспевающих  и не

преуспевающих компаний, но и у фирм различ типа. Последнее  объясняется в

основном спецификой структу  издержек, существующей в отраслях народного

хозяйства, сезон колебаниями  сбыта, нормами конкурентной борьбы,

приня в той или иной отрасли экономики, уровнем рентабельности, стилем

руководства предприятиями  и характером деловых опера. Таким  образом,

перечисленные обстоятельства следует отнести к весьма важным факторам,

оказывающим серьезное влияние  на эффективность политики любой  фирмы в области

создания и реали запасов.

В настоящее время в  промышленно развитых странах с  рыночной экономикой

проявляется весьма существенный разрыв между тео и практикой  принятия

решений в рассматриваемой  сфере, и возник он, прежде всего  по двум причинам.

Во-первых, в недавнем прошлом  высшее руководство фирм слишком  много внимания

уде быстрому росту объема продаж в ущерб эффективности  управ­лени

товарно-материальными запасами и производством. Во-вто, многие ученые и

экономисты, занимавшиеся вопросами  управ, излишне много внимания

уделяли разработке математически  «чистых» моделей принятия решений, имевших

малую практичес ценность.

Указанные причины имели  под собой определенные основания. Народное хозяйство

большинства стран Запада пережило эру эконо роста,

характеризовавшего их послевоенное развитие. Первоначально рост достигался за

счет энергичного покрытия отло спроса, накопившегося за годы войны.

Впоследствии рас потребительского спроса также поддерживало высокие

тем роста, который обеспечивался, кроме того, формированием но­вы

внутренних рынков и рынков в развивающихся странах. В такой  экономической

обстановке для руководства  фирм было резонным направлять усилия на

обеспечение быстрого роста  объема продаж. Управление запасами и  планирование

производства, а этот период стояли на втором плане.

В 60-е годы высшее руководство  фирм получило возможность использовать

достижения научно-технического прогресса. Управле деятельностью  фирм

стало осуществляться на основе примене вычислительных машин, В  связи с

этим возросли требования, к получению информации относительно затрат на

текущую производственную деятельность, в том числе на создание и хранение

товарно-материальных запасов. Управление запасами и планирование производства

стали играть более заметную роль в хозяйственной деятельности фирм.

В 70-80-е годы произошли  еще более важные изменения в  сфере производства,

темпы экономического роста  замедлились, и это при к существенным

переменам на рынке. Покупатель начал требо максимально разнообразной

продукции {или максимальной свободы выбора). Количество видов  изделий,

требуемого для насы рынка, становится все большим, соответственно

жизненные циклы товаров  — короче. Все это привело к  расширению номенкла­тур

товаров и во многих случаях  к повышению издержек производ. Поэтому  среди

прочих вопросов, которые  встали перед руко фирм, не последнее  место

занимает повышение эффектив распределения внутренних ресурсов, т. е.

совершенствование управления товарно-материальными запасами.

                II. Системы управления запасами  на фирмах               

В условиях обострившейся  конкуренции среди мер, с помощью  которых можно

обеспечить рационализацию производства и усовершенствовать  его технологию,

следует выделить снижение времени  на прохождение изделий и запасов  в цехах и

на складах. Применяемые  сегодня для этого системы  управления производством

всегда удовлетворяют  требованиям рынка. К их основным недостаткам следует

отнести:

- слишком большие отклонения  сметного планирования от реального  положения

дел, несмотря на значительные затраты на электронную обработку  данных и

систему в целом;

- отсутствие возможностей  эффективно влиять на производительность, сроки

прохождения цикла и необходимый  уровень запасов;

- недостаточная свобода  действий планирующих структур  и связанных с

планированием сотрудников.

Как показывает зарубежный опыт, в промышленно развитых стра эффективное

время обработки детали составляет максимально 20% от времени прохождения

цикла. Это свидетельствует  о весьма длительном нахождении детали в

производстве в полу готовом  виде и приводит к созданию больших  запасов, а

соответственно и росту  затрат на них. Исследования, проводимые в ряде

западных стран, дают основания  утверждать, что ожидаемая прибыль  от каждого

процента сокращения уровня запасов может быть приравнена к 10-процентному

росту оборота.

В настоящее время значительно  возросли требования рынка к параметрам изделий,

и, прежде всего к их качеству. Произошло это вследствие преобладания

предложения над спросом, наличии избы производственных мощностей  и

т.д. Отсюда следует, что успеха в конкурентной борьбе может достигнуть тот,

кто наиболее рациональным образом  построил свое производство, так что  его

экономические показатели находятся  на оптимальном уровне. Эта цель

достигается, кроме прочих мер, путем:

         а)  снижения затрат, связанных с  созданием и хранением запасов;        

б) сокращения времени поставок;

в) более четкого соблюдения сроков поставки;

г) увеличения гибкости производства, его приспособленности к условиям рынка;

д) повышения качества изделий;

е) увеличения производительности.

В последние годы произошло  заметное усовершенствование ме производства,

что позволило снизить  производственные рас. Дальнейшая экономия средств,

как уже отмечалось выше, может быть достигнута, если будут  реализованы

резервы, заложен в рационализации обеспечивающих процессов. Прежде всего,

это относится к оптимизации  запасов. Решения, принимаемые ру фирм

в этой области, в конечном счете касаются каждо отдельного вида товара или

предмета хранения, конкретная еди которых, подлежащая контролю,

называется «единицей  учета запасов» (е.у.з.).

Изучение реально действующих  систем управления запасами, состоящих  из многих

е.у.з., показало, что существует статистическая закономерность, определяющая

размеры потребности в  видах това, представленных в запасах. Типично

положение, когда на при 20% е.у.з. приходится 80% объема спроса в

денежном выраже. При этом для запасов товаров широкого потребления

характер меньшая концентрация е.у.з. высокой стоимости, чем для  запасов

товаров промышленного назначения. Отсюда следуете что все е.у.з.,

составляющие запасы фирмы, не должны контролироваться на  одном  уровне.

Данный вывод является одним из наиболее важных, и его  необ учитывать

при управлении множеством запасов  при условии, что они рассматриваются

изолированно друг от друга. Это помогает идентифицировать наиболее важные

е.у.з., находящиеся в запасах. Они получают приоритет при распределении

времени в процессе управления товарно-материальными запасами в  любой

рас системе. Однако относительный  приоритет, которым пользуется

та или иная продукция, часто меняется, так как спрос  на нее, как и ее

стоимость, не остаются постоянными. Это значит, что распределение  по

стоимости единиц учета товаров  представляет со динамическое, а не

статичное понятие.

Сегодня, благодаря активизации  ряда факторов, в том числе и  внедрению

логистики, многие предприятия  последовательно связа друг с  другом,

производство и система  запасов приобретают взаимозависимый  характер. В такой

ситуации управление производством  означает организацию работы не только

каждого звена в от, но и всех вместе как единого целого. Анализируя

систему производственных заказов, многие фирмы стали исходить из метода

комплексного регулирования, позволяющего гармонично соединить, все  звенья и

соразмерить объемы производства и запасов. Для этого, по мнению руководства

фирм, важно снизить их колебания на каж стадии путем  точного

прогнозирования спроса на продукцию, и проведения такой политики заказов,

которая позволила бы сбалан изменения спроса. Кроме того, для

достижения искомого соответствия на каждой стадии все расхождения  необходимо

регистрировать, и информация о них посредством обратной связи  должна

учитываться в исходном производственном плане с последующей возможностью

корректировки.

В целях снижения на каждой стадии соразмерности объемов производства и

товарно-материальных запасов  в настоящее время наиболее широко применяется

такой метод контроля, как  обратная связь в системе производственных запасов.

Благодаря целенаправленному  применению организованных, плановых и контрольных

мероприятий возможно, с одной  стороны, воспрепятствовать созданию излишних

запасов, а с другой устранить  такой недостаток, как отсутствие готовности к

поставкам.

Логистический подход к управлению товарно-материальными запасами

предусматривает отказ от функционально ориентированной  концепции в этой

области, так как она  имеет следующие недостатки:

— проблемы, возникающие  в создании и хранении запасов, часто  решаются по

принципу поиска виновного  в другой структуре, вме выявления  их истинных

причин;

— любое функциональное звено  каждой организационной струк разрабатывает

свою собственную политику запасов, что не всегда согласовывается  на более

высоком уровне;

— производство, как правило, обеспечивается излишками товар-материальных

запасов.

Следовательно, проблема запасов  не может быть решена, если отдельные  функции

организованной структуры  будут развиваться не комплексно. Требование

оптимизации запасов привело  к необхо разработать единую концепцию

ответственности за товар-материальные запасы.

С развитием логистики  в фирмах началась перестройка управле  материальными

запасами, стала налаживаться их тесная коор с общим материальным

потоком фирм. В соответствии с целями этой перестройки были созданы  отделы

материальных пото, не зависящие  от сектора складов производственного

отдела предприятия. Среди  экстренных задач, поставленных перед  вновь

созданными отделами, следует  выделить «сведение до нуля погреш в

складировании» и «передачу  данных о состоянии складских  запасов в масштабе

реального времени».

Принятые меры дали положительные  результаты, — произошло повышение

Информация о работе Логистика запасов