Логистика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:
нужный товар;
необходимого качества;
в необходимом количестве доставлен;
в нужное время;
в нужное место;
с минимальными затратами.

Файлы: 1 файл

Логистика как наука определение задачи объект предмет правила логистики.docx

— 235.49 Кб (Скачать)

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Логистика как наука: определение, задачи, объект, предмет, правила логистики

 

Логистика — интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.

Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:

    • нужный товар;

    • необходимого качества;

    • в необходимом количестве доставлен;

    • в нужное время;

    • в нужное место;

    • с минимальными затратами.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

Поскольку логистический подход требует введения нового объекта изучения (потока), приведем его определение. Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемых как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока — количество, объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

Логистика может иметь дело с многообразными потоками материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.

Материальный поток — совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.

Материальный поток характеризуется такими процессами как транспортировка, погрузочно-разгрузочные операции, обработка продукции, складирование и хранение.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.

Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции (логистика закупок, или заготовительная логистика); производственная логистика; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции (распределительная логистика).

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

1. Груз — нужный товар.

2.  Качество — необходимого качества.

3.  Количество — в необходимом количестве.

4.  Время — должен быть доставлен в нужное время.

5.  Место — в нужное место.

6. Затраты — с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Их классификация и примеры приведены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация и примеры задач, решаемых в логистике

Глобальные

Общие

Частные

1. Достижение  максимального эффекта функционирования  ЛС с минимальными затратами  
2. Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования

1. Создание интегрированной  системы регулирования МП и  ИП  
2. Разработка способов управления движением товаров  
3. Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров  
4. Разработка системы учета и анализа логистических издержек  
5. Внедрение системы качества на предприятии  
6. Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д.  
7. Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями  
8. Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей  
9. Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов  
10. Внедрение систем управления движением МП MRP, JIT и их модификаций  
11. Планирование мощности ЛЦ  
12. Контроль МП  
13. Координация деятельности различных подразделений предприятий  
14. Внешняя и внутренняя интеграция  
15. Разработка логистической стратегии

1. Снижение уровня  страховых запасов  
2. Сокращение времени хранения продукции в запасах  
3. Сокращение времени перевозки  
4. Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории  
5. Поиски, выбор поставщиков  
6. Организация приемки, разгрузки, складирования МР  
7. Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей  
8. Выбор места расположения торговой точки  
 
9. Кратковременное увеличение мощности ЛС  
10. Устранение непроизводительных участков  
11. Оформление заказов  
12. Выбор типа торгового посредника  
13. Выбор вида транспорта для перевозки грузов  
14. Выбор маршрута перевозки  
15. Оформление внешнеторговой сделки


 

 

Логистические операции — самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К логистическим операциям относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др.

Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Классификация основных функций логистики приведена в табл.2.

Таблица 2

Классификация функций логистики

Признак классификации

Вид

Описание

Характер выполняемых задач

Оперативные

Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков

Координационные

Выявление и сопоставление потребностей и мощности ЛС, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев ЛЦ

Содержание

Базисные

Снабжение, производство, сбыт

Ключевые

Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение объемов и направлений МП, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг

Поддерживающие

Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка

С концептуальных позиций

Системообразующая

Организация системы управления всеми ресурсами

Интегрирующие

Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ

Регулирующие

Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат

Результирующая

Направлена на достижение конечной цели логистического управления — выполнение шести правил логистики


 

 

Приведенная классификация ЛФ позволяет выделить следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика. 
2. Реинжиниринг в логистике

 

Типичный путь к системной интеграции пролегает через процедуру, которую называют реинжинирингом (реорганизацией) логистического процесса. Основная идея заключается в том, что для оценки возможных и необходимых масштабов интеграции. прежде всего, нужно выявить и изучить этапы выполнения конкретных действий. Не существует никаких общих правил, определяющих идеальную или хотя бы минимальную степень реинжиниринга. Все зависит от решений и намерений руководства.

Для пересмотра и анализа эффективности выполнения определенных действий, решения задач, использования ресурсов, управления отдельными функциональными областями или даже работы всей логистической системы применяются почти одинаковые процедуры.

Все программы логистического реинжиниринга объединяют четыре общих свойства. Во-первых, цель состоит в повышении уровня интеграции некоторых или всех аспектов рассматриваемой деятельности. Аналитическими основаниями интеграции являются принципы системного анализа. Во-вторых, очень важным элементом реорганизации является критическое сравнение имеющейся системы с лучшими образцами отраслевой практики и восприятие передового опыта. В-третьих, для достижения нужного эффекта интеграции следует провести «разусреднение», или декомпозицию, соответствующих видов деятельности. Для этого необходимо наладить оценку эффективности и издержек по видам деятельности. Наконец, реинжиниринг предполагает постоянную работу над повышением качества.

Основу реорганизации логистики составляют принципы системного анализа. Трудно указать на единственный источник системного анализа, поскольку это понятие охватывает все формы организованной деятельности. Столкнувшись после окончания второй мировой войны с совершенно новыми, неизведанными проблемами, ученые разработали методологию исследования и решения сложных технических и организационных задач. Теперь этот подход принято называть системной интеграцией. Для более полного понимания сути интегрированной логистики желательно владеть основами системного подхода. Большинство статей, описывающих потенциальные возможности интегрированной логистики, опирается на принципы системного анализа, что позволяет избежать тупика, возникающего при изолированном рассмотрении отдельных логистических функций.

Понятие «реинжиниринг» на отечественном складском рынке появилось недавно, и, наверное, поэтому иногда встречаются разные толкования этого термина. В классическом определении под реинжинирингом подразумевают радикальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов (бизнес-процессов) для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы. Само понятие возникло на западе в начале ХХ века как новая революционная технология улучшения бизнес-процессов.

В России этот термин почему-то упорно пытаются связать со стройкой, реконструкцией и другими физическими преобразованиями конкретных объектов. Видимо, правильному восприятию мешает корень слова, прочтение которого в воображении россиян вызывает ассоциацию с инженером – человеком в строительной каске и с чертежами под мышкой. На самом деле реинжиниринг бизнес-процессов используется в случаях, когда надо принять обоснованное решение о реорганизации деятельности: радикальных преобразованиях, реструктуризации бизнеса, замене действующих структур управления на новые и прочие.

Понятие реинжиниринга складских комплексов было расширено участниками рынка, и помимо собственно бизнес-процессов в него, как правило, включают любое существенное изменение, приводящее к резкому увеличению производительности или ощутимой оптимизации существующего складского хозяйства. С этой точки зрения любые изменения, приводящие к качественному улучшению основных показателей складского хозяйства – скорости приемки и отгрузки товара, эффективности использования существующих или планируемых площадей, снижению потерь от пересортицы и недостачи и т. п., относятся к реинжинирингу. Зато методы, с помощью которых достигается качественное улучшение этих показателей, могут быть разными, в зависимости от того, какими исходными данными мы располагаем и к какому качественному результату хотим прийти.

Приведем примеры реинжиниринга складского хозяйства. Компания обнаружила, что за последний год потеряла десять крупных клиентов, которые делали 30% оборота компании. Руководство, собрав по этому вопросу два внештатных совещания, выяснило, что проблема – в низкой скорости обработки поступающих от клиентов заказов. Поступивший заказ доставляли только на следующий день, тогда как конкуренты делали доставку в тот же день. Руководство, пригласив «начальника транспортного отдела» и «начальника склада», поставило задачу увеличить скорость обработки заказов. Начальник транспортного отдела заявил, что всему виной недостаточное число автомобилей, используемых для доставки, попросил денег на покупку трех автомобилей и увеличить штат. Руководитель склада сказал, что проблема в том, что номенклатура товаров слишком большая – сотрудники тратят много времени на подбор товара, и попросил дополнительного финансирования на организацию стеллажей, дополнительную автоматизацию и сотрудников. Сумма недополученной прибыли от потери клиентов составила 300 тыс. USD в год, а целевое финансирование – около 200 тыс. USD. Скрепя сердце руководство выделило деньги и… никакого эффекта! В чем причина? Очевидно, не было проведено тщательное исследование проблемы, решения принимали, что называется, «на коленке». Результат – прямые убытки и упущенное время.

Информация о работе Логистика как наука