Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 17:15, реферат
Актуальность логистики и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывают использование возможностей логистики. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и поставкой готового продукта потребителю, способствует значительному сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Цель логистики заключается в том, чтобы нужные товары имелись в нужном месте, в необходимом количестве, в нужный момент. Цель дисциплины «Логистика» — дать знания, необходимые для искусства управления материалопотоком, т.е. потоком продукции от источника к потребителю. Какое воздействие на материалопоток оказывают различные организации, фирмы, посредники, связанные с распределением продукции, снабжением, транспортом, запасами, складским хозяйством.
Объектом изучения научной и учебной дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки.
Актуальность
Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками.
Управление
1. Определение логистики, как науки
Логистика — часть экономической науки и область деятельности, предмет которой заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.
Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
С позиции менеджмента
организации логистику можно
рассматривать как
Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.
В генезисе логистики ХХ века можно выделить несколько исторических этапов.
Период с 1920-х до начала 1950-х годов называется периодом «фрагментаризации», когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована, хотя отдельные логистические функции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, транспортировке, складировании и т. п. Однако, общие экономические условия, уровень развития технологии и менеджмента не способствовали проявлению феномена логистики.
Рассматриваемый период
важен тем, что в нем были сформулированы
предпосылки будущего внедрения
логистической концепции. К ним
можно отнести следующие
Период с середины 1950-х по 1970-е годы западные специалисты называют периодом становления (концептуализации) логистики. Этот период характеризуется быстрым развитием теории и практики логистики.
Одним из ключевых факторов
стремительной экспансии
Концепция общих затрат явилась базисом для развития методологии принятия логистических решений.
В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время.»
К концу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики, и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике.
К концу 1970-х годов на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная» революция, которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение.
Период с 1980-х по 1990-е годы характеризуется стремительным развитием современных маркетинговой и интегральной концепций логистики в индустриальных странах Запада.
Продвижению логистических
концепций в бизнесе
Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений стала широко распространившаяся в западном бизнесе концепция всеобщего управления качеством. Эта концепция является своего рода философией управления, которая признает, что нужды потребителя и цели бизнеса неразделимы. [2]
Эволюция логистики
показывает, что она становится одним
из важнейших стратегических инструментов
в конкурентной борьбе для многих организаций
бизнеса, и те фирмы, которые использовали
концепции интегрированной логистики,
как правило, упрочили свои позиции на
рынке. [2]
2. Виды логистики на предприятии
Логистика как наука об управлении материальными, информационными и другими потоками включает в круг своих интересов значительную часть сферы экономической жизни общества. В связи с этим для формализации научных исследований и практических разработок она разбивается на несколько направлений.
По масштабам разрабатываемых проблем логистика делится на макрологистику и микрологистику.
В сферу исследований макрологистики включаются процессы, которые протекают на региональном, межрегиональном, общенациональном и межгосударственном уровне. Логистика на данном уровне выражается в проведении глобальной логистической стратегии, которая состоит в формировании устойчивых торгово-экономических связей между отдельными странами и регионами на основе территориального распределения труда в рамках сформированной специализации и межотраслевой кооперации.
Эффективность глобальной
логистической стратегии
Глобальная
Микрологистика занимается комплексом вопросов по управлению материальными, информационными и другими потоками, основываясь на интересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.
По характеру зон управления логистика делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя логистика занимается вопросами регулирования потоковых процессов, которые выходят за рамки деятельности, но находятся в сфере влияния субъекта хозяйствования. Внутренняя логистика направлена на координацию и усовершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий.
В экономической литературе наиболее распространенными принципом структуризации логистики является характер хозяйственной деятельности. В соответствии с этим принципом выделяют такие виды логистики: закупочную (заготовительную), производственную, распределительную, транспортную, информационную и т.д. [3]
Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях. Задачи производственной логистики отражают организацию управления материальными и информационными потоками не просто внутри логистической системы, а в рамках процесса производства.
Логистика в сфере
распределения представляет собой комплекс
стратегических, организационных, финансовых
и других мер, тесно связанных между собой
в гибкую систему управления материальными,
информационными, финансовыми и другими
потоками в непроизводственный период.
Транспортная логистика определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:
К задачам транспортной логистики относят:
Информационная
3. Функции логистики
В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок, задачи определения оптимального объема и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие.