Логистика, как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 17:15, реферат

Краткое описание

Актуальность логистики и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывают использование возможностей логистики. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и поставкой готового продукта потребителю, способствует значительному сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

                                                         Введение

         Цель логистики  заключается в том, чтобы нужные товары имелись в нужном месте, в  необходимом количестве,  в нужный момент. Цель дисциплины «Логистика»  — дать знания, необходимые для  искусства управления материалопотоком, т.е. потоком продукции от источника к потребителю. Какое воздействие на материалопоток оказывают различные организации, фирмы, посредники, связанные с распределением продукции, снабжением, транспортом, запасами, складским хозяйством.

         Объектом изучения научной и учебной дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки.

         Актуальность логистики и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывают использование возможностей логистики. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья,  полуфабрикатов, комплектующих изделий и поставкой готового продукта потребителю, способствует значительному сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

         Деятельность в  области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Принципиальная новизна логистического подхода – органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода – сквозное управление материальными потоками.

         Управление материальными  потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности любого уровня. Однако, лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важной  функции экономической жизни.  

1. Определение  логистики, как науки

         Логистика — часть  экономической науки и область деятельности, предмет которой заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

         Более широкое определение  логистики трактует ее как науку  о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

         С позиции менеджмента  организации логистику можно  рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки  и хранения материалов, деталей и готового инвентаря. Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. [1]

         Логистика является относительно молодой и бурно  развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному  аппарату и терминологии, постоянно  уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.

         В генезисе логистики ХХ века можно выделить несколько исторических этапов.

         Период с 1920-х до начала 1950-х годов называется периодом «фрагментаризации», когда идея логистики  как интегрального инструмента  снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована, хотя отдельные логистические функции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, транспортировке, складировании и т. п. Однако, общие экономические условия, уровень развития технологии и менеджмента не способствовали проявлению феномена логистики.

         Рассматриваемый период важен тем, что в нем были сформулированы предпосылки будущего внедрения  логистической концепции. К ним  можно отнести следующие факторы:

  • возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров
  • рост транспортных тарифов
  • появление и быстрое распространение концепции маркетинга
  • развитие теории и практики военной логистики

         Период с середины 1950-х по 1970-е годы западные специалисты  называют периодом становления (концептуализации) логистики. Этот период характеризуется быстрым развитием теории и практики логистики.

         Одним из ключевых факторов стремительной экспансии логистики  в западный бизнес явилось возникновение  концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том,  что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Например, переключая перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, то есть исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами.

         Концепция общих  затрат явилась базисом для развития методологии принятия логистических  решений.

         В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время.»

         К концу 1970-х годов  были сформулированы фундаментальные  принципы бизнес-логистики, и некоторые  западные фирмы начали их успешно  применять на практике.

         К концу 1970-х годов на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная» революция, которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение.

         Период с 1980-х по 1990-е годы характеризуется стремительным развитием современных маркетинговой и интегральной концепций логистики в индустриальных странах Запада.

         Продвижению логистических  концепций в бизнесе способствовал  быстро развивающийся рынок электронных  коммуникаций, а именно: сетей передачи данных, факсимильной связи, электронной почты, телеконференций, расчетных палат, общедоступного ПО и т. д.

         Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений  стала широко распространившаяся в  западном бизнесе концепция всеобщего управления качеством. Эта концепция является своего рода философией управления, которая признает, что нужды потребителя и цели бизнеса неразделимы. [2]

         Эволюция логистики  показывает, что она становится одним  из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке. [2] 
 
 
 
 
 
 

2. Виды  логистики на предприятии

         Логистика как наука  об управлении материальными, информационными и другими потоками включает в круг своих интересов значительную часть сферы экономической жизни общества. В связи с этим для формализации научных исследований и практических разработок она разбивается на несколько направлений.

         По масштабам разрабатываемых проблем логистика делится на макрологистику и микрологистику.

         В сферу исследований макрологистики включаются процессы, которые протекают на региональном, межрегиональном, общенациональном и  межгосударственном уровне. Логистика  на данном уровне выражается в проведении глобальной логистической стратегии, которая состоит в формировании устойчивых торгово-экономических связей между отдельными странами и регионами на основе территориального распределения труда в рамках сформированной специализации и межотраслевой кооперации.

         Эффективность глобальной логистической стратегии характеризуется  различными показателями. Например, отношением объема межрегиональной или внешней  торговли к объему соответствующего валового продукта, удельным весом  завезенных комплектующих изделий в общем объеме выпуска продукции и т.д.

         Глобальная логистическая  стратегия, которая проводится не одной, а группой стран, может оформляться  в наиболее важные политические решения. Ярким примером этого является создание ЕС с единым внутренним рынком (упрощенные и отмененные таможенные формальности, ускоренное внедрение общеевропейских стандартов, провозглашенная равноправность фирм и компаний стран-участниц при получении государственных контрактов в каждой стране союза и т.д.).

         Микрологистика занимается комплексом вопросов по управлению материальными, информационными и другими потоками, основываясь на интересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.

         По характеру зон управления логистика делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя логистика занимается вопросами регулирования потоковых процессов, которые выходят за рамки деятельности, но находятся в сфере влияния субъекта хозяйствования. Внутренняя логистика направлена на координацию и усовершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий.

         В экономической  литературе наиболее распространенными  принципом структуризации логистики является характер хозяйственной деятельности. В соответствии с этим принципом выделяют такие виды логистики: закупочную (заготовительную), производственную, распределительную, транспортную, информационную и т.д. [3]

         Закупочная логистика  является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.

         Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях. Задачи производственной логистики отражают организацию управления материальными и информационными потоками не просто внутри логистической системы, а в рамках процесса производства.

         Логистика в сфере распределения представляет собой комплекс стратегических, организационных, финансовых и других мер, тесно связанных между собой в гибкую систему управления материальными, информационными, финансовыми и другими потоками в непроизводственный период. 
 

         Транспортная логистика определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:

  • процесс планирования, организации и осуществления рациональной и недорогой доставки (перевозки) грузов (товаров) от мест их производства и до мест потребления;
  • контроль за всеми транспортными и другими операциями, возникающими в пути следования грузов с использованием современных средств телекоммуникации, информатики и других информационных технологий;
  • предоставление соответствующей информации грузовладельцам.

К задачам  транспортной логистики относят:

  • создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей. [4]

         Информационная логистика  — совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков  между цифровыми и традиционными носителями. Информационная логистика имеет аллегорическое сходство с транспортной и складской логистикой. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Функции  логистики

         В процессе управления материальными потоками в экономике  решается множество разнообразных  задач. Это задачи прогнозирования  спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок, задачи определения  оптимального объема и направлений  материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие.

Информация о работе Логистика, как наука