Логистика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 08:48, реферат

Краткое описание

Слово «логистика» происходит от английского logistics, что означает «счетное искусство», «искусство рассуждения, вычисления» [18]. До наших дней дошли две трактовки понятия логистики: в трудах Лейбница такой термин использовался для обозначения математической логики; в военной области логистика означала искусство управления войсками, сочетающее управление материально-техническим снабжением, транспортным обслуживанием армии и определение мест дислокации войск. Сегодня логистику определяют как науку, процесс, концепцию и инструмент управления.

Файлы: 1 файл

Курсовик по ЛОГИСТИКЕ.doc

— 66.50 Кб (Скачать)


Слово «логистика» происходит от английского logistics, что означает «счетное искусство», «искусство рассуждения, вычисления» [18].  До наших дней дошли две трактовки понятия логистики: в трудах Лейбница такой термин использовался для обозначения математической логики; в военной области логистика означала искусство управления войсками, сочетающее управление материально-техническим снабжением, транспортным обслуживанием армии и определение мест дислокации войск.  Сегодня логистику определяют как науку, процесс, концепцию и инструмент управления.

Логистика является молодой наукой, многие понятия и термины в которой уточняются, в том числе претерпело несколько изменений и определение логистики.

Логистика — наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы и с оптимальными затратами ресурсов.

Логистика — процесс планирования, организации и контроля движения материальных потоков и сопутствующих им информации, финансов и сервиса с целью полного удовлетворения требований потребителей и с оптимальными затратами ресурсов.

 

 

 

 

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные и сопутствующие им сервисные, информационные, финансовые потоки.

В литературе существует несколько определений потока, большинство ученых сходятся во мнении, что поток — это совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором интервале времени, измеряемая в абсолютных единицах за определенный промежуток времени [33, 39].  Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный пункты; траектория и длина пути, промежуточные пункты; скорость и время движения.

Материальный поток — находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и функции.

Параметрами материального потока являются:

·номенклатура, ассортимент и количество продукции;

·габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

·весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

·физико-химические свойства;

·характеристики тары (упаковки);

·условия транспортировки и хранения;

·стоимостные характеристики и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

ответим на вопросы: какие преимущества дает логистика и почему логистика актуальна для российских предприятий?

По мнению специалистов (экспертная оценка), применение логистики позволяет:

  снизить уровень запасов на 30—50%;

  сократить время движения продукции на 25—45%;

  сократить повторные складские перевозки в 1,5—2,0 раза;

  сократить расходы на автоперевозки на 7—20%, на железнодорожные — на 5—12%. 

Применение логистики значительно повышает производительность труда как в сфере обращения, так и в сфере производства.  По оценкам специалистов, с начала 1980-х гг. в США в ежегодном общем увеличении производительности труда (5—6%) половина (2,5—3%) достигается за счет распространения логистики.  Установлено, что сокращение логистических издержек на 1% эквивалентно почти 10% увеличения объема продаж.

Применение логистики может повысить эффективность деятельности российских предприятий, сделать их более конкурентоспособными, создать основу для долговременного успеха.  Для этого необходимо разработать логистическую стратегию предприятия, которая предназначена для поддержки корпоративной стратегии.  В основе логистической стратегии должна быть положена логистическая миссия, или так называемые семь правил логистики (правило 7R (right), или логистический микс).  Они определяют все дальнейшие действия и решения в области логистики предприятия: обеспечение нужного продукта в необходимомколичестве соответствующего (заданного) качества в нужном месте в установленное время конкретному потребителю с наилучшими (минимальными) затратами.

 

Формирование логистической системы, в которой все функциональные области интегрированы, требует достаточно продолжительного времени.  Развитие логистических систем предприятий проходит четыре последовательные стадии (уровня) развития.  На первой стадии логистика затрагивает складирование и транспортировку готовой продукции.  Эти функции выполняются по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции.

На второй стадии логистика включает обслуживание заказчиков, обработку заказов, складирование, управление запасами готовой продукции, транспортировку, т. е.  интегрируются все логистические функции, выполняемые при распределении готовой продукции.  На предприятии составляются сметы расходов, учитывающие все логистические операции, основной акцент в управлении делается на снижение затрат.

На третьей стадии к результату, достигнутому на предыдущем уровне, добавляются доставка сырья, материалов на предприятие, прогноз сбыта, управление запасами материалов, незавершенного производства, закупка сырья, материалов, проектирование логистических систем.  Оценка функционирования логистики предприятия производится на основе сравнения со стандартами качества.

На четвертой стадии интегрируются все функциональные области логистики.  Предприятия выходят на глобальный уровень работы с учетом законов разных стран; логистика охватывает и таможенные операции, вводится сплошная единая документация, усиливается потребность в «третьей стороне» (в логистических посредниках).

Переход от стадии к стадии может быть постепенным или скачкообразным (как результат внутри- и межорганизационного слияния).  Постепенный переход от одной стадии к другой занимает от 6 месяцев до 2 лет, а переход от первого до четвертого уровня развития занимает около 20 лет [22].

 

 

 

 

 

 

 

Логистика, как наука об управлении материальными потоками, появилась в России фактически одновременно с зарождением рыночной экономики. Во времена советского планового хозяйства сама идея оптимизации расходов на транспортировку и складирование товаров казалась не слишком нужной – тарифы на перевозки и хранение были фиксированы и практически не учитывались в цене продукции.
В настоящее время отношение к логистике в корне изменилось. Сейчас отлаженный механизм транспортировки и складирования считается непременным условием успешной деятельности любого производственного или торгового предприятия.
Исследования показывают, что расходы на хранение, перевозку, упаковку и прочие операции составляют до 70% стоимости товара, попавшего к конечному потребителю! Так что сокращение логистических издержек за счет использования новых подходов и технологий становится для компаний мощнейшим методом повышения конкурентоспособности бизнеса.
Особое внимание в этом плане уделяется уменьшению расходов на складские операции (хранение, сортировку, погрузку, разгрузку и т.п.), ведь в общей структуре логистических издержек они составляют более 50%.
Любой компании, планирующей развитие на территории России, приходится принимать немало трудных и ответственных решений, связанных именно со складской логистикой.
Какой тип склада сможет удовлетворить требованиям по условиям хранения и скорости обработки грузов? Стоит ли вкладывать средства в возведение собственных складов, арендовать ли площади в готовых логистических комплексах или же отдать всю логистику на аутсорсинг 3PL-операторам? 
Вопросов рождается множество, а цена правильного ответа на них – десятки и сотни миллионов рублей сэкономленных или, наоборот, потраченных впустую средств.
 

Все разнообразие складов


Для начала стоит отметить, что по оснащенности и, соответственно, по стоимости строительства и содержания склады разделяют на несколько классов – А, B, С и D.
Также нередко девелоперы дополнительно вводят подкатегории (например, «А+», «B+»), пытаясь подчеркнуть расширенную функциональность и дополнительные преимущества их складских комплексов.
Наиболее дорогими во всех планах являются складские комплексы класса «А» и «А+». Это современные монообъемные здания с высотой потолков не менее 10 м (для установки многоуровневого стеллажного оборудования), с шагом колонн не менее 9 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
Непременным атрибутом таких складов является ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м, на уровне 1,2 м от земли – для работы погрузочной техники (штабелеров, тележек и т.п.).
В числе обязательных признаков складов высшего класса – климатическая система с регулируемым температурным режимом, наличие автономной электроподстанции и теплового узла, большое количество ворот с пандусами для разгрузки транспорта, обширная охраняемая и огороженная территории для стоянки и маневрирования большегрузных автомобилей с удобными подъездными путями. Кроме того, комплексы класса «А» снабжаются офисными и подсобными помещениями и полным арсеналом телекоммуникаций.
Такие складские площади пригодны для обработки любых типов грузов, даже самых «капризных» – лекарств и продуктов питания, требующих быстрой деликатной обработки или особых температурно-влажностных условий хранения.
Складские помещения классов «В» и «B+» отличаются от премиум-класса несколько урезанной функциональностью и менее удобным расположением, что приводит к удешевлению строительства и содержания. Здание с высотой потолков не менее 6 метров может быть не только одно-, но и двухэтажным (при условии достаточного количества грузовых лифтов/подъемников грузоподъемностью не менее 3 тонн). Поскольку отличия таких складов от категории «А» минимальны, рамки применения фактически те же самые. Кроме того, сейчас комплексы класса «B» во многих российских регионах гораздо более востребованы из-за сравнительно низких арендных ставок при сопоставимом качестве.
К классу «С» относят переоборудованные капитальные производственные помещения или утепленные ангары с высотой потолков от 4 м. Пол – асфальт или бетон без противопылевого покрытия. Имеются устаревшие системы вентиляции, отопления и пожаротушения. Разгрузка производится непосредственно в помещении, для чего оборудованы ворота для въезда грузового транспорта. Этот класс складов уже не подходит для оперативной обработки и хранения продуктов питания и прочих товаров повседневного спроса. Но может применяться для складирования комплектующих, строительной и промышленной продукции.
Наконец, самый низкобюджетный класс «D» – это не отапливаемые складские помещения подвального или ангарного типа. Полы или земляные или цементные, а потому использование специальной погрузочно-разгрузочной техники затруднено. Помещения не оборудованы стеллажами, следовательно, возможно хранение только в один слой – непосредственно на полу. Такие помещения пригодны лишь для хранения низкооборачиваемых грузов, не требовательных к условиям хранения, – сырья для промышленного производства, горюче-смазочных материалов, металлических изделий.
Потребности и возможности
Логика подсказывает, что компаниям стоит предпочесть высококачественные складские площади, обеспечивающие более оперативную обработку грузов и хранение их в оптимальных условиях.
Экспертами подсчитано, что себестоимость обработки грузов на комплексах класса «А» на 30-35% ниже, чем в плохо приспособленных для этого низкокачественных складских помещениях. Исходя из этого, во многих случаях оказывается выгоднее арендовать отсеки в логокомплексах класса «А», чем тратиться на обслуживание собственного хранилища низкого качества. Но на практике всё оказывается далеко не так просто.
Дело в том, что описанное разнообразие складских помещений расположено на территории России весьма неравномерно.
До 75% логистических площадей класса «А» и «В» сосредоточено в столичном и Северо-Западном регионах – ключевых транспортных узлах страны. В то же время в большинстве районов России до сих пор превалируют низкокачественные склады классов «С» и «D», переоборудованные из пустующих промышленных зданий и подвалов.
Для обслуживания современных логистических комплексов, претендующих на европейский уровень качества, требуется сложная коммуникационная инфраструктура, которая во многих регионах находится в зачаточном состоянии.
Даже в таких активно развивающихся российских городах, как Самара, Новосибирск, Красноярск и т.п., до сих пор наблюдается дефицит складских площадей классов «А» и «В». Так что зачастую федеральные и транснациональные компании, приходящие в регионы, вынуждены самостоятельно строить качественные логистические терминалы для удовлетворения своих потребностей.
 

Вездесущий ретейл


Современные логистические центры начали возводиться в нашей стране во многом благодаря крупнейшим отечественным и зарубежным ретейлерам.
Сотни тысяч наименований товаров (продукты питания, электроника и бытовая техника, лекарства, одежда и обувь), особые условия хранения и транспортировки – все это требовало новейших подходов к складской логистике. Открывая всё новые магазины в регионах, розничные торговые сети волей-неволей были вынуждены решать местные проблемы неразвитой логистической инфраструктуры.
Также непрерывная экспансия ретейлеров в регионах помогла развитию местных логистических операторов, которые получили стимул вкладывать средства в строительство складских площадей премиум-класса.
Высококачественные логистические терминалы – это долгосрочные инвестиционные проекты, которые окупаются не ранее, чем через 5-7 лет эксплуатации. Но в то же время – это одно из самых перспективных направлений рынка недвижимости, поскольку каждый крупный ретейлер, начинающий экспансию в регионах, нуждается в площадке для размещения товаров.
Сейчас крупнейшие российские ретейлеры, такие как «Магнит», «Дикси», X5 Retail Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), постепенно отказываются от множества небольших складов, предпочитая развивать на собственных или арендованных площадях крупные распределительные центры, которые работают по принципу «Just in time» – «точно в срок».
Таким образом, издержки на хранение минимальны, а полный оборот товаров на складе происходит за 2-3 недели.
Один из московских ретейлеров, компания «Новый импульс», известная под торговой маркой «Утконос», два года назад открыла в московском районе Южное Бутово подобный логистическо-складской комплекс площадью 43 тыс. кв. м, предназначенный для обслуживания более 160 магазинов сети в столичном регионе.
Этот объект со сложной архитектурой, включающий не только складские площади, но и офисные помещения, предназначенные для работы более чем 2 тысяч сотрудников, был построен всего за полгода благодаря использованию технологии легких металлоконструкций (ЛМК).
С целью ускорения и упрощения процесса строительства руководство «Нового импульса» решило обратиться к Ruukki (ведущий европейский поставщик решений из металла для строительства и машиностроения), лидеру отрасли легких металлоконструкций в России. Сложность заключалась в том, что по проекту здание состояло из сегментов разной высоты и разного назначения, а также множества криволинейных архитектурных элементов сложной конфигурации.
Центральную часть восьмиэтажного сооружения занимал склад, в котором не было перекрытий, а по периметру располагались несколько ярусов антресолей.
Там по плану находились основные распределительные структуры комплекса – от холодильников до овощехранилищ.
«Когда конструкция выходит за рамки стандартной коробки, – говорит Екатерина Волкова, специалист Ruukki, занимавшаяся проектированием комплекса, – ее изготовление превращается в высокое искусство, доступное немногим компаниям. Без соответствующего оборудования и профессионалов добиться хорошего результата невозможно».
В данном случае, очевидным преимуществом применения новых технологий возведения логистических комплексов для компании «Новый импульс» стала возможность строить практически одновременно с проектированием.
На основе готовой архитектуры сооружения – отметок перекрытий, поэтажных планов, точек приложения нагрузок и их величин (то есть размещения оборудования, определяющего нагрузки на каркас) - заводское проектное бюро выдало как чертежи КМД для производства, так и монтажные схемы для строительства. Благодаря этому возведение началось сразу после изготовления конструкции, без дальнейших согласований. В итоге, от момента начала поставки до окончания строительства прошло всего полгода.
Склады быстрого приготовления
По мнению экспертов, сейчас в России не менее 90% новых складских объектов строится из ЛМК.
Такая популярность этой сравнительно новой для России технологии объясняется довольно просто: другие методы возведения однообъемных зданий не могут обеспечить сопоставимой экономичности и скорости проведения монтажных работ. За счет того, что на строительную площадку поставляются комплекты, готовые для монтажа, трудозатраты снижаются в среднем в два раза по сравнению с возведением складов по традиционным технологиям.
В связи с непростой ситуацией в российской экономике тема быстрого и недорого складского строительства становится особо актуальной.
Постепенно наблюдается переход к строительству складских объектов под заказчика – то есть не типовых логистических решений, а с учетом конкретных потребностей и особенностей клиента. Такую гибкость при высокой скорости проектирования и монтажа может обеспечить только технология ЛМК.
«Рынок складских помещений высокого класса сегодня предъявляет очень жесткие требования к качеству и скорости работ, – считает Сергей Климин, специалист компании Ruukki. – В таких условиях востребованы оказываются комплексные решения «под ключ».
Именно подобным образом было осуществлено возведение «Логистического центра Гориго» финской компании YIT. Комплекс площадью около 73 тыс. кв. м расположен на территории промышленного парка в пос. Горелово, недалеко от Санкт-Петербурга и аэропорта «Пулково». Он стал одним из самых крупнейших и современно оснащенных в Северо-Западном регионе России. В этом проекте Ruukki выступал не только в качестве проектировщика и поставщика металлоконструкций (каркасов, кровельных систем, фасадов и внутренних стен), но и в качестве генподрядчика.
«Полнокомплектные здания из металлоконструкций позволяют претворять в жизнь максимально сложные проекты современных логистических центров, – подтверждает Питер Форселл, директор по развитию недвижимости компании YIT Lentek.
С этим высказыванием можно не только согласиться, но и сделать его более категоричным: возведение логических комплексов высокого класса невозможно без привлечения современных строительных технологий, таких как ЛМК, позволяющих строить быстрее и дешевле. Подобные решения, помогающие уменьшить издержки на складскую логистику, в нынешних условиях чрезвычайно востребованы российским бизнесом, заново учащимся ценить каждый рубль.
Елена Гришина
Пресс-служба компании Ruukki



Информация о работе Логистика как наука