Логистический менеджмент и проблема качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:19, контрольная работа

Краткое описание

В современной экономике, которая становится социально ориентированной, на первое место выдвигаются проблемы качества производимой и реализуемой продукции. Решение проблемы качества находится в центре внимания предприятий-товаропроизводителей, для чего функционируют специальные подразделения - службы управления качеством. Качество, отвечающее требованиям потребителей и достижениям научно-технического прогресса, определяет конкурентоспособность предприятия, а вместе с этим - коммерческий успех и устойчивое финансовое состояние.

Оглавление

Введение…………………………………………….……………………3

1. Логистический менеджмент………………………………………...5

2. Основные компоненты системы логистического менеджмента компании………………………………………………………………………..6

3. Логистическая концепция качества………………………………14

4. Теоретические проблемы качества и надежности в логистической системе производства и товародвижения……………….16

5. Принципы логистики применяемые в управлении качеством..18

Заключение………………………………………………………………20

Список используемых источников…………………………………..21

Файлы: 1 файл

контрольная по логистике_посл..docx

— 39.23 Кб (Скачать)

Следует иметь в виду, что логистическая  деятельность начинается с получения  и обработки заказов клиентов. В теории логистики, помимо процесса выполнения заказов, есть также и  понятие материальных потоков. В  сферу компетенции логистического менеджмента подпадают материальные потоки, а также финансовые и информационные потоки. На начальных этапах процесса товародвижения заказ существует в  виде информации (заявки или заказа на обслуживание). Отдел продаж может  выполнять все операции по обслуживанию клиентов. Но менеджер по логистике  компании должен контролировать, каковы результаты выполнения этих операций, начиная с процедуры размещения заказа клиентами.

Одна из фирм, осуществляющая поставки пожарного оборудования, имеет небольшой  музей. В документе "Памятка пожарника", датированного 1800 годом, написано: "О  возникновении пожара свидетельствуют  следующие признаки: днем - дым, ночью - зарево". Это пример того, как  часто мы работаем, не обращая внимание на очевидные вещи. По сути - это рабочая  инструкция. Аналогично можно рассмотреть  процедуру размещения заказа. Могут  быть следующие варианты размещения заказа: клиент лично посещает офис продаж, размещает заказ по телефону, по факсу, электронной почтой, через  Интернет-сайт компании. Каждый из этих способов размещения заказа предполагает наличие и использование различных  технологий обработки заказов. Соответственно, различные способы размещения заказов  предполагают разную трудоемкость отработки  заказов. Самым эффективным с  точки зрения клиента является размещение им электронного заказа через Интернет-сайт. Но следует учитывать, что по статистике только 4% населения Российской Федерации  имеют компьютеры.

Многие показатели и результаты, например, складской деятельности компании - это следствие уровня организации  работы с заказами в компании - начиная  от приема заказов, и заканчивая согласовыванием, подтверждением, утверждением сроков и оплатой. Все данные, которые  затем могут понадобиться, например, подразделению доставки клиентам, еще  на этапе приема заказа. должны быть заложены в стандартную форму  заявки. Наличие данных означает возможность  обеспечения своевременной возможности  подготовки, планирования доставки скомплектованных заказов клиентам.

Управление закупками продукции

Это еще одна функция, которая не во всех фирмах относится к процессу товародвижения, то есть управляется  службой логистики. Как правило, в организационных структурах компании выделяются специализированные отделы закупок. Отделы закупок являются примером того, что нет необходимости все  и вся подчинять службе логистики. На практике можно наблюдать подмену  операционной и управленческой (координации  и интеграции) деятельности как двух основных видов деятельности специалистов по логистике. Координация - это деятельность по объединению ресурсов, усилий различных  структурных подразделений в  цепи поставок. Но имеются и виды деятельности, в которых требуются  высокий уровень профессиональной квалификации, знаний, навыков, опыта  и профессиональной интуиции специалиста, например, по закупкам, который вырабатывается в основном, со временем. Поэтому  можно говорить о том, что хороший  менеджер по логистике не должен быть узким специалистом. В компании должны быть специализированные подразделения, основу которых составляют специалисты, в частности, по закупкам. Но деятельность таких подразделений должны координироваться и управляться, по вопросам, касающимся выполнения заказов. Основные процедуры, которые включены в функцию управления закупками: подготовка к закупкам продукции, формирование заказа на закупку, размещение заказа, выбор поставщика, заключение договора поставки, оплата поставщику, сертификация продукции и управление запасами. Как правило, управление запасами выделяется как самостоятельная  функция.

Поставки продукции

С поставок начинается и операционная деятельность специалистов по логистике. Часть этих процедур может выполняться  сотрудниками отделов закупок. Например, подготовка к поставке продукции. Операционная деятельность начинается с момента  погрузки закупленной продукции  на транспортные средства.

Операции, которые относятся к  подготовке к отгрузке - это упаковка, подбор транспортной тары, специальная  маркировка. Подготовка к поставке включает, в основном, оформление разнообразной  документации. С точки зрения специалистов по логистике важно выделение  операций. С точки зрения руководства  компании интересны не операции, а  конкретные показатели. Контроль над  правильным выполнением операций осуществляется через показатели, устанавливаемые  в нормативных документах. Регулирование  выполнения логистических процедур осуществляется через нормативные  документы (рабочие инструкции, положения, договора, контракты).

Конкретная функция закрепляется за конкретным подразделением. Организационная  структура управления компанией, выделение  служб внутри общей структуры  управления компанией должно строиться  на процессной основе - на основе процесса выполнения заказов клиента.

Логистическая концепция  качества.

Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-73 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением2».

Логистическая концепция качества предусматривает, с одной стороны, применение принципов и методов логистики для управления качеством, а с другой стороны, формирование логистической системы соответствующей организации и адекватными управляющими воздействиями на качество как объект управления. Следовательно, такая концепция должна органически соединять в себе логистику и качество. 

Коренные преобразования 90-х годов дали мощный импульс для развития комплекса экономических наук, среди которых особо важное место занимает логистика. Известная с начала XIX века, логистика обслуживала потребности тыла и снабжения вооруженных сил. С 50-х годов XX века в странах Западной Европы и США логистика стала применяться для гражданских нужд, т.е. произошла своеобразная конверсия логистики. На качественно новом уровне логистика стала развиваться в России, чему в немалой степени способствовали особенности переходного периода - перехода от административно-командной к рыночной экономике.  
К настоящему времени в результате интенсивных исследований накоплен огромный объем научной информации, вследствие чего логистика стала дифференцироваться по различным направлениям - функциональным и отраслевым. Из сказанного ранее вытекает что, к функциональным логистикам относятся логистики заготовительная, закупочная, распределительная, коммерческая, предпринимательская и др.  
Весьма плодотворными оказались результаты исследований многих специалистов в конкретных отраслях народного хозяйства, что позволяет говорить об 13 отраслевых логистиках - машиностроительной, транспортной, сельскохозяйственной, строительной, фармацевтической и др. В рассматриваемом аспекте вполне правомерным представляется существование логистики качества как функциональной логистики, поскольку предметом такой логистики является общеотраслевая (народнохозяйственная) функция - управление качеством. Основу такой логистики составляет логистическая концепция качества или, что то же самое, концептуальная логистическая система управления качеством как синтез логистики и качества. 

В научном обиходе используется более двух десятков определений логистики, в которых отражено узкое и весьма расширительное толкование - от материально-технического снабжения и до определенно прогрессивного мышления. 

Одни из таких: 

логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг, и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо - или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей. 

Или более лаконичное, но вполне емкое определение:  
логистика - есть наука об управлении потоками в больших системах.  
При всем разнообразии определений логистики в них присутствуют ключевые слова: «поток» и «управление». Данное обстоятельство предопределяет необходимое и достаточное условие для формирования логистической концепции качества, поскольку имеется объект управления - качество. 

Теоретические проблемы качества и надежности в логистической  системе производства и товародвижения.

Одной из острых проблем старой, административно-командной  экономики была проблема качества. (В связи с этим уместно вспомнить  многочисленные постановления, включая  «Знак качества», «Пятилетку качества»). Стало очевидным, что качество - это  проблема не только технико-технологическая, но и экономическая. Последнее означает, что для достижения необходимого качества и для его повышения  требуются немалые затраты ресурсов - трудовых, материальных и, наконец, денежных. Поэтому уровень качества должен быть экономически оправдан для определенных условий производства и эксплуатации той или иной продукции. Поэтому  на смену абсолютизации качества («качество любой ценой», «достижение уровня мировых стандартов», «цель - высокое качество» и т.п.) пришло понимание необходимости соизмерения качества и затрат. Последнее означает, что качество должно быть объектом регулирования или управления, целью которого является достижение оптимального уровня.  
На уровень качества влияет множество факторов, т.е. 

 
Q = f (x1,x2,... xn) где:  
Q - уровень качества,  
x1, x2,... xn - факторы, влияющие на уровень качества. 

Эти факторы, по существу, являются управляющими воздействиями - все они сводятся к одному - к затратам денежных средств  С (в форме общих издержек или  себестоимости), т.е.

Q =f(C). 

Кроме того, качество Q и соответствующие  ему затраты С находятся под  воздействием управляющих мероприятий. 

Согласно РД 50-605-86 «Методические  указания по применению стандартов на статистический приемочный контроль», управление качеством представляет собой «такой вид руководящей  деятельности, который обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой  степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей»3

Приведенное определение носит  печать административно-командной  экономики, поскольку управление качеством  относят к руководящей деятельности, что неприемлемо для современной  социально ориентированной рыночной экономики. Представляется целесообразным относить управление качеством к производственно-коммерческой деятельности предприятия. 

Весьма неопределенным является содержащееся в определении положения о  «достаточно высокой степени  полезности», это также противоречит требованиям современной экономики, для которой характерно так называемое «прицельное» качество. Кроме того, под этим положением, по существу, скрывается требование «качество любой ценой» - тем более, что в рассматриваемом  определении не отражен экономический  аспект проблемы. Отмеченные недостатки преодолеваются логистической системой управления качеством. 

Другим ключевым словом в определении  логистики, как уже отмечалось, является «поток», ибо логистика базируется на потоковой концепции управляемых  процессов и объектов. В связи  с этим возникает необходимость  формирования потока, что является одним из принципов логистики.  

Принципы логистики применяемые  в управлении качеством.

Для управления качеством принимаются  следующие принципы логистики: 

1) выделение в системе перемещающихся  и изменяющихся объектов в  качестве отдельной управляемой  подсистемы и применение по  отношению к ней системного  подхода, т.е. формирование потока  как объекта управления; 

2) определение конечного результата  как цели потока в соответствии  с экономическими, техническими  и другими требованиями функционирования  данной системы; 

3) усиление расчетного начала  на всех стадиях управления  потока, включая планирование, регулирование,  учет, контроль, анализ; 

4) диспетчеризация потока - непрерывное  отслеживание перемещения и изменения  каждого объекта потока и корректировка  его параметров; 

5) обеспечение надежности потока; 

6) формирование всех видов обеспечения  и обслуживания потока, т.е. его  инфраструктура; 

7) использование современных технических  средств управления - контроля и  регулирования параметров потока; 

8) координация действий всех  участников, занятых формированием  и управлением потоком, включая  непосредственных и опосредованных; 

9) осуществление управления потоком  и достижения цели с минимальными  затратами используемых ресурсов; 

10) соблюдение комплекса экологических  требований.  
Перечисленные принципы вполне применимы к управлению качеством.

Таким образом, первоочередной задачей  логистики является формирование потока. 

Отсюда возникает необходимость  логистизации качества. Под логистизацией понимается процесс формирования потока или представление управляемого объекта в виде потока для оптимизации его параметров. Иными словами, логистизация есть процесс подготовки объекта или системы к использованию принципов и методов логистики.

 

Заключение.

Логистика - научно-практическое направление в экономике, будучи универсальной, она показала свою эффективность во многих отраслях экономики как в сфере производства, так и в сфере обращения.  
В данной контрольной работе была рассмотрена логистическая концепция качества, проанализированы теоретические проблемы качества и надежности в логистической системе производства и товародвижения, представлены принципы логистики, успешно применяемые в управлении качеством. 

Логистическая система управления качеством, будучи адаптивной к широкому спектру условий, проявляет свое действие в следующих практических результатах:

    • обеспечивает конкурентоспособность продукции отечественных товаропроизводителей;
    • создает организационно-коммерческие условия для производства импортозаменяющей продукции;
    • является одной из составляющих антикризисного управления или управления производством для осуществления инновационных мероприятий;
    • повышает финансовую устойчивость предприятия за счет стабильного дохода от реализации конкурентоспособной продукции, сопутствующих и послепродажных услуг;
    • повышает эффективность производства потребителей за счет эксплуатации высококачественной и надежной продукции. 

 

 

 

Список используемых источников.

  1. Аникин Б.А. Логистика / Б.А. Аникин. -  М. : ИНФРА-М, 2003.;
  2. Козловский В.А. Логистический менеджмент // Учебное пособие / В.А. Козловский - Издательство «Лань», 2002г.;
  3. Морозов О.Б. Основы логистической теории в практике успешного ведения современного бизнеса: cпециальный курс // Лекционные материалы к курсу / О.Б. Морозов. : СПб., 2005.
  4. РД 50-605-86 «Методические указания по применению стандартов на статистический приемочный контроль»;
  5. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе / В.И. Сергеев - М. : ИНФРА – М, 2003г.;
  6. Степанов В.И. Логистика / В.И. Степанов - М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2006г.;

Информация о работе Логистический менеджмент и проблема качества