Логистические каналы и их характеристики. Логистические сети

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 05:37, контрольная работа

Краткое описание

Логистический канал представляет собой частично упорядоченное множество, составляющими которого выступают производители (поставщики), потребители, посредники, перевозчики и другие участники, обеспечивающие процесс товародвижения. Логистические каналы являются ключевыми составляющими сбытовой системы предприятия, выполняющими всю совокупность сбытовых функций и обеспечивающими в конечном итоге адресность сбыта.
Логистические цепи и логистические каналы являются составляющими структурами логистической сети, которую выстраивает фокусная (центральная) компания. Логистическая сеть — есть полное множество звеньев ЛС, между которыми устанавливаются взаимосвязи по основным и/или сопутствующим потокам в рамках существующей или проектируемой логистической системы.

Файлы: 1 файл

Логистика.docx

— 366.38 Кб (Скачать)

9. Логистические каналы и их характеристики. Логистические сети.

Логистический канал представляет собой частично упорядоченное множество, составляющими которого выступают производители (поставщики), потребители, посредники, перевозчики и другие участники, обеспечивающие процесс товародвижения. Логистические каналы являются ключевыми составляющими сбытовой системы предприятия, выполняющими всю совокупность сбытовых функций и обеспечивающими в конечном итоге адресность сбыта.

Логистические цепи и логистические каналы являются составляющими структурами логистической сети, которую выстраивает фокусная (центральная) компания. Логистическая сеть — есть полное множество звеньев ЛС, между которыми устанавливаются взаимосвязи по основным и/или сопутствующим потокам в рамках существующей или проектируемой логистической системы.

Логистическая сеть — достаточно емкое понятие. Следует подчеркнуть формальный аспект: данное формирование взаимосвязанных и взаимозависимых центров логистических активностей образует сетевую структуру — ориенти-рованный конечный связный граф, имеющий начальную точку («источник») и конечную («сток»). Как всякий граф, сеть может быть представлена в виде сетевого графика, в котором фиксируется комплекс операций и событий, отражающий технологическую последовательность и связь в процессе достижения цели. Категории сети и сетевого графика служат основными инструментами сетевого пла-нирования и управления.

Как товаропроводящая система логистическая сеть включает структуру всех логистических каналов между производственными предприятиями и распределительными центрами, совокупность которых, собственно, и осуществляет продвижение товарных потоков. 
Функции, выполняемые логистическими каналами, включают распределение, доставку, хранение (складирование), предпродажную подготовку и обслуживание, продажу, послепродажное обслуживание, а также функции информационного и правового содержания, необходимые для формирования хозяйственных связей и деловых отношений с субъектами сбытовой деятельности и в конечном т оге с покупателями (потребителями). 
Выполнение указанных функций обусловливает возникновение соответствующих потоков между субъектами сбытовой деятельности: материальных потоков товаров (продукции, услуг); информационных потоков; финансовых потоков; правовых потоков (правомочий, ответственности, страхования); трудовых потоков.

Логистический канал помимо движения и доставки самого товара выполняет целый ряд функций и обеспечивает наряду с предоставлением товара и передачу права собственности на него. Логистический канал является цепью как составляющей всей ЛС сбытовой деятельности, обеспечивающей движение логистического сбытового потока, так и системной совокупности всех его составляющих потоков. 
Логистический канал можно трактовать как маршрут движения товара от производителя к потребителю. Основные параметры, характеризующие логистический поток, свойственны и логистическому каналу: начальный и конечный пункты, траектория, длина и ширина, промежуточные пункты (субъекты, посредники), возможные, предполагаемые и допустимые скорость и время движения, интенсивность движения. Субъектами логистического канала сбыта являются все организации (производитель, посредники, покупатели и потребители) и их структурные подразделения, обеспечивающие адресное движение и доставку товара. Логистический канал, таким образом, это логистическая цепь системно взаимосвязанных, функционально специализированных и адресно ориентированных организаций, последовательно осуществляющих весь процесс сбытовой деятельности от производителя к потребителю.

Логистические каналы характеризуются длиной (протяженностью) и шириной.

Длина канала определяется числом посредников во всей цепи между производителем и покупателями (потребителями). Иными словами, вертикальная структура логистического канала характеризуется числом уровней (посредников), соединяющих производителя с покупателями (потребителями). По этому параметру различаются прямые и опосредованные (косвенные, непрямые) логистические каналы. 
Прямой канал (канал нулевого уровня) характеризуется отсутствием посредников и связывает производителя непосредственно с покупателями (потребителями).

Опосредованный канал связывает производителя с покупателями (потребителями) через определенное число посредников, которое определяет уровень этого канала. Последний параметр позволяет различать «короткие» и «длинные» логистические каналы. Длинные каналы способствуют достижению более высокого уровня охвата рынка, однако затрудняют и усложняют управление и координацию деятельности субъектов системы. 
Ширина канала определяется числом посредников на отдельном уровне (этапе) цепи.

Структура отдельного логистического канала и всей логистической сети в целом обусловливает, с одной стороны, интеграцию функциональной деятельности всех ее субъектов, с другой — конкуренцию между ними. Единство этих двух противоположных сил и тенденций обеспечивает, ко всему прочему, вариантность и гибкость ЛС предприятия, определяющие эффективность ее функционирования и развития.

Возможны два типа конкурентных отношений в логистической сети: горизонтальная и вертикальная конкуренция.

Горизонтальная конкуренция  существует как между посредниками одного уровня, так и между целыми структурами. Горизонтальная конкуренция  может существовать и между посредниками одного уровня в пределах единого канала (внутриканальная горизонтальная конкуренция), и между посредниками одного уровня разных логистических каналов (межканальная уровневая конкуренция), наконец, между различными логистическими каналами (межканальная интегральная конкуренция). Внутриканальная и межканальная уровневая конкуренция может осуществляться, в свою очередь, как между посредниками одного класса (типа функциональной специализации и организационно пранового статуса), так и между таковыми же, но различающимися формой и характером реализации подобных функций (так называемая меж типовая конкуренция). 
Вертикальная конкуренция существует между посредниками различных уровней одного и того же логистического капала. Этот тип конкуренции обусловлен известным пересечением функций посредников разных уровней — выполнением ими функций смежных посредников. 
Именно системное единство интегрирующей и координирующей функций с одной стороны, и конкурентного характера сотрудничества, с другой, обусловили и обеспечили эффективность вертикальной организации логистических каналов как основы интегрированных и координированных вертикальных ЛС.

Выбор типа логистического канала определяется факторами рынка и покупателей (потребителей), факторами товара и самого предприятия, а также факторами конкурентной среды.

Определенное влияние  на выбор и формирование логистического канала оказывают организационно-правовые, экономические, функциональные, конкурентные и другие факторы субъектов-посредников. Их состав, распределение прав, ответственности, логистических функций и управления, организация взаимодействия и взаимосвязей между ними определяют вертикальную структуру логистического канала и его основные параметры:

спектр и содержание выполняемых  функций; 
скорость, точность, адресность и другие параметры н показатели качества; 
степень охвата рынка;

глубину проникновения на рынок;

объемы оборота;

конкурентоспособность;

издержки и эффективность.

Посредники разделяются  на две группы: независимые и связанные  с производителем. Первые отличаются от вторых наличием права собственности  на товар, приобретаемого вместе с товаром  у производителя (вторые таким правом не обладают).

Независимые оптовые посредники — это оптовые торговцы, дистрибьюторы  регулярные, маклеры (дилеры). Оптовые  торговцы, дистрибьюторы арендуют или  обладают складскими помещениями и  выполняют, как правило, в полном объеме все виды посреднических функций, перепродавая, соответственно, различным торговцам товары конечного потребления и непосредственно потребителям товары производственного назначения.

Маклеры (дилеры) не арендуют и не обладают складскими помещениями, а потому имеют дело с товарами и выполняют функции, исключающие  хранение-складирование и связанные  с ними технологические операции. Различают многотоварных, а также  функционально или товарно специализированных маклеров.

Независимые розничные торговцы продают товары непосредственно  конечным потребителям. Различают торговцев  широкого профиля, специализированных торговцев и торговцев-ремесленников, а также по формам, характеру и  уровню обслуживания. 
Для настоящего времени характерна тенденция к созданию интегрированных систем, объединяющих функции оптовой и розничной торговли товарами конечного потребления. Организационной формой таких систем являются крупные торговые пространства (гипермаркеты) или сети магазинов. В сочетании с системой самообслуживания их конкурентными преимуществами являются:

ассортимент наибольшего  спроса и большого оборота;

низкие закупочные цены;

небольшая торговая наценка  и низкие цены продаж;

динамичное продвижение  товара;

экономия на масштабе организации  и управления;

удобные формы и сроки  платежей.

Связанные с производителем логистические посредники, как уже отмечалось, не являются собственниками товара. К их числу относятся брокеры, агенты (промышленные, сбытовые), комиссионеры, а также закупочные организации и аукционы.

Агенты, брокеры и комиссионеры реализуют товар от имени производителя  на условиях определенного процента от объема сбыта или фиксированного вознаграждения за каждую проданную  единицу товара. Ими могут быть как физические, так и юридические  лица. 
Агенты являются представителями предприятия с ограниченным, как правило, правом ведения переговоров. Агенты промышленные имеют определенную товарную специализацию и выполняют основные сбытовые функции, свойственные отделу сбыта. Агенты сбытовые выполняют соответствующие функции как представители относительно небольших предприятий и по всему спектру товаров.

Брокеры осуществляют посредническую деятельность, не только не обладая  полным правом собственности, по п даже правомочием распоряжаться товаром. Брокер являются посредником в основном по обеспечению сделки между производителем и покупателями. Оплата деятельности брокеров производится только за результативные сделки. 
Комиссионеры, в отличие от брокеров, имеют товары и своем распоряжении и осуществляют сбытовую деятельность на условиях консигнации (от своего имени, но на счет производителя). Эта категория посредников имеет в своем распоряжении, как и дистрибьюторы, складские помещения и выполняет целый ряд соответствующих функций. Необходимо отметить, что на условиях консигнации иногда работают и промышленные агенты. 
Закупочные и им подобные (экспортно-импортные и др.) организации — это своего рода коллективные брокеры или клиенты, самостоятельные в правовом отношении, но работающие также на условиях комиссионной оплаты. 
В структуре логистического канала присутствуют и обслуживающие посредники. Эта категория посредников осуществляет другие, не связанные с основными коммерческими, функции: доставку (транспортировку и хранение) товаров, а также вспомогательные коммерческие и обеспечивающие функции. Оплата их деятельности осуществляется в форме комиссионных или фиксированных платежей.

Наконец, в структуре логистического канала необходимыми оказываются посредники, осуществляющие обратное движение основных потоков. Подобные функции могут осуществлять как те же самые посредники, участвующие в прямом движении, так и специальные посредники. Обратные каналы материального потока логистической сети от потребителя (покупателя) к производителю подразделяются: 
на каналы вторичной переработки; каналы возврата (замены, рем  онта, вторичного использования).

Каналы вторичной переработки  могут иметь в своей структуре  тех же посредников, а могут включать и специальных, связанных с приемом, движением и переработкой соответствующих  товаров и их отдельных составляющих, отходов и т.п. К тому же каналы вторичной переработки могут быть направлены не к производителю и поставщику товара, 
а к поставщику и производителю соответствующих ресурсов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих, упаковки и т.д.

Каналы возврата подразделяются:

на каналы замены (как правило, это те же каналы распределения); 
каналы ремонта (как правило, это каналы обратного движения через специальных посредников к ремонтным центрам, центрам обслуживания — собственным центрам производителя или независимым); 
каналы вторичного использования (как правило, это те же каналы распределения, используемые для обратного движения тары, средств доставки многократного использования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.  Сущность, цель  и задачи закупочной логистики.

Цeль зaкyпoчнoй лoгиcтики – нaдeжнoe и кaчecтвeннoe oбecпeчeниe пpoизвoдcтвeнныx пoдpaздeлeний фиpмы мaтepиaльными pecypcaми, нeoбxoдимыми для выпoлнeния зaдaннoгo пpoизвoдcтвeннoгo pacпиcaния.

В лoгиcтикe oтнoшeния c пocтaвщикaми дoлжны cтpoитьcя нa cлeдyющиx пpинципax:

  • oбpaщaтьcя c пocтaвщикaми тaк жe, кaк и c клиeнтaми фиpмы;
  • нe зaбывaть, нa дeлe дeмoнcтpиpoвaть oбщнocть интepecoв;
  • знaкoмить пocтaвщикa co cвoими зaдaчaми и быть в кypce eгo дeлoвыx oпepaций;
  • пpoявлять гoтoвнocть пoмoчь в cлyчae вoзникнoвeния пpoблeм y пocтaвщикa;
  • coблюдaть пpинятыe нa ceбя oбязaтeльcтвa;
  • yчитывaть в дeлoвoй пpaктикe интepecы пocтaвщикa.

Зaдaчи, oтнocящиecя к зaкyпoчнoй лoгиcтикe:

  • oпpeдeлeниe пoтpeбнocти в мaтepиaльныx pecypcax;
  • иccлeдoвaниe pынкa зaкyпoк;
  • выбop пocтaвщикoв;
  • ocyщecтвлeниe зaкyпoк;
  • кoнтpoль пocтaвoк;
  • пoдгoтoвкa бюджeтa зaкyпoк;
  • кoopдинaция и cиcтeмнaя взaимocвязь зaкyпoк c пpoизвoдcтвoм, cбытoм, cклaдиpoвaниeм и
  • тpaнcпopтиpoвaниeм, a тaкжe c пocтaвщикaми.

Информация о работе Логистические каналы и их характеристики. Логистические сети