Логистическая система корпорации TOYOTA, влияние на нее природных катаклизмом и поиск решения возникших проблем с помощью метода AHP

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
рассмотреть влияние землетрясения 11 марта на логистическую систему известнейшей японской компании Toyota, уделить значительное внимание логистической системе компании Toyota, ее основным чертам и особенностям и рассмотреть возможные варианты решения возникших проблем и выбрать лучший из них с помощью метода аналитической иерархии.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
Параграф 1. Логистическая концепция корпорации Toyota 5
Пункт 1. Логистическая система JIT 5
Пункт 2. Система KANBAN 8
Пункт 3. Выводы по логистической системе корпорации Toyota 14
Параграф 2. Влияние природных катаклизмов на логистическую систему компании Toyota. 16
Глава 2. Практическая часть. 19
Параграф 1. Сущность и принципы системного подхода 19
Параграф 2. Метод аналитической иерархии. 21
Пункт 1. Общая схема метода аналитической иерархии 21
Пункт 2. Структуризация 22
Пункт 3. Сравнения 24
Пункт 4. Определение наилучшей альтернативы 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

λmax= 4,07

При этом для  соответствующего индекса согласованности  имеем

ИС=

Данный показатель характеризует приемлемую согласованность  наших суждений относительно сравниваемых альтернатив A,B,C и D в исходной матрице попарных сравнений.

 

     Сравнение  по критерию: Стоимость строительства.

     Пусть,  для определенности, соответствующие  суждения относительно попарных  сравнений альтернативных элементов  A, B, C и D по критерию «стоимость строительства» представляет матрица сравнений из таблицы.

    

Альтернативы

A

B

C

D

Дополнительный  столбец

Нормированный вектор-столбец

A

1

3

1/3

1

1

0,2

B

1/3

1

1/5

1/3

0,39

0,08

C

3

5

1

3

2,59

0,52

D

1

3

1/3

1

1

0,2


 

     Отметим, в частности, что представленные матрицей сравнений суждения, относительно сравниваемых по критерию С2 альтернативных вариантов решений, означают следующее:

* Умеренное  превосходство альтернативы С  (с показателем 70) по отношению  к альтернативам A и D (с показателем 80);

* Существенное  превосходство альтернативы С  по отношению к альтернативе B (с показателем 90);

* Умеренное  превосходство альтернатив A и  D по отношению к альтернативе B;

* Эквивалентность  альтернатив A и D между собой;

     Легко  видеть, что представленная в таблице матрица попарных сравнений не является согласованной. Поэтому необходимо оценить соответствующий индекс согласованности для этой матрицы. Сначала находим компоненты собственного вектора-столбца аналогично тому, как рассчитывали его в сравнении по первому критерию. Нормируя его, получаем значения показателей важности рассматриваемых альтернатив по критерию «стоимость строительства»:

1) VA2=0,2

2) VB2=0,08

3) VC2=0,52

4) VD2=0,2

     Далее,  умножая заданную матрицу попарных  сравнений на нормированный вектор-столбец, получаем:

 

     После  этого находим соответствующее  приближение к собственному значению λmax для рассматриваемой матрицы сравнений:

     1) 0,81/0,2=4,05

     2) 0,32/0,08=4

     3) 2,12/0,52=4,08

     4) 0,81/0,2=4,05

     Среднее  арифметическое значение этих  отношений дает интересующую  нас оценку:

    λmax= 4,045

     При  этом соответствующий индекс  согласованности составляет 

     ИС=

     что  характеризует приемлемую согласованность суждений, представленных матрицей попарных сравнений.

    

    

 

 

 

 

 

Сравнение по критерию C3

     Суждения  ЛПР по сравнению предлагаемых  альтернатив представлены в следующей  таблице:

Альтернативы

A

B

C

D

Дополнительный  столбец

Нормированный вектор-столбец

A

1

1/3

3

3

1,3

0,24

B

3

1

5

5

2,94

0,56

C

1/3

1/5

1

1

0,5

0,1

D

1/3

1/5

1

1

0,5

0,1


 

    

     При  чем данная таблица показывает:

* Существенное  превосходство альтернативы B (с  показателем 35) по отношению к  альтернативам C и D (с показателем 45);

* Умеренное  превосходство альтернативы B по  отношению к альтернативе A (с  показателем 40);

* Умеренное  превосходство альтернативы A по  отношению к альтернативам C и  D;

     * Эквивалентность альтернатив A и  D между собой;

     Снова  мы видим, что полученная матрица не является согласованной. Поэтому проводим те же операции, что и при сравнении по предыдущим критериям. Получаем значения показателей важности:

1)VA3=0,24

2)VB3=0,56

3)VC3=0,1

4)VD3=0,1

     Далее,  умножая заданную матрицу попарных  сравнений на нормированный вектор-столбец, получаем:

 

     После  этого находим соответствующее  приближение к собственному значению λmax для рассматриваемой матрицы сравнений:

     1) 1,03/0,24=4,3

     2)2,28/0,56= 4,07

     3) 0,39/0,1=3,9

     4) 0,39/0,1=3,9

    λmax= 4,043

    

     Соответственно, индекс согласованности равен:

     ИС=

что вполне удовлетворяет нашим требованию ИС<0,1

    

     Пункт 4. Определение наилучшей альтернативы

    

     На  последнем этапе метода аналитической иерархии реализуем синтез найденных на предыдущих этапах коэффициентов важности для анализируемых альтернативных решений с учетом «весов» имеющихся критериев в рамках заданной иерархии. Для этого нам необходимо определить этот самый «вес» каждой альтернативы. Выполняем процедуру, аналогичную попарному сравнению альтернатив. Получаем таблицу:

 

Критерии

С1: Параметры качества продукции

С2: Стоимость строительства

С3:расположение относительно рынков сбыта

Собственный вектор

Вес критерия, wi

C1

1

3

9

3

0,69

C2

1/3

1

3

1

0,23

C3

1/9

1/3

1

1/3

0,08




 

 

    

   

 

 

 

 При этом:

* Критерий С1 умеренно превосходит критерий С2 и имеет очень большое превосходство над критерием С3

* Критерий С2 умеренно превосходит критерий C3.

     Мы  видим, что на этот раз матрица попарных сравнений является согласованной. Теперь нам необходимо посчитать вес каждого критерия. Делаем это аналогично расчету нормированного вектор-столбца. Получаем:

     w1=0,69

     w2= 0,23

     w3=0,08

     Итак, реализуем синтез найденных на предыдущих этапах коэффициентов важности для анализируемых альтернативных решений с учетом «весов» имеющихся критериев в рамках заданной иерархии.

    Используем формулу:

   

,

     где  Vj – итоговый показатель качества или приоритет j-той альтернативы в рамках анализа заданной иерархической структуры;

     wi – вес i-того критерия

     Vij – показатель важности j-той альтернативы по i-тому критерию

Альтернатива  А:

     VA=w1*VA1+ w2*VA2+ w3*VA3

     VA=0,69*0,15+0,23*0,2+0,08*0,24=0,1687

 

     Альтернатива B:

     VB=w1*VB1+ w2*VB2+ w3*VB3

     VB=0,69*0,4+0,23*0,08+0,08*0,56=0,3392

 

    

Альтернатива  С:

     VС=w1*VС1+ w2*VС2+ w3*VС3

     VС=0,69*0,05+0,23*0,52+0,08*0,1=0,1621

 

     Альтернатива D:

     VD=w1*VD1+ w2*VD2+ w3*VD3

     VD=0,69*0,4+0,23*0,2+0,08*0,1=0,402

       

Таким образом, в качестве наилучшей альтернативы мы выбираем альтернативу D с показателем 0,402. Как мы помним альтернатива D обозначала строительство завода в городе Джералтдон Канады. Там наши критерии (параметры качества производства, стоимость строительства и расположение относительно рынков сбыта) сочетаются в наилучшей для нас пропорции.

    

    

    

    

    

 

 

    

    

    

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в ходе своей работы я проанализировала логистическую систему корпорации Toyota, обозначила основные черты систем «Just In Time» и «KANBAN», выявила проблемы, с которыми столкнулась корпорация Toyota в связи с землетрясением 11 марта этого года. Затем, из четырех альтернативных методов решения этой проблемы выбрала лучший с помощью системного подхода и метода аналитической иерархии.

Я пришла к выводу, что JIT - потенциально чрезвычайно эффективная форма организации производства, но очень требовательная и хрупкая. Низкие запасы означают, что такие сбои, как поломка станка, могут вызвать остановку всего процесса, не говоря уже о таких стихийных катаклизмах, как цунами и землетрясение. Поэтому, по моему мнению, основную часть производства нужно переносить в места, находящиеся в зоне, менее зависящей от природных катаклизмов, нежели Япония. Я предложила 4 варианта решения этой проблемы и с помощью метода аналитической иерархии выявила наилучшую альтернативу: построить завод Toyota в городе Джералдтон Канады, где критерии сочетаются между собой наилучшим образом.

Что касается метода аналитической иерархии, то решив  задачу с помощью него, я выделила для себя его плюсы и минусы. Главным достоинством процедуры я считаю тот факт, что веса критериев и оценки по субъективным критериям не назначаются прямым волевым методом, а на основе парных сравнений. Другое достоинство - представление критериев в виде иерархии. Такая структура, если вдуматься, внутренне присуща самому понятию "критерий", т.е. критерии по своей природе иерархичны.

Говоря о недостатках, я бы упомянула шкалу превосходства. Если представим ситуацию, когда одновременно справедливы следующие  утверждения: а) "альтернатива А очень сильно превосходит альтернативу B и б) альтернатива B очень сильно превосходит альтернативу C. Встает вопрос о том, как оценить превосходство альтернативы А над альтернативой C? Логично было бы сделать заключение, что альтернатива А превосходит альтернативу С в 49 раз (7 умножить на 7). Но этот вывод явно не укладывается в рамки заданной шкалы. Процедура АНР не дает ответа на этот вопрос.

        Кроме того, основной недостаток, на мой взгляд, заключается в том, что парные сравнения используются для получения количественных значений. Серьезные исследования последнего десятилетия приводят к выводу, что корректнее и надежнее использовать парные сравнения для получения только качественных заключений, типа: "критерий A важнее критерия B", не уточняя на сколько важнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. «Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний»- Джеффри Лайкер, Майкл Хосеус
  2. «Экстремальная Toyota: Парадоксы успеха японского менеджмента»- Хиротака Такеути, Норихико Симидзу, Эми Осоно
  3. «Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира» (6-е издание) - Джеффри Лайкер
  4. «Система разработки продукции в Toyota: Люди, процессы, технология» - Джеффри Лайкер.
  5. «Теория и методы принятия решений» Ларичев О.И.
  6. Учебно-методические материалы по дисциплине Системный анализ в логистике. Бродецкий Г.Л.
  7. http://www.toyota.ru/
  8. http://www.management.web-standart.net/news/2008/11/20/3304/
  9. http://www.logsystems.ru/articles/sistema-kanban
  10. http://sovgavan.ru/forum/3-2450-1

 


Информация о работе Логистическая система корпорации TOYOTA, влияние на нее природных катаклизмом и поиск решения возникших проблем с помощью метода AHP